Дело № 2-3323/2022
УИД 18RS0004-01-2022-004674-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2022 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Арсаговой С.И.,
при секретаре Гусельниковой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Ижевского гарнизона, действующего в интересах Юсупова К.Т. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Удмуртской Республики» о признании права на компенсацию стоимости проезда, взыскании компенсации расходов,
установил:
заместитель военного прокурора Ижевского гарнизона обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах полковника в отставке Юсупова К.Т., в связи с результатами проверки по обращению гражданина Юсупова К.Т. по соблюдению должностными лицами военного комиссариата Удмуртской Республики законности при реализации прав пенсионеров Минобороны России и членов их семей на компенсацию расходов, затраченных на лечение в санаторно-курортных и оздоровительных организациях и проезд к ним. Проведенной проверкой установлено, что полковник в отставке Юсупов К.Т. согласно пенсионному удостоверению серии ВП № с 1998 года является военным пенсионером, обладающим на основании закона правом на проезд на безвозмездной основе в санаторно-курортные и оздоровительные организации и обратно один раз в год. При этом расходы по проезду подлежат возмещению за счет денежных средств Министерства обороны РФ через Военный комиссариат. В 2020 и 2021 годы Юсупов К.Т. со своей супругой - Юсуповой Г.Х. находились на реабилитации после стационарного лечения в филиале «Клинического санатория «Волга» ФГБУ «СКК «Приволжский» МО РФ. -Дата- Юсупов К.Т. обратился в военный комиссариат Октябрьского, Индустриального и ...ов ... Республики на возмещение расходов по проезду в санаторно-курортные организации и обратно. Письмом исх. № от -Дата- истцу отказано в возмещении расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно к месту жительства на том основании, что членам семей возмещение расходов за проезд осуществляется только при следовании в санаторно-курортные организации. Просит суд признать за Юсуповым К.Т. право на компенсацию стоимости проезда члена его семьи - Юсуповой Г.Х. к месту лечения и обратно; взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Удмуртской Республики» в пользу Юсупова К.Т. денежные средства в счёт возмещения расходов, связанных с проездом члена семьи - Юсуповой К.Т. в филиал «Санаторий «Волга» ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» МО РФ железнодорожным транспортом -Дата- от места жительства к месту санаторно - курортного лечения по маршруту Агрыз – Сызрань в размере 3 363, 40 руб., -Дата- от места санаторно-курортного лечения к месту жительства по маршруту Самара – Агрыз в размере 2 890 руб., -Дата- от места жительства к месту санаторно-курортного лечения по маршруту Агрыз – Сызрань в размере 4 984, 50 руб. и -Дата- от места санаторно-курортного лечения к месту жительства по маршруту Сызрань – Агрыз в размере 5 494, 40 руб., всего в размере 16 732, 10 руб.
В судебное заседание представитель процессуального истца, материальный истец Юсупов К.Т. не явились, о дне и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Ранее в судебном заседании -Дата- исковое заявление поддержали, просили его удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат УР» в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Юсупов К.Т., является полковником в отставке, пенсионером с -Дата-, удостоверение серии ВП №, проживает вместе с членом семьи – супругой Юсуповой Г.Х., -Дата- года рождения, свидетельство о браке II-НБ №.
В -Дата- и -Дата- г.г. Юсупов К.Т. со своей супругой Юсуповой Г.Х. находились на реабилитации после стационарного лечения в филиале «Клинического санатория «Волга» ФГБУ «СКК «Приволжский» МО РФ.
Юсупов К.Т. -Дата- обратился в военный комиссариат Октябрьского, Индустриального и Устиновского районов г. Ижевска Удмуртской Республики на возмещение расходов по проезду в санаторно-курортные организации и обратно, предоставив документы:
справку военно-врачебной комиссии № от -Дата- на Юсупову Г.Х., в соответствии с которой ей необходимо предоставить бесплатную медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в филиал «Санаторий «Волга» ФГБУ СКК «Приволжский» МО РФ;
санаторно-курортную путевку, отрывной талон к ней № серии ВЛ на Юсупову Г.Х., продолжительностью лечения с -Дата- по -Дата-;
выписку из истории болезни №, справку № от -Дата- на Юсупову Г.Х., согласно которым она находилась на лечении в филиале «Санаторий «Волга» ФГБУ СКК «Приволжский» МО РФ с -Дата- по -Дата-;
проездные документы на Юсупову Г.Х. № и №;
справку военно-врачебной комиссии № от -Дата- на Юсупову Г.Х., в соответствии с которой ей необходимо предоставить бесплатную медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в филиал «Санаторий «Волга» ФГБУ СКК «Приволжский» МО РФ;
санаторно-курортную путевку, отрывной талон к ней № серии ВЛ на Юсупову Г.Х., продолжительностью лечения с -Дата- по -Дата-;
выписной эпикриз медицинской карты №, согласно которому она находилась на лечении в филиале «Санаторий «Волга» ФГБУ СКК «Приволжский» МО РФ с -Дата- по -Дата-;
проездные документы на Юсупову Г.Х. № и №.
