УИД 16RS0026-01-2023-000249-14
Дело №2-237/2023
Учет № 177г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2023 года п.г.т. Рыбная Слобода
Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Минахметовой А.Р.,
при секретаре судебного заседания Шариповой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гимаевой Г.В. к Исполнительному комитету Кутлу-Букашского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности за умершим, включении имущества в состав наследственной массы и признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Гимаева Г.В. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Кутлу-Букашского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности за умершим, включении имущества в состав наследственной массы и признании права собственности в порядке наследования, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца – Валишина М.А., после смерти которой открылось наследство, состоящее, в том числе из земельного участка. Истец является наследником первой очереди после смерти матери. В течение установленного срока, истец обратился к нотариусу по вопросу оформления наследства и оформил часть наследства, однако оформить права на земельный участок не представилось возможным, поскольку при жизни мать истца не оформила в установленном законом порядке свои права, не было зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество, а правоустанавливающие документы не сохранились, при этом мать истца фактически являлась добросовестным владельцем указанного имущества, открыто, непрерывно пользовалась и владела им как своим собственным. В течение установленного срока, истец как наследник, совершила действия, являющиеся фактическим принятием наследства, а именно им были приняты меры по сохранности имущества от посягательств третьих лиц, продолжает открыто и добросовестно владеть и пользоваться земельным участком, несет бремя содержания за вышеуказанным недвижимым имуществом. На основании изложенного, просит установить факт прижизненного владения и пользования на праве собственности недвижимым имуществом – земельным участком с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., находящимся по адресу: Pecпублика Татарстан, Рыбно-Слободский муниципальный район, <адрес>, за умершей матерью, включить указанное имуществ в состав наследственной массы имущества оставшегося после смерти матери и признать за истцом право собственности на указанное имущество в порядке наследования по закону.
Истец и ее представитель в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные требования поддерживают.
В судебное заседание представитель ответчика - Исполнительного комитета Кутлу-Букашского сельcкого поселения Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражение по исковым требованиям не имеет.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со дня смерти гражданина.
В силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Согласно статьям 1152, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно статьям 264 и 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Валишина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Татарской АССР.
Истец Гимаева Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Татарской АССР.
Решением Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт родства между истцом и Валишиной М.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, как дочери и матери.
Таким образом, умершая Валишина М.А. является матерью Гимаевой Г.В. и истец является наследником первой очереди после смерти матери.
Согласно выписке из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, Валишиной М.А. принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Pecпублика Татарстан, Рыбно-Слободский муниципальный район, <адрес>, категории земель - земли населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства.
Из декларации о факте использования земельного участка землеустроительного дела по инвентаризации земель н.<адрес> Кутлу-Букашского Совета местного самоуправления <адрес> Республики Татарстан за 1998 год следует, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га принадлежит Валишиной М.А. на праве собственности.
В подтверждение исковых требований истцом представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой земельный участок с кадастровым номером № имеет площадь <данные изъяты> кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: Pecпублика Татарстан, Рыбно-Слободский муниципальный район, <адрес>. В особых отметках правообладателем указана Валишина М.А., вид права - постоянное бессрочное пользование.
Согласно копии государственного акта на права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № РТ-№, на основании постановления Президиума Кутлу-Букашского местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ № Валишиной М.А. предоставлен земельный участок площадью 0,24 га, из них 0,07 га в собственность, 0,17 га в бессрочное (постоянное) пользование.
Согласно справкам, выданным Исполнительным комитетом Кутлу-Букашского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, Валишина М.А. постоянно проживала и был зарегистрирована по адресу: Pecпублика Татарстан, Рыбно-Слободский муниципальный район, <адрес>, где совместно с ним по день его смерти проживала дочь Гимаева Г.В.. Земельный участок с кадастровым номером 16:34:130102:12, находящийся по адресу: Pecпублика Татарстан, Рыбно-Слободский муниципальный район, <адрес>, при жизни принадлежал Валишиной М.А., но правоустанавливающие документы надлежащим образом не были оформлены. Она открыто и добросовестно пользовалась указанным земельным участком, оплачивала все необходимые платежи, обрабатывала земельный участок. Истец после смерти матери фактически приняла в наследство имущество, оставшееся после ее смерти, обеспечивает его сохранность, открыто и добросовестно пользуется указанным недвижимым имуществом, оплачивает все необходимые платежи, связанные с использованием указанного наследственного имущества.
Из собранных по делу доказательств усматривается, что Валишина М.А. фактически являлась добросовестным владельцем указанного имущества, открыто, непрерывно пользовалась земельным участком как своим собственным, несла бремя его содержания, земельный участок по указанному адресу был предоставлен ей органом местного самоуправления на праве собственности.
Судом установлено, что на момент введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Валишина М.А. являлась правообладателем спорного объекта недвижимости, ее права на вышеуказанное имущество никто не оспаривал.
Указанные обстоятельства следует расценивать, как правомерное пользование объектом недвижимости.
Тот факт, что при жизни Валишина М.А. не зарегистрировала свое право на земельный участок в установленном законом порядке, не может служить основанием для исключения данного имущества из наследственной массы после ее смерти, так как отсутствие у наследодателя свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество не может нарушать права его наследников на наследственное имущество.
Таким образом, в состав наследственного имущества после смерти Валишиной М.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, входит вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: Pecпублика Татарстан, Рыбно-Слободский муниципальный район, <адрес>.
Как следует из материалов наследственного дела нотариуса Рыбно-Слободского нотариального округа Республики Татарстан № III-72/2009, Гимаева Г.В. приняла часть наследства после смерти Валишиной М.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, ею получено свидетельство о праве на наследство по закону.
Согласно части 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Других наследников, принявших наследство после смерти указанного лица по материалам дела не значится.
Ответчик Исполнительный комитет Кутлу-Букашского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан против удовлетворения исковых требований возражений не заявил.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а за истцом, с учетом положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует признать право собственности на данное наследственное имущество.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Гимаевой Г.В. к Исполнительному комитету Кутлу-Букашского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности за умершим, включении имущества в состав наследственной массы и признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.
Установить факт прижизненного владения и пользования Валишиной М.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности недвижимым имуществом – земельным участком с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., находящимся по адресу: Pecпублика Татарстан, Рыбно-Слободский муниципальный район, <адрес>.
Включить земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: Pecпублика Татарстан, Рыбно-Слободский муниципальный район, <адрес>, в состав наследственной массы имущества, оставшегося после смерти Валишиной М.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Гимаевой Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации серия № №, право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: Pecпублика Татарстан, Рыбно-Слободский муниципальный район, <адрес>, в порядке наследования по закону.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Р. Минахметова
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.