Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-251/2024 ~ М-82/2024 от 08.02.2024

Дело № 2-251/2024

УИД № 24RS0006-01-2024-000128-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2024 года г. Боготол

Боготольский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Гусевой И.В.,

с участием:

представителя процессуального истца – помощника Боготольского межрайонного прокурора Дозорцева О.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Никифоровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Черепанова Виктора Аркадьевича, к Муниципальному образованию городской округ город Боготол в лице администрации города Боготола Красноярского края о признании недействительным постановления, возложении обязанности предоставить взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, равнозначное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Боготольский межрайонный прокурор, действующий в интересах Черепанова В.А., обратился с иском (с учетом его уточнения) к Муниципальному образованию городской округ город Боготол в лице администрации г. Боготола о признании недействительным постановления, возложении обязанности предоставить взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, равнозначное жилое помещение.

Требования обоснованы тем, что Боготольской межрайонной прокуратурой по обращению Черепанова В.А. проведена проверка исполнения администрацией г. Боготола Красноярского края требований жилищного законодательства, в том числе при расселении ветхого и аварийного жилья в рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда», в ходе которой установлено, что Черепанов В.А. является собственником комнаты по адресу: <адрес>

Жилой дом по адресу: <адрес> согласно заключению межведомственной комиссии № 75 от 02.12.2013 г. признан аварийным и подлежащим сносу (постановление № 1929-п от 31.12.2013 г.), включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы» и подлежит расселению.

Поскольку жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Черепанов В.А. по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

Следовательно, право выбора реализации жилищных прав принадлежит собственникам изымаемого жилого помещения в связи с чем, по мнению истца, постановление администрации г. Боготола № 0085-п от 11.02.2020 г., нельзя признать законным в части способа изъятия у собственника Черепанова В.А. жилого помещения для муниципальных нужд путем заключения соглашения об изъятии у собственника земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд путем выплаты стоимости возмещения.

Администрацией г. Боготола 14.12.2022 г. в адрес Черепанова В.А. направлены проекты соглашения об изъятии жилого помещения, с которыми собственник жилого помещения не согласился.

Таким образом, между администрацией г. Боготола и Черепановым В.А. не было достигнуто соглашение о выкупе жилого помещения, поскольку собственники не согласны с выплатой им возмещения за изымаемое жилое помещение, при этом, по мнению процессуального истца, данные требования собственника соответствуют положениям п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", поскольку жилой дом, в котором находятся жилые помещения, принадлежащие Черепанову В.А., признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Черепанов В.А. выбрал способ возмещения в виде предоставления ему жилого помещения, однако, в нарушение положений жилищного законодательства администрацией г. Боготола Черепанову В.А. иные формы реализации права (в предоставлении жилого помещения взамен изымаемого) не предложены.

31.03.2023 г. по вышеуказанным обстоятельствам прокуратурой в адрес главы г. Боготола внесено представление об устранении допущенных нарушений.

По результатам рассмотрения представления и до настоящего момента Черепанов В.А. не обеспечен жилым помещением.

Просит суд признать недействительным постановление администрации г. Боготола Красноярского края № 0085-п от 11.02.2020 г. в части способа изъятия у собственника Черепанова В.А. жилого помещения для муниципальных нужд путем заключения соглашения об изъятии у собственника земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд путем выплаты стоимости возмещения; возложить на Муниципальное образование городской округ город Боготол в лице администрации г. Боготола Красноярского края обязанность предоставить Черепанову В.А. взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес> равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде квартиры, общей площадью не менее 31,9 кв.м, расположенной в черте г. Боготола, отвечающей санитарным и техническим нормам в течение одного года с момента вынесения судебного решения.

Определением Боготольского районного суда Красноярского края от 09.02.2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства Красноярского края.

Представитель процессуального истца – помощник Боготольского межрайонного прокурора Дозорцев О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям.