Как следует из ответа военного комиссариата исх. ОСО/4150 от -Дата- истцу отказано в возмещении расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно к месту жительства на том основании, что членам семей возмещение расходов за проезд осуществляется при следовании в санаторно- курортные организации.
Имеющимися в материалах дела платежными документами подтверждается расходы на проезд Юсуповой Г.Х. от места жительства до места санаторно-курортного лечения в общей сумме 16732,10 руб.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ)
Для военнослужащих данным Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская реабилитация - комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество. Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов. Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Из смысла положений ст. 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что медицинская реабилитация после лечения в стационарных условиях является продолжением стационарного лечения и проводится непосредственно после этапа стационарного лечения не прерывая его. Термин реабилитация применим в том случае, когда у человека имеется травма или заболевание, повлекшее за собой частичную или полную утрату функций организма, на восстановление которых и направлена реабилитация. Санаторно-курортное лечение может иметь профилактический характер и быть направлено не конкретно на восстановление той или иной утраченной функции, а на общее поддержание сил и здоровья организма.
В силу ч.5 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащего» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:
в медицинские (военно-медицинские) организации на лечение в стационарных условиях и обратно в соответствии с заключениями врачебных (военно-врачебных) комиссий на основании направлений военно-медицинских организаций, а в случае отсутствия по месту их жительства военно-медицинских организаций - в соответствии с заключениями врачебных комиссий медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения на основании направлений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
в санаторно-курортные организации или к местам организованного отдыха (домам отдыха, базам отдыха, пансионатам, детским оздоровительным лагерям и туристским базам) и обратно один раз в год. Такое же право на проезд один раз в год в санаторно-курортные организации или к указанным местам организованного отдыха и обратно имеют члены семей указанных в абзаце первом настоящего пункта офицеров, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
В соответствии с ч.9 этой же статьи - расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 20.04.2000 N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" установлено: Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, Министерству внутренних дел Российской Федерации возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) и оплаты перевоза личного имущества за свой счет.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354, принятым во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354, военным комиссарам предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников).
Содержание названных норм закона указывает на то, что в целях реализации социальной гарантии в виде санаторно-курортного лечения, которое включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую санаторно-курортными организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях, определенных в законе категорий граждан, к которым относится член семьи истца – его супруга, государством предусмотрена компенсация расходов по проезду, понесенных при следовании от места жительства к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, ответчик обязан возместить расходы истца на проезд от места жительства до места санаторно-курортного лечения члена его семьи - супруги.
Таким образом, с ответчика надлежит взыскать денежные средства в счёт возмещения расходов, связанных с проездом члена семьи военнослужащего, уволенного с военной службы - Юсупова К.Т. - Юсуповой Г.Х. в филиал «Санаторий «Волга» ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» МО РФ железнодорожным транспортом -Дата- от места жительства к месту санаторно-курортного лечения по маршруту Агрыз – Сызрань в размере 3 363, 40 руб., -Дата- от места санаторно-курортного лечения к месту жительства по маршруту Самара – Агрыз в размере 2 890 руб., -Дата- от места жительства к месту санаторно-курортного лечения по маршруту Агрыз – Сызрань в размере 4 984, 50 руб. и -Дата- от места санаторно-курортного лечения к месту жительства по маршруту Сызрань – Агрыз в размере 5 494, 20 руб., всего в общей сумме 16732,10 руб.
Поскольку отказ военного комиссариата возместить истцу расходы по проезду члена его семьи для санаторно-курортного лечения в реабилитационных целях не обоснован, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход государства.
С ответчика в соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 НК РФ подлежит взысканию госпошлина в размере 669,28 руб. в доход бюджета МО «город Ижевск».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя военного прокурора Ижевского гарнизона, действующего в интересах Юсупова К.Т. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Удмуртской Республики» о признании права на компенсацию стоимости проезда, взыскании компенсации расходов удовлетворить.
Признать за Юсуповым К.Т. право на компенсацию стоимости проезда члена его семьи - Юсуповой Г.Х. к месту лечения и обратно.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Удмуртской Республики» в пользу Юсупова К.Т. денежные средства в счёт возмещения расходов, связанных с проездом члена его семьи - Юсуповой Г.Х. от места жительства к месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно в размере 16 732, 10 руб.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Удмуртской Республики» в бюджет МО « город Ижевск» государственную пошлину в размере 669,28 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 25.10.2022.
Судья С.И. Арсагова