10RS0011-01-2023-000248-89 Дело №2-1606/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2023 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Давиденковой Л.А., при секретаре судебного заседания Быковой М.Н., с участием представителя истца Ивановой О.Л., представителя администрации Петрозаводского городского округа Слабко К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Петрозаводска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанности произвести определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Петрозаводска обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Петрозаводского городского округа с требованием возложить на ответчика обязанность по оборудованию освещения на <адрес> до пересечения с <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Петрозаводска в ходе проведения надзорных мероприятий по вопросу соблюдения администрацией Петрозаводского городского округа действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установлено, что в нарушение положений Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ до настоящего времени ответчиком не обеспечена обязанность по оборудованию освещения на <адрес> пересечения с <адрес> в соответствии с требованиями ФИО5 52766-2007.
В судебном заседании помощник прокурора Иванова О.Л. исковые требования поддержала.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа Слабко К.Ю. с требованиями не согласилась, указала, что выполнить указанные работы не представляется возможным в связи с ограниченностью предоставленных бюджетных средств и значительным перечнем первоочередным объектов, по которым необходимо выполнить работы по модернизации наружного освещения, в случае удовлетворения требования установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по г. Петрозаводску в адрес ответчика вынесено представление № об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, о необходимости принятия мер по устранению недостатков в сфере обеспечения безопасности дорожного движения – приведению: <адрес> (автодорога «На свалку ТБО в районе местечка Орзега»), <адрес> в <адрес> ( в Петрозаводском городском округе) в соответствии с требованиями раздела 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, раздела 4.6.1 ГОСТ Р и раздела 5 ГОСТ Р55706-2013, а именно: обустроить стационарное уличное освещение на вышеуказанных участках: <адрес> (автодорога «На свалку ТБО в районе местечка Орзега»), <адрес> в <адрес> (в Петрозаводском городском округе) до ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Петрозаводского городского округа на указанное представление сообщает, что поскольку реконструкция требует большое количество дорог, администрации приходится выбирать объекты первоочередного ремонта дорожно-мостового хозяйства в соответствии с текущим эксплуатационным состоянием дорог, строительство (реконструкция) объектов транспортной инфраструктуры осуществляется в пределах средств, предусмотренных бюджетом Петрозаводского городского округа, просит перенести срок исполнения представления на ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения надзорных мероприятий по вопросу соблюдения администрацией Петрозаводского городского округа требований действующего законодательства прокуратурой г. Петрозаводска выявлено, что до настоящего времени ответчиком не обеспечено оборудование освещение на <адрес> с <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.
Из представленной в материалы дела фототаблицы видно отсутствие освещения на обозначенном участке дороги. Ответчиком факт его отсутствия в судебном заседании не оспаривался.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 "О правилах дорожного движения", должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно п. 4.6.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраиваются на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Положениями ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а под обеспечением безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Таким образом, отсутствие освещения создает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, что противоречит требованиям Федеральных законов «О безопасности дорожного движения» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагающих на органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивать безопасность дорожного движения.
Доказательств обратного администрацией Петрозаводского городского округа в порядке ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
Довод администрации Петрозаводского городского округа о том, что ограничено финансирование на производство указанных работ, не состоятелен, поскольку не освобождает ответчика от возложенной законом обязанности обеспечить безопасность дорожного движения.
Таким образом, оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд полагает требования прокурора законными и обоснованными, в связи с чем возлагает на ответчика обязанность обеспечить оборудование освещения на <адрес> с <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. При установлении указанного срока, суд учитывает возможность ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимание обстоятельства.
На основании изложенного, принимая во внимание обстоятельства дела, объем мероприятий, которые необходимо осуществить ответчику, суд находит разумным возложить обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 199 ГПК РФ суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора г. Петрозаводска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанности произвести определенные действия удовлетворить.
Возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность по оборудованию освещения на <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Л.А Давиденкова
Мотивированное решение составлено 03.03.2023