Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
уникальный идентификатор дела№ 92RS0002-01-2022-002843-27производство № 2-2737/2022 |
21 ноября 2022 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания ГАЕВСКОЙ Т.И.,
с участием:
помощника прокурора Нахимовского района г. Севастополя Стоянова Л.М.,
представителя ответчика ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" Белых А.С.,
представителя ответчика ГБУ "Севастопольский автодор" Агеенко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нахимовского района г. Севастополя к ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя", ГБУ "Севастопольский автодор" о возложении обязанности совершить определенные действия;
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Управление МВД России по г. Севастополю,
у с т а н о в и л:
В июне 2022 года прокурор Нахимовского района г. Севастополя к ГКУ г. Севастополя обратился в суд с исковым заявлением, в котором с учетом заявления об изменении исковых требований от 21.09.2022 года, просил возложить обязанность на ответчиков:
- осуществить замену дождеприемников ливнесточного колодца типа ДБ2 (В 125) - 2 - 34X76 в количестве 40 штук на магистральные дождеприемники типа ДМ1(С250) или ДМ2(С250) по ул. <адрес>, в соответствии с п. 4.2 «ГОСТ 3634-2019. Межгосударственный стандарт. Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия», утвержденного приказом Росстандарта от 24.12.2019 № 1443-ст.
- возложить обязанность привести покрытие проезжей части автодороги в районе расположения дождеприемников напротив <адрес> в надлежащее состояние в соответствии с п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.
В обоснование иска приведены обстоятельства выявления в ходе прокурорской проверки с привлечением уполномоченных сотрудников Управления МВД России по г. Севастополю недостатков дорожного покрытия в районе <адрес> в г. Севастополе, влияющие на безопасность дорожного движения, несоответствие установленных дождеприемников предъявляемым требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора Нахимовского района г. Севастополя Стоянов Л.М. требования иска поддержал по изложенным выше основаниям, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" Белых А.С. в суде просил в иске к представляемому им учреждению отказать, указав на выдачу поручения ГБУ "Севастопольский автодор" по устранению указанных прокурором недостатков.
Представитель ответчика ГБУ "Севастопольский автодор" Агеенко М.В. просила в иске отказать. Пояснила, что устранение выявленных нарушений осуществляется учреждением в плановом порядке, замена спорных дождеприемников запланирована до конца текущего 2022 года.
Управление МВД России по г. Севастополю о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку представителя в суд не обеспечило, о причинах неявки не известило, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает, что заявление требования о понуждении к совершению определенных действий, нарушающих право, может быть использовано конкретным субъектом в качестве способа защиты его нарушенного права.
Согласно ст. ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. ч. 5 и 6 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Статьей 12 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона № 196-ФЗ задачами данного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что в ходе проведения прокурором проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения с привлечением уполномоченных специалистов УМВД России по г. Севастополю выявлены недостатки при содержании и ремонте <адрес> в г. Севастополе.
В частности, в результате обследования установлено, что в нарушение требований п. 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017, п. 4.2 ГОСТ 3634-2019 на участке автомобильной дороги 67 Н-439 <адрес> км 0+000 — км 1+484 установлены дождеприемники ливнесточного колодца типа ДБ2 (В 125) - 2 - 34X76 в количестве 44 штук.
В соответствии с таблицей 2 пункта 4.2 ГОСТ Р 3634-2019 местом установки такого типа дождеприемника (ДБ2 (В 125) - 2 - 34X76) являются автостоянки и обочины городских автодорог.
Кроме того, вопреки п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 напротив <адрес>, в районе расположения дождеприемников, имеются дефекты покрытия проезжей части дороги в виде выбоин.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 849-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, входящим в систему исполнительных органов власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.
В силу п. 4.1 распоряжения Правительства Севастополя от 17.09.2020 № 107-РП «О создании Государственного казенного учреждения города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», п.п. 2.1, 2.2, 2.4.10-2.4.15 Устава ГКУ «Дирекция», утвержденного приказом Департамента от 26.01.2021 № 18-0, данное казенное учреждение создано для выполнения работ и исполнения государственных функций в целях реализации полномочий Учредителя (Департамента) и Правительства города Севастополя. Учреждение осуществляет функции заказчика для обеспечения государственных нужд в сфере дорожной деятельности и транспорта на территории Севастополя.
