Решение в окончательной форме изготовлено 10 июня 2024 года
Дело № 2-2601/2024
УИД 61RS0004-01-2024-003557-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 июня 2024 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Кукленко С.В.
при секретаре Белой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону к МКУ «УЖКХ» Ленинского района г. Ростова-на-Дону об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства, регламентирующего исполнение законов в экологической сфере» и приказа прокурора Ростовской области от 15.07.2021 № 130 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в экологической сфере». В соответствии с положениями статьи 8 ФЗ № 89 с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Так, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Прокуратурой района в январе 2024 года проведены рейдовые мероприятия на территории района в границах земельного участка, находящегося в муниципальной собственности по <адрес> в ходе которых установлено, что указанные площадки для накопления ТКО не имеют ограждений, обеспечивающих предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Вышеуказанные контейнерные площадки находятся в муниципальной собственности. По факту выявленных нарушений прокуратурой района 25.01.2024 директору МКУ «УЖКХ» Ленинского района г. Ростова-на-Дону внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. Согласно дополнительному ответу МКУ «УЖКХ» района от 23.04.2024 № 59.624/1141 обустройство вышеуказанных контейнерных площадок не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования. Проведенной проверкой в апреле 2024 года установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены, что подтверждается актом проверки от 24.04.2024. Деятельность МКУ «УЖКХ» района, осуществляемая с нарушениями требований законодательства, регламентирующего обращение с твердыми коммунальными отходами, противоречит основополагающим принципам жилищного законодательства, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Учитывая тот факт, что дальнейшее несвоевременное устранение выявленных нарушений действующего законодательства может привести к нанесению вреда окружающей среде, что недопустимо, прокурор обратился в суд с настоящим иском в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе предъявить иск о понуждении к совершению действий в защиту прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, истец просит суд обязать МКУ «УЖКХ» Ленинского района г. Ростова-на-Дону привести контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес> в соответствие с п. 4 гл. 3 СанПиН 2.1.3684-21 в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебное заседание явился помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону – Л.А.Б., исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки суд не уведомили, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался. При таком положении, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ,
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а согласно ч. 2 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан или охраняемых законом интересов общества или государства.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства, регламентирующего исполнение законов в экологической сфере» и приказа прокурора Ростовской области от 15.07.2021 № 130 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в экологической сфере». В соответствии с положениями статьи 8 ФЗ № 89 с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Так, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Прокуратурой района в январе 2024 года проведены рейдовые мероприятия на территории района в границах земельного участка, находящегося в муниципальной собственности по <адрес> в ходе которых установлено, что указанные площадки для накопления ТКО не имеют ограждений, обеспечивающих предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Вышеуказанные контейнерные площадки находятся в муниципальной собственности. По факту выявленных нарушений прокуратурой района 25.01.2024 директору МКУ «УЖКХ» Ленинского района г. Ростова-на-Дону внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
Согласно дополнительному ответу МКУ «УЖКХ» района от 23.04.2024 № 59.624/1141 обустройство вышеуказанных контейнерных площадок не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования.
Проведенной проверкой в апреле 2024 года установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены, что подтверждается актом проверки от 24.04.2024.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; сохранение биологического разнообразия; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу п. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № 89) твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно п. 1, 3 ст. 13.4 ФЗ № 89 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Деятельность МКУ «УЖКХ» района, осуществляемая с нарушениями требований законодательства, регламентирующего обращение с твердыми коммунальными отходами, противоречит основополагающим принципам жилищного законодательства, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пп. 3.3 главы 3 Положения об администрациях районов города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011 № 72, к полномочиям администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону относится организация и контроль за содержанием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 4 главы 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, предусмотрено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Учитывая тот факт, что дальнейшее несвоевременное устранение выявленных нарушений действующего законодательства может привести к нанесению вреда окружающей среде, что недопустимо, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4 ░░. 3 ░░░░░░ 2.1.3684-21 ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.