Дело № 2-1934/2022
УИД 43RS0017-01-2022-002934-87
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 ноября 2022 г. г. Кирово-Чепецк
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Широковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Костылевой Н.В.,
с участием прокурора Тихановской Р.И., представителя ответчика по доверенности Кремлёвой О.В., представителя третьего лица ООО УК «Альтернатива» Опалевой Т.П., представителя третьего лица ООО «Монтажтехнология» по доверенности Тонкова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1934/2022 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Кирово-Чепецк» о возложении обязанности,
установил:
Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области о возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки выявлены бесхозяйные недвижимые вещи: участок трубопровода, участок сети холодного водоснабжения, участок канализационной сети, а также несколько участков тепловой сети, которые не поставлены на государственный кадастровый учет бесхозяйных недвижимых вещей. <дата> в адрес главы администрации МО «Город Кирово-Чепецк» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении и водоснабжении, которые до настоящего времени не устранены. Кирово-Чепецкий городской прокурор со ссылкой на нормы гражданского законодательства, ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» просит возложить на администрацию МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных недвижимых вещей:
участка трубопровода от стены дома по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Мелиораторов, д.7, до смотрового колодца;
участка тепловой сети, расположенного по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Монтажная, от 8НО-29 до 8ТК-1, протяженностью, 294 м.;
участка тепловой сети, расположенного по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Монтажная, д.1, от 8ТК-1 до врезки отпайки на гараж ООО «Монтажтехнология»;
участка тепловой сети, расположенного по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Монтажная, д.2, от врезки отпайки до гаража ООО «Монтажтехнология»;
участка тепловой сети от ТК 10-11-2 до стен МКД №18 и №18/1 по ул. Комиссара Утробина г. Кирово-Чепецка;
участка сети холодного водоснабжения от колодца В43 (с отметками земли 162.40, трубы 160.20) до наружных стен МКД №18 и №18/1 по ул. Комиссара Утробина г. Кирово-Чепецка;
участка канализационной сети от колодца К260 (с отметками земли 162, 84, лотка 159,92) до наружных стен МКД №18 и №18/1 по ул. Комиссара Утробина.
В судебном заседании прокурор Тихановская Р.И. поддержала требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кремлёва О.В. с исковыми требованиями согласилась частично, а именно: по участку тепловой сети, расположенному по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Монтажная, от 8НО-29 до 8ТК-1, протяженностью, 294 м. и по участку тепловой сети, расположенному по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Монтажная, д.1, от 8ТК-1 до врезки отпайки на гараж ООО «Монтажтехнология», представив муниципальный контракт от <дата>. В удовлетворении остальной части требований просит отказать.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ООО УК «Альтернатива» Опалева Т.П. и ООО «Монтажтехнология» Тонков Р.А. поддержали требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в полном объеме.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пп.4, 8, п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах поселения водоснабжения -селения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за их использованием, содержанием.
Согласно ст. 50 Закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения.
На основании ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Уставом муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, утвержденным решением Кирово-Чепецкой городской Думы от <дата> №, организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения (п.4 ч.1 ст.6).
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы Приказом Минэкономразвития РФ №931 от 10.12.2015 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок).
Согласно п.4, п.5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется на основании внесения записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Кроме того, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 вышеназванных Правил, внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.
В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг; «централизованные сети инженерно-технического обеспечения» - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутри домовых инженерных систем);
По смыслу вышеприведенных положений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, внутридомовые инженерные системы не могут выходить за пределы земельного участка, на котором расположен жилой дом. Данная норма подтверждает тот факт, что инженерные системы в любом случае располагаются на территории многоквартирного дома.
В соответствии с ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, а также п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, определен перечень общего имущества в МКД, который является исчерпывающим, согласно данного перечня наружные инженерные сети в состав общего имущества в МКД не входят.
В соответствии с ч.8 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
По смыслу приведенных норм права, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого МКД, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности.
Обязанность собственников помещений в МКД нести расходы по содержанию наружных инженерных сетей (за пределами внешней стены дома) действующим жилищным законодательством не предусмотрена.
Пунктом 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
В качестве объектов муниципальной собственности в п. 1 приложения №3 к Постановлению указаны объекты инженерной инфраструктуры городов.
Уставом муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, утвержденным решением Кирово-Чепецкой городской Думы от 26.12.2007 №21/196, организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения (п.4 ч.1 ст.6).