Материальный истец Черепанов В.А., в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации г. Боготола Красноярского края Иванова А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, ранее в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснила суду, что дом по ул. Колхозной, д. 10 А, постановлением администрации на основании заключения межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу и включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы». Черепанову было направлено соглашение об изъятии жилого помещения, путем выплаты стоимости возмещения, однако с данным соглашением он не согласен, им выбран способ возмещения в виде предоставления другого жилого помещения. В настоящее время Администрацией проводится работа по приемке жилого дома, где планируется предоставление жилого помещения Черепанову В.А.

Представитель третьего лица Министерства строительства Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Так, частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации гарантируется, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Частью 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).

В соответствии с частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Федеральный закон от 21.07.2007г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

В силу ч.9 ст. 32 ЖК РФ указанной статьи, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.).

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Черепанов В.А. является собственником 2 комнат, назначение жилое, общей площадью 31,9 кв.м, расположенной по адресу: Россия, Красноярский край, г. <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.09.2014 г. сделана запись регистрации № (л.д. 49-50, 51).

Черепанов В.А. с 30.09.1987 г. по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 58).

Постановлением администрации г. Боготола № 1929-п от 31.12.2013г. на основании заключения межведомственной комиссии № 162 от 05.12.2013 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 70-71, 77-78).

Федеральным законом № 185-ФЗ от 21.07.2007г. "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в срок до 01 сентября 2025 г. предусмотрено расселение аварийного жилищного фонда, признанный таковым в срок до 01 января 2017 г.

29 марта 2019 г. постановлением Правительства Красноярского края №144-п вышеназванный жилой дом включен в перечень домов, подлежащих сносу в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 гг.

В Разделе 5 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. № 144-п., определено, что собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч.8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Приложением № 1 к Региональной адресной программе утвержден перечень МКД, признанных аварийными до 01.01.2017г., включая дом <адрес> (л.д. 91-101).

В связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе и истцу администрацией г. Боготола, было направлено уведомление о сносе жилого помещения за счет собственных средств.

Поскольку требование о сносе многоквартирного дома по адресу: <адрес>, не было исполнено в установленный шестимесячный срок, постановлением администрации г. Боготола от 11.02.2020 г. № 0085-п изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером <адрес>, в целях сноса указанного многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города», с объектами недвижимого имущества по адресам: <адрес>

14.12.2022 года Администрацией города Боготола Черепанову В.А. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем выплаты возмещения по адресу: Красноярский край, г. Боготол, ул. Колхозная, д. 10а, кв. 11, ком. 1, согласно которому размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение в соответствии с «Отчетом об оценке права требования размера возмещения за изымаемое жилое помещение, находящееся в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, изымаемом для муниципальных нужд, в рамках реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем города», расположенное по адресу: <данные изъяты> (л.д. 25, 26).

От подписания соглашения на выплату размера возмещения за изымаемую недвижимость материальный истец отказался, избрал способ обеспечения жилым помещением взамен жилого помещения, признанного аварийным, путем предоставления другого жилого помещения и обратился с заявлением в администрацию о предоставлении жилого помещения в городе Боготоле, взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Боготол, ул. Колхозная, д. 10а, кв. 11, ком. 1 (л.д. 73).

По результатам рассмотрения указанного заявления Черепанову В.А. администрацией г. Боготола был направлен ответ от 18.01.2023 г. № 312, согласно которому на основании его заявления будет объявлена закупка в порядке Федерального закона № 44-ФЗ на приобретение жилого помещения на территории г. Боготола в 2023 г. для предоставления ему в собственность взамен изымаемого (л.д. 74-76).

20.12.2022 г. в Боготольскую межрайонную прокуратуру поступило заявление Черепанова В.А. и Кучмановой А.В. с просьбой провести проверку в отношении администрации г. Боготола по вопросу о переселении из аварийного жилья (л.д. 12-13).

На требование Боготольской межрайонной прокуратуры о предоставлении информации администрация г. <данные изъяты>

31.03.2023 г. Боготольской межрайонной прокуратурой главе г. Боготола внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, в том числе в ходе реализации национального проекта «Жилье и городская среда» (л.д. 33-35).

