Гр. дело ...
УИД ...
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2022 года г. Закаменск
Закаменский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Абалаковой М.П., при секретаре Галсановой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Закаменского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Закаменский район», МКУ «Закаменское РУО», МАОУ «Дабатуйская СОШ» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Закаменского района РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АМО «Закаменский район», МКУ «Закаменское РУО», МАОУ «Дабатуйская СОШ» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Закаменского района РБ проведена проверка и установлено, что в нарушение пп «г, м» п. 24 требований постановления Правительства № 1006 от 02.08.2019 г. здание и территория МАОУ «Дабатуйская СОШ» не оснащены системой передачи тревожных сообщений в подразделениях войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 и поддержание их в исправном состоянии и системой наружного освещения.
Прокурором района 18.05.2021г. вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений начальнику МКУ «Закаменское РУО», однако до настоящего времени начальником МКУ «Закаменское РУО» нарушения не устранены, меры не приняты.
В судебном заседании представитель истца Базарова С.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, просит требования удовлетворить и установить срок для устранения вышеуказанных нарушений до 1 сентября 2023 г.
Представители ответчиков АМО Закаменский район», МКУ «Закаменское РУО» Глейзер В.В., Дашапилова Н.Д. в судебное заседание на явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, направили заявления о признании исковых требования прокурора Закаменского района РБ в полном объеме и о рассмотрении данного гражданского дела в их отсутствие.
Представитель ответчика МАОУ «Дабатуйская СОШ» в судебное заседание на явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Учитывая, что представитель истца выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства в отсутствие ответчика МАОУ «Дабатуйская СОШ», а также принимая во внимание, что ответчик надлежащем образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако в судебное заседание не явился и не сообщил об уважительности причин неявки, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на основании ст. 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, исследовав исковое заявление и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 38, 41 Конституции РФ детство находится под защитой государства, каждый имеет право на охрану здоровья. Государство обязано обеспечить охрану здоровья своих граждан.
В силу п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009 г., одной из задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3, противодействие терроризму основывается на следующих основных принципах, в числе которых, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
На основании ч. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с абз. 2 п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливноэнергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании») к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пп 2 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ «Об образовании» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
П. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании» предусмотрена ответственность образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно разделу 1 Устава МАОУ «Дабатуйская СОШ», учреждение является некоммерческой организацией, в целях предоставления гражданам, проживающим на территории сельского поселения «Далахайское» Закаменского района РБ, гарантированного Конституцией РФ, Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Согласно разделу 1 Устава МАОУ «Дабатуйская СОШ», учредителем и собственником имущества учреждения является МО «Закаменский район».
Полномочия собственника по управлению и распоряжению муниципальным имуществом учреждения от имени учредителя осуществляет МКУ «Комитет по экономическому развитию» МО «Закаменский район».
Функции и полномочия учредителя учреждения от имени АМО «Закаменский район» по управлению учреждением по его основной деятельности осуществляет МКУ «Закаменское районное управление образования».
Согласно паспорту безопасности и акту обследования и категорирования объекта (территории) образовательной организации объекту - МАОУ «Дабатуйская СОШ» присвоена 4 категория опасности объекта.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки прокуратурой района исполнения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищённости образовательных учреждений в деятельности МКУ «Закаменское РУО» установлено, что в нарушение пп «г, м» п. 24 требований Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 г. здание и территория МАОУ «Дабатуйская СОШ» не оснащены системой передачи тревожных сообщений в подразделениях войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 и поддержание их в исправном состоянии и системой наружного освещения.
Прокуратурой Закаменского района РБ 18.05.2021 г. начальнику МКУ «Закаменское РУО» вынесено представление, перечисленные в представлении нарушения законодательства не устранены.
Из ответа начальника МКУ «Закаменское РУО» на представление прокурора следует, что учреждением частично устранены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях района, однако по оставшимся пунктам представления требования к антитеррористической защищенности объектов не выполнены в связи с дефицитом бюджета МО «Закаменский район». МКУ «Закаменское РУО» регулярно направляются сведения о финансовой потребности в министерство образования и науки Республики Бурятия.
Таким образом, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку ответчиками не приняты меры для устранения выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищённости образовательного учреждения.
Доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений ответчиками не представлено.
Невыполнение требований антитеррористической защищенности объекта и территории нарушает права несовершеннолетних обучающихся и работников учреждения на безопасные условия обучения и труда, увеличивает уязвимость объекта и может привести к совершению противоправных действий в отношении учащихся, педагогов и работников.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Закаменского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Закаменский район», МКУ «Закаменское РУО», МАОУ «Дабатуйская СОШ» удовлетворить.
Обязать МАОУ «Дабатуйская СОШ», ИНН 0307030735 в срок до 01 сентября 2023 года устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищённости путем:
- оснащение системой передачи тревожных сообщений в подразделениях войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 и поддержание их в исправном состоянии;
- оснащение системой наружного освещения.
Обязать администрацию МО «Закаменский район», ИНН 0307004083, МКУ «Закаменское РУО», ИНН 0307005150, в срок до 01 сентября 2023 года обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий.
Ответчик в случае несогласия с принятым решением вправе в течение семи дней со дня получения решения обратиться с заявлением в Закаменский районный суд Республики Бурятия об отмене заочного решения.
Ответчиком решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда путем подачи апелляционной жалобы в Закаменский районный суд РБ.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течении одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение суда изготовлено в окончательной форме ....
Судья М.П. Абалакова