В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Таким образом, инженерные сети, находящиеся за пределами внешних стен многоквартирного дома, в силу закона являются собственностью муниципального образования, следовательно, их содержание также относится к компетенции органов местного самоуправления в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам прокурорской проверки исполнения требований федерального законодательства в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в деятельности администрации МО «Город Кирово-Чепецк» выявлены недвижимые вещи, которые не поставлены на государственный кадастровый учет и отсутствуют в реестре муниципального имущества МО «Город Кирово-Чепецк», в частности:
участок трубопровода от стены дома по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Мелиораторов, д.7, до смотрового колодца;
участок тепловой сети, расположенного по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Монтажная, от 8НО-29 до 8ТК-1, протяженностью, 294 м.;
участок тепловой сети, расположенного по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Монтажная, д.1, от 8ТК-1 до врезки отпайки на гараж ООО «Монтажтехнология»;
участок тепловой сети, расположенного по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Монтажная, д.2, от врезки отпайки до гаража ООО «Монтажтехнология»;
участок тепловой сети от ТК 10-11-2 до стен МКД №18 и №18/1 по ул. Комиссара Утробина г. Кирово-Чепецка;
участок сети холодного водоснабжения от колодца В43 (с отметками земли 162.40, трубы 160.20) до наружных стен МКД №18 и №18/1 по ул. Комиссара Утробина г. Кирово-Чепецка;
участок канализационной сети от колодца К260 (с отметками земли 162, 84, лотка 159,92) до наружных стен МКД №18 и №18/1 по ул. Комиссара Утробина.
Вышеуказанное недвижимое имущество не находится в зоне эксплуатационной ответственности ООО «ВВКС» и ПАО «Т Плюс».
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о вышеуказанном недвижимом имуществе.
Доказательств того, что вышеуказанные спорные участки: трубопровода, сети холодного водоснабжения, канализационной сети, тепловой сети имеют собственника, стороной ответчика не представлено.
Суд на основании того, что собственники указанных объектов недвижимости не определены, объекты ни у кого на балансе не числятся, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о данных объектах не имеется, в реестре муниципального имущества МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области не состоят, ни за кем не закреплены, и никто не осуществляет контроль за техническим состоянием данных объектов, приходит к выводу о том, что спорные вышеуказанные участки являются бесхозяйными.
Отсутствие собственника таких объектов недвижимости и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за их техническим состоянием, влечет несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранение аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, ставит под угрозу нормальные условия проживания граждан, получающих соответствующие услуги по отоплению и водоотведению, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).
По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это сделать, равно как и обеспечить надлежащую эксплуатацию бесхозяйных участков трубопровода, сети холодного водоснабжения, канализационной сети, а также тепловой сети.
Как усматривается из материалов дела, названные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности вышеуказанных спорных участков.
Разрешая спор, суд исходит из того, что в настоящее время контроль над состоянием спорных участков никем не осуществляется. Относимых, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные участки находятся в чьей-либо собственности, либо принадлежат кому-либо на ином вещном праве, суду не представлено.
Администрацией МО «Город Кирово-Чепецк» в нарушение действующего законодательства, какие-либо меры к постановке на учет указанных объектов в качестве бесхозяйных недвижимых вещей не приняты. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города.
При таких обстоятельствах суд находит требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Кирово-Чепецк» о возложении обязанности, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных недвижимых вещей:
участка трубопровода от стены дома по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Мелиораторов, д.7, до смотрового колодца;
участка тепловой сети, расположенного по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Монтажная, от 8НО-29 до 8ТК-1, протяженностью, 294 м.;
участка тепловой сети, расположенного по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Монтажная, д.1, от 8ТК-1 до врезки отпайки на гараж ООО «Монтажтехнология»;
участка тепловой сети, расположенного по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Монтажная, д.2, от врезки отпайки до гаража ООО «Монтажтехнология»;
участка тепловой сети от ТК 10-11-2 до стен МКД №18 и №18/1 по ул. Комиссара Утробина г. Кирово-Чепецка;
участка сети холодного водоснабжения от колодца В43 (с отметками земли 162.40, трубы 160.20) до наружных стен МКД №18 и №18/1 по ул. Комиссара Утробина г. Кирово-Чепецка;
участка канализационной сети от колодца К260 (с отметками земли 162, 84, лотка 159,92) до наружных стен МКД №18 и №18/1 по ул. Комиссара Утробина.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Широкова
Мотивированное решение изготовлено <дата>.