По результатам рассмотрения указанного представления администрацией г. Боготола 27.04.2023 дан ответ, согласно которому, учитывая, что изымаемые жилые помещения по адресу: г<адрес> принадлежит Черепанову В.А., ком. 2 принадлежит Кучмановой А.В. на праве собственности, в случае передачи указанных жилых помещений в муниципальную собственность г. Боготола, собственники будут обеспечены в рамках программы переселения иным благоустроенным жилым помещением с соблюдением требований ЖК РФ (л.д. 36-39).

Как следует из представленных доказательств, заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда многоквартирный дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2013 года. Указанный дом в марте 2019 года включен в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019-2025 годы", установлен срок его расселения 2022 г., в связи с чем Черепанов как собственник жилого помещения по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Согласно положениям части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года), в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право либо на предоставление другого жилого помещения в собственность, либо на его выкуп.

При этом собственник жилого помещения вправе самостоятельно выбрать любой из названных способов реализации его жилищных прав.

Спорный аварийный жилой дом по включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы; с этого же момента Черепанов внесен в список граждан, подлежащих расселению до 31.12.2022г.

Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Указанный Федеральный закон № 185-ФЗ определяет в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 указанного Федерального закона № 185-ФЗ установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г., обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа или предоставления жилого помещения.

Как следует из материалов дела, Черепанов В.А. - собственник изымаемого жилого помещения имеет право выбора обеспечения его жилищных прав и, обратившись с заявлением, он выразил свое волеизъявление именно о предоставлении ему другого жилого помещения взамен изымаемой квартиры, признанной аварийной в рамках существующей Региональной адресной программы переселения граждан, т.е. определился с выбором.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом фактически установленных обстоятельств дела, принимая во внимание тот факт, что поскольку изъятие квартиры у истца обусловлено признанием данного дома аварийным и подлежащим сносу, решение по его изъятию принято компетентным органом местного самоуправления с соблюдением предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию недвижимого имущества у собственника, которому направлялось соглашение о выкупе жилого помещения для муниципальных нужд, а также принимая во внимание, что аварийный и подлежащий сносу дом по <адрес> включен в реализацию региональных адресных программ по переселению граждан в Красноярском крае, следовательно, исходя из того, что в рамках действующей региональной адресной программы Черепанов вправе претендовать на предоставление взамен изымаемой квартиры другого равнозначного жилого помещения, Черепанов выбрал способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления ему в собственность жилого помещения, о чем указал в заявлении поданном на имя главы города Боготола, с учетом того, что выбор способа реализации своих жилищных прав принадлежал именно собственнику изымаемого жилого помещения, в связи с чем, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Общий порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ, согласно которым предоставляемое гражданам другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Аналогичные условия переселения из аварийных жилых помещений определены и в пункте 5.1 постановления Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 г. № 144-п "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 гг.", гражданам, переселяемым из занимаемого по договорам социального найма аварийного жилищного фонда, предоставляются жилые помещения, построенные и приобретенные в рамках программы, в соответствии со статьями 86, 87, 89 ЖК РФ.

При этом наличие в собственности или пользовании лица, претендующего на предоставление жилого помещения взамен изымаемого аварийного, иного жилого помещения, исходя из характера спорных правоотношений, само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом таким лицом.

Согласно разделу V указанной выше региональной адресной программы источниками финансирования данной программы являются средства краевого бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

При этом ни федеральным законодательством, ни вышеуказанной региональной адресной программой не установлено положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья без согласования с ними.

При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения суд исходит из равнозначности предоставления жилого помещения, что будет соответствовать положениям статьи 57, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Согласно ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 г. № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в ст. 2 настоящего Закона с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником (далее - разница).

В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.

Учитывая изложенное, исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Черепанова В.А., к администрации города Боготола Красноярского края о возложении обязанности предоставить взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, равнозначное жилое помещение на праве собственности являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом суд находит, сроки для исполнения решения, предложенные процессуальным истцом, разумными в силу ст. 206 ГПК РФ.

При разрешении спора, суд учитывает, что в силу положений статей 279, 282 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

Согласно части 3 статьи 60 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

В пункте 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ закреплено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Как разъяснено в пп. "л" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3 статьи 196 ГПК РФ).