Согласно п. 2.2, 2.3 Устава ГКУ «Дирекция», к основным целям деятельности учреждения относится: осуществление функций заказчика для обеспечения государственных нужд в сфере дорожной деятельности и транспорта на территории города Севастополя, поддержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в надлежащем эксплуатационном состоянии, в целях обеспечения безопасной и бесперебойной по дорожным условиям перевозки по ним пассажиров и груза, улучшение условий для безопасного дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения. Предметом деятельности Дирекции является организация и осуществление детальности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с постановлением правительства Севастополя от 27.05.2021 №238-1111 «Об утверждении порядка организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности города Севастополя» ГКУ «Дирекция» организовывает работу по ремонту и содержанию автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении Учреждения.
В соответствии с п. 7 постановления № 238-ПП организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог включают в себя следующие мероприятия:
1) разработку сметных расчетов стоимости работ по ремонту автомобильных дорог на основании дефектных ведомостей (далее - сметные расчеты по ремонту);
2) проведение работ по ремонту автомобильных дорог;
3) приемку работ по ремонту автомобильных дорог.
Установлено, что между Департаментом и ГБУ «Севастопольский автодор» заключен государственный контракт № 2/21 от 28.01.2021, согласно которому предусмотрено выполнение работ по ремонту автомобильной дороги 67 ОП МЗ 67 Н-439 <адрес> на участке 0+000 - км 1+484.
В соответствии с дополнительным соглашением от 22.03.2021 г. № 1 к Контракту Департамент заменен на ГКУ «Дирекция», которое приняло на себя обязательства по приемке и оплате выполненных строительно-монтажных работ. При этом, ГКУ «Дирекция» и ГБУ «Севастопольский Автодор» после заключения дополнительного соглашения осуществляют между собой взаимодействие на условиях, установленных Контрактом.
Директором ГКУ «Дирекция» 27.07.2021 утвержден акт приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги 67 Н-439 <адрес> км 0+000 - км 1+484.
Согласно пункту 3 акта (заключение) работы по ремонту <адрес> выполнены в полном объеме в соответствии с проектно-сметной документацией, строительными нормами и правилами, техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог и отвечают требованиям правил приемки работ согласно ВСН 19-89.
Решением приемочной комиссии, в соответствии с гарантийным паспортом, являющимся приложением к акту, предъявленный к приемке отремонтированный участок автомобильной дороги по <адрес> принят в эксплуатацию.
В соответствии с п. 5.2.6 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 30.04.2015 года № 347-1 ПП «Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности города Севастополя» <адрес> является автомобильной дорогой общего пользования межмуниципального значения II категории, т.е. является городской автомобильной дорогой на которой в соответствии с п. 4.2 «ГОСТ 3634-2019. Межгосударственный стандарт. Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2019 N 1443-ст) следует устанавливать магистральный дождеприемник ДМ1(С250) или ДМ2(С250).
Вопреки указанному законодательству деятельность по содержанию и ремонту автомобильной дороги «67 ОП МЗ 67 Н-439 «<адрес>» не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и нормативному состоянию, несмотря на проведение в 2021 году на участке 0+000 - км 1+484 указанной автодороги ремонта, осуществленного в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», паспорта Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 15).
В ходе производства по делу представителями ответчика основания заявленных прокурором исковых требований относительно наличия на рассматриваемом участке дороги недостатков и несоответствия предъявляемым требованиям к нормативному состоянию дорожного покрытия не оспаривались.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на момент обращения прокурора в суд с настоящим иском или в ходе рассмотрения гражданского дела в суде указанные прокурором недостатки качества дорожного покрытия устранены, суду в порядке ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
В связи с изложенным суд находит обоснованными доводы иска прокурора о возложении обязанности на ответчиков в пределах компетенции устранить недостатки дородного покрытия.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Нахимовского района г. Севастополя к ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя", ГБУ "Севастопольский автодор" о возложении обязанности совершить определенные действия -удовлетворить.
Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», Государственное бюджетное учреждение "Севастопольский автодор" осуществить мероприятия по замене дождеприемников ливнесточного колодца типа ДБ2 (В 125) - 2 - 34X76 в количестве 40 штук на магистральные дождеприемники типа ДМ1(С250) или ДМ2(С250) по <адрес> в г. Севастополе, в соответствии с п. 4.2 «ГОСТ 3634-2019. Межгосударственный стандарт. Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия», утвержденного приказом Росстандарта от 24.12.2019 № 1443-ст.
Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», Государственное бюджетное учреждение "Севастопольский автодор" привести покрытие проезжей части автодороги в районе расположения дождеприемников напротив <адрес> в надлежащее состояние в соответствии с п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 26.11.2022 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦подпись судьи _____________________ ¦
¦Наименование должности ¦
¦уполномоченного работника аппарата суда ¦
¦помощник судьи ФИО6 ¦
¦ (инициалы,фамилия) ¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L-----------------------------------------