Дело № 2-3265/2023
УИД 91RS0024-01-2023-001951-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 6 июня 2023 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при помощнике Васюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитюк Татьяны Геннадиевны к Администрации города Ялта Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым,
установил:
Никитюк Т.Г. обратилась в суд с иском к Администрации города Ялта Республики Крым о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, общей площадью не менее 33 кв. м.
В обоснование заявленных требований указано, что истец <данные изъяты>, что установлено вступившим в законную силу решением суда. Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 11 апреля 2023 г. № 1914-п она включена в список детей<данные изъяты>. Вместе с тем, жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, чем грубо нарушено ее право на жилище.
Истец Никитюк Т.Г., будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представила суду заявление о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