Таким образом, совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением иного жилого помещения, должно рассматриваться, как один из способов прекращения права собственности. Одновременно, изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования. Иной подход, при котором вопрос о правах оставался бы не разрешенным судом, приводил бы к ситуации неопределенности в отношении как субъекта права собственности на конкретное имущество, так и его правового режима.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать администрацию города Боготола предоставить Черепанову В.А. на праве собственности на территории муниципального образования город Боготол равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, находящееся в черте города Боготола, общей площадью равнозначной изымаемому жилому помещению или жилое помещение общей площадью равнозначной изымаемому жилому помещению или жилое помещение общей площадью превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров, взамен аварийного и, подлежащего сносу жилого помещения, расположенному по адресу: г. Боготол, ул. Колхозная, д. 10а, кв. 11, к.1.

Предоставление Черепанову В.А. равнозначного благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления не более 44,9 кв.м (31,9+13) и не менее 31.9 кв.м., является основанием для изъятия указанного жилого помещения у Черепанова В.А. и прекращения его права собственности в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, и, как следствие, регистрации перехода права собственности на Муниципальное образование городской округ город Боготол Красноярского края.

Разрешая требование истца о признании в части недействительным постановления администрации г. Боготола суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, из разъяснений судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Соответственно согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При указанных обстоятельствах и совокупности применимых норм права, как разъяснено в пункте 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2019 года, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как установлено Обзором Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019) утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2019 года по Определению № 1 -КГ19-9 судам следует руководствоваться и учитывать следующие обстоятельства: гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Однако, как следует из постановления администрации г. Боготола от 11.02.2020 г. № 0085-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу» право выбора граждан получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не предоставлено, в связи с чем пп. 5 п. 3 указанного постановлению подлежит дополнению. В связи с чем, исковые требования в указанной части подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Черепанова Виктора Аркадьевича, к Муниципальному образованию городской округ город Боготол в лице администрации города Боготола Красноярского края о признании недействительным постановления, возложении обязанности предоставить взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, равнозначное жилое помещение, удовлетворить частично.

Признать недействительным постановление администрации г. Боготола Красноярского края № 0085-п от 11.02.2020 г. «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу» в части способа изъятия у собственников жилого помещения для муниципальных нужд путем заключения соглашения об изъятии у собственника земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд путем выплаты стоимости возмещения.

Возложить на администрацию города Боготола Красноярского края обязанность устранить допущенные нарушения, дополнив пп. 5 п. 3 постановления администрации г. Боготола от 11.02.2020 г. № 0085-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу» указанием на право выбора граждан получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязать Муниципальное образование городской округ город Боготол в лице администрации города Боготола Красноярского края предоставить Черепанову Виктору Аркадьевичу на территории муниципального образования г. Боготол Красноярского края на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 31,9 кв.м, и не более 44,9 кв.м, благоустроенное применительно к условиям г. Боготола Красноярского края, взамен признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения, общей площадью 31,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

После предоставления Черепанову Виктору Аркадьевичу на территории муниципального образования г. Боготол Красноярского края на праве собственности благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 31,9 кв.м, и не более 44,9 кв.м, благоустроенного применительно к условиям г. Боготола Красноярского края, изъять для муниципальных нужд у Черепанова Виктора Аркадьевича, родившегося 06 января 1953 года в г. Боготоле Красноярского края, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Прекратить право собственности Черепанова Виктора Аркадьевича на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Признать право собственности Муниципального образования городской округ город Боготол на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Боготольский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Гусева

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2024 г.

2-251/2024 ~ М-82/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Черепанов Виктор Аркадьевич
Боготольский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация г. Боготола (Администрация города Боготола Красноярского края)
Другие
Министерство строительства Красноярского края
Дозорцев Олег Геннадьевич
Иванова Алла Викторовна
Суд
Боготольский районный суд Красноярского края
Судья
Гусева Ирина Викторовна
Дело на странице суда
bogotol--krk.sudrf.ru
08.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2024Передача материалов судье
09.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.04.2024Предварительное судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
10.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее