57RS0023-01-2023-002503-84
№12-1613/2023
РЕШЕНИЕ
18 декабря 2023 года город Орел
Судья Советского районного суда г.Орла Самойлова Ю.С., рассмотрев жалобу Воробьева Р.С. на постановление №4-и от 06.09.2023 года, вынесенное Администрацией Орловского муниципального округа Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
в Советский районный суд г. Орла поступила жалоба Воробьева Р.С. на постановление №4-и от 06.09.2023 года, вынесенное Администрацией Орловского муниципального округа Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Полагает, что постановление подлежит отмене, приводит доводы о наличии процессуальных нарушений, препятствующих производству по делу об административном правонарушении.
В связи с чем, просит отменить постановление №4-и от 06.09.2023 года и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Воробьев Р.С., его представитель Панин И.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административных правонарушениях подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 6.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса. За данное деяние предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении действий по вовлечению несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ и предполагает склонение несовершеннолетнего к употреблению таких напитков или веществ. Может выражаться в уговорах, угощении, обещании какой-либо выгоды, угрозе, обмане и т.д.
Правонарушение окончено с момента дачи согласия несовершеннолетнего на употребление указанных напитков или веществ.
С субъективной стороны правонарушение совершается с прямым умыслом. Лицо осознает, что вовлекает несовершеннолетнего в совершение указанных действий и желает этого. Мотивы правонарушения могут быть разнообразны (корысть, личный интерес, стремление поднять свой авторитет в глазах несовершеннолетних и т.д.), однако на квалификацию влияния не оказывают. Вместе с тем они могут быть учтены при назначении наказания.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1,3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении
физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении
которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным
участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности,
предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна
быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным
лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем
юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном
правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в
случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая
запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также
потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном
правонарушении.
На основании ст. 28.5. КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Системный анализ положений ст. 25.1, 25.15, 28.2, 29.7 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении обязано заблаговременно известить (уведомить) лицо, в отношении которого составляется протокол, рассматривается дело об административном правонарушении о факте, времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении орган или должностное лицо выясняют, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 09.08.2023 г. в КДН и ЗП по Орловскому району Орловской области поступил материал об административном правонарушении в отношении Воробьева Р.С.
01.09.2023 г. вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Воробьева Р.С. на 06 сентября 2023 года, без указания времени рассмотрения.
Сведения о направлении определения в адрес Воробьева Р.С. отсутствуют.
В материалах дела имеется телефонограмма об извещении Воробьева Р.С. о необходимости явки для рассмотрения дела об административном правонарушении 06 сентября 2023 года, без указания времени рассмотрения, даты и времени осуществления звонка, без подписи лица, составившего телефонограмму, с пометкой «не берет трубку».
На судебный запрос о предоставлении доказательств осуществления звонка Воробьеву Р.С. с целью его извещения на рассмотрение дела об административном правонарушении 06 сентября 2023 года, поступил ответ о невозможности предоставления такой информации.
Таким образом, сведений об извещении лица, привлеченного к административной ответственности и ходатайства о рассмотрении дела без его участия, материалы настоящего дела не содержат.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении не соблюден, дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого вынесено постановление по настоящему делу об административном правонарушении, в отсутствие сведений о его извещении о месте и времени рассмотрении дела.
Невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании судом необходимых условий для справедливого разбирательства дела и реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту повлекло нарушение этого права, что является существенным нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку допущенные в ходе производства по данному делу об административном правонарушении существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, повлияли на законность порядка привлечения Воробьева Р.С. к административной ответственности, постановление №4-и от 06.09.2023 года обоснованным признать нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как установлено пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Поскольку на основании приведенных выше обстоятельств судья
делает вывод о нарушении порядка привлечения к административной ответственности, постановление по делу подлежит отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.8
КоАП РФ, судья
решила:
жалобу Воробьева .С. на постановление №4-и от 06.09.2023 года, вынесенное Администрацией Орловского муниципального округа Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – удовлетворить.
Постановление №4-и от 06.09.2023 года, вынесенное Администрацией Орловского муниципального округа Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.10 КоАП РФ в отношении Воробьева Р.С. прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в десятидневный срок со дня его получения.
Судья Ю.С.Самойлова