56RS0009-01-2023-004027-27, 2-3708/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2023 г. г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе судьи Ботвиновской Е.А., при секретаре Мурадян В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Самарской таможни о признании имущества бесхозяйным,
УСТАНОВИЛ:
Самарская таможня обратилась в суд с заявлением о признании движимых вещей бесхозяйными, в обоснование указал, что в ходе проведения проверочных мероприятий уполномоченными должностными лицами Самарской таможни 19.09.2021 было остановлено транспортное средство марки DAF гос. номер <Номер обезличен>, прицеп марки Schmits Scs24 гос. номер <Номер обезличен>.По результатам таможенного досмотра (акт таможенного досмотра <Номер обезличен>) было установлено, что в транспортном средстве перемещался товар - «мужская обувь, женская обувь» в количестве 1109 грузовых мест. Товар «обувь» в количестве 10489 пар не маркированы в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» (далее - постановление Правительства от 05.07.2019 №860, Правила). В том числе, были выявлены товары, обозначенные товарными знаками, зарегистрированными и охраняемыми на территории Российской Федерации: «Adidas», «Nike», «New Balance», «Columbia» в общем количестве 9253 пары. Товар «обувь» в количестве 306 пар маркированы в соответствии постановлением Правительства от 05.07.2019г. №860. Просит суд признать бесхозяйным и обратить в собственность государства согласно акту таможенного досмотра <Номер обезличен> от 28.04.2022 следующий товар: обувь в количестве 1236 пар без маркировки (1232 пары обувь спортивная мужская (кроссовки) с товарным знаком «Merell», 4 пары ботинки мужские утепленные с товарным знаком «BAAS Р1оа»), 306 пар с маркировкой - ботинки мужские утепленные с товарным знаком «BAAS Р1оа» в общем количестве 1542 пары; передать указанное имущество в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области для дальнейшего распоряжения.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель заявителя Емеличева Е.И., действующая на основании доверенности от 12.12.2022, в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок обращения в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным определен главой 33 ГПК РФ.
Согласно статей 290, 291, 292 ГПК РФ заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи. В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся, о нем сведениях соответствующие организации.
В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 указанной статьи. Брошенные вещи, стоимость которых более 5-кратного минимального размера оплаты труда, поступав собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно ч. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В соответствии со ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверочных мероприятий уполномоченными должностными лицами Самарской таможни 19.09.2021 было остановлено транспортное средство марки DAF гос. номер <Номер обезличен>, прицеп марки Schmits Scs24 гос. номер <Номер обезличен>.
Согласно CMR от 10.09.2021 № <Номер обезличен>, товарно-транспортной накладной от 10.09.2021 <Номер обезличен>, товарной накладной от 10.09.2021 <Номер обезличен>, счет-фактуры от 10.09.2021 <Номер обезличен>, электронной счет-фактуры от 10.09.2021 №<Номер обезличен> сопроводительной накладной от 10.09.2021 <Номер обезличен>, доверенности от 10.09.2021 № б/н, договор от 10.09.2021 <Номер обезличен>, договора об оказании транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов автотранспортом от 10.09.2021 <Номер обезличен> в данном ТС перемещаются товары «мужская обувь, женская обувь» в количестве - 1420 мест, грузоотправитель ТОО «KOLORO», <...>, грузополучатель - индивидуальный предприниматель Колмыковой А.А., Российская Федерация, <...>, ИНН <Номер обезличен>.
В дальнейшем, на основании поручения о проведении таможенного досмотра <Номер обезличен> от 29.09.2021, уполномоченными должностными лицами Самарской таможни был проведен таможенный контроль в отношении перемещаемого транспортном средстве товара в форме таможенного досмотра.
По результатам таможенного досмотра (акт таможенного досмотра <Номер обезличен> было установлено, что в транспортном средстве перемещался товар - «мужская обувь, женская обувь» в количестве 1109 грузовых мест. Товар «обувь» в количестве 10489 пар не маркированы в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» (далее - постановление Правительства от 05.07.2019 №860, Правила). В том числе, были выявлены товары, обозначенные товарными знаками, зарегистрированными и охраняемыми на территории Российской Федерации: «Adidas», «Nike», «New Balance», «Columbia» в общем количестве 9253 пары. Товар «обувь» в количестве 306 пар маркированы в соответствии постановлением Правительства от 05.07.2019 №860.
В связи с выявлением в ходе таможенного контроля товаров маркированных товарными знаками, зарегистрированными и охраняемыми на территории РФ Оренбургским ДО МВД России на транспорте вынесены постановления о возбуждении уголовного дела <Номер обезличен> от 29.06.2022 и <Номер обезличен> от 9.06.2022 года по товарным знакам «Adidas», «Nike», «New Balance», «Columbia» в количестве 9253 пары.
Пунктом 6 Правил маркировки обувных товаров установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 июля 2020 г., за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 2 Правил. Согласно п. 2 Правил маркировки обувных товаров под оборот обувных товаров понимается ввоз в Российскую Федерацию, хранение, транспортировка, получение и передача обувных товаров, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации.
Таким образом, Правилами маркировки обувных товаров предусмотрено, что обувные товары не могут находиться в обороте на территории РФ без маркировки средствами идентификации после 1.07.2020.
Ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, предусмотрена ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ.
31.05.2022 Самарская таможня письмом <Номер обезличен> направила материал в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об АП по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ.
10.06.2021 Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, изложенным в постановлении. В определении Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области указало, что товар «обувь» в количестве 10489 пар подлежат обязательной маркировке в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019г. № 860 и распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».
Пунктом 52 Правил установлено, что в случае ввоза обувных товаров на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза в рамках трансграничной торговли - до фактического пересечения государственной границы Российской Федерации; в случае ввоза обувных товаров на территорию Российской Федерации с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, а также в случае ввоза на остальную часть территории Российской Федерации обувных товаров, изготовленных на территории особых (свободных) экономических зон или приравненных к ним территорий из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и обувных товаров, изготовленных на территории свободного склада из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободного склада, - до помещения товара под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.
Частью 2 ст. 129 ГК РФ установлено, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения обороноспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, если данным кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 1484 ГКРФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 того же кодекса любым не противоречащим законом способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 данной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
При этом исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака, в том числе, на товарах, на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ).
В силу пункта 3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникает вероятность смешения.
Согласно пункту 1 статьи 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Правилами маркировки обувных товаров, предусмотрено, что обувные товары не могу находиться в обороте без маркировки средствами индикации.
Таким образом указанный товар не может быть передан грузоперевозчику или грузополучателю.
В силу ст. 129 ГК РФ, указанный товар, в силу закона, запрещен к обороту на территории РФ.
В отношении выявленного в ходе таможенного досмотра товара «обувь» с нанесенной маркировкой в количестве 306 пар отправителем и получателем товара не предпринимаются действия по вывозу товаров с территорий складских помещений Самарской таможни в течении продолжительного периода времени. А именно, о необходимости осуществить действия по вывозу товаров с территории складских помещений Самарской таможни отправитель - ТОО «KOLORO» был проинформирован письмами и телеграммой (от 19.10.2021г. <Номер обезличен>; от 27.10.2021г. <Номер обезличен>; от 07.12.2022 <Номер обезличен>), которые возвращены отправителю. В адрес получателя груза - ИП Манукян Э.Л Самарской таможней было направлено письмо от 29.03.2022 <Номер обезличен> «О представлении документов и сведений», на которое ответа не последовало. Согласно имеющейся в распоряжении таможенного органа информации (письмо Приволжской оперативной таможни от 18.04.2022 г. <Номер обезличен> «О предоставлении информации») ИП Манукян Э.Л. предпринимательской деятельностью фактически не занимался, а за денежное вознаграждение предоставил свой паспорт знакомому, который и оформил на его имя ИП. По месту регистрации Манукян Э.Л. не проживает, работает в Московской области на стройке.
Согласно п. 12 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2019 года №1238, решение о направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию), уничтожение или реализацию, оформленное протоколом, принимается комиссией Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориальных органов) по принятию решения о направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию), уничтожение или реализацию.
Отправитель товара направленную в его адрес корреспонденцию не получает, прав на товар не заявляет, какие либо действия в его отношении не предпринимает, получатель товара фактически также не является собственником ввиду приведенных выше обстоятельств.
До настоящего времени кто-либо в Самарскою таможню по данному вопросу не обращался, каких-либо сведений, подтверждающих чье-либо намерение получить товар и осуществить его вывоз, не имеется.
Товар хранится на складе Самарской таможни.
В ходе судебного разбирательства установлено, что данное имущество (обувь в количестве 1236 пар без маркировки (1232 пары обувь спортивная мужская (кроссовки) с товарным знаком «Merell», 4 пары ботинки мужские утепленные с товарным знаком «BAAS Р1оа»), 306 пар с маркировкой - ботинки мужские утепленные с товарным знаком «BAAS Р1оа» в общем количестве 1542 пары) обладает установленными ст. 225 ГК РФ признаками бесхозяйной вещи, собственник недвижимой вещи неизвестен. Кроме того дальнейшее хранение товара на складе Самарской таможни ведет к дополнительным затратам из средств федерального бюджета, что затрагивает интересы Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании бесхозяйным и обращении в собственность государства согласно акту таможенного досмотра <Номер обезличен> от 28.04.2022 следующий товар: обувь в количестве 1236 пар без маркировки (1232 пары обувь спортивная мужская (кроссовки) с товарным знаком «Merell», 4 пары ботинки мужские утепленные с товарным знаком «BAAS Р1оа»), 306 пар с маркировкой - ботинки мужские утепленные с товарным знаком «BAAS Р1оа» в общем количестве 1542 пары.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ № 432 от 5 июня 2008 г. (далее - Положение № 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.06.2009 № 229 утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции. Пунктом 3 Административного регламента установлено, что выполнение государственной функции осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами, при этом территориальные органы Росимущества обеспечивают осуществление действий по защите в пределах компетенции, установленной положением о каждом территориальном управлении.
В пунктах 5.5 (2) Положения № 432 указано, что Росимущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании осуществляет распоряжение (реализацию, уничтожение или переработку (утилизацию) переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
В соответствии с п. 1 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года № 1238, настоящее Положение определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами.
При таких обстоятельствах, суд находит требования о передаче указанного имущества в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области для дальнейшего распоряжения, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 293, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
заявление Самарской таможни о признании имущества бесхозяйным - удовлетворить.
Признать бесхозяйным и обратить в собственность государства согласно акту таможенного досмотра <Номер обезличен> от 28.04.2022 следующий товар: обувь в количестве 1236 пар без маркировки (1232 пары обувь спортивная мужская (кроссовки) с товарным знаком «Merell», 4 пары ботинки мужские утепленные с товарным знаком «BAAS Р1оа»), 306 пар с маркировкой - ботинки мужские утепленные с товарным знаком «BAAS Р1оа» в общем количестве 1542 пару.
Передать указанное имущество в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области для дальнейшего распоряжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Ботвиновская Е.А.
Мотивированный текст решения изготовлен: 31.10.2023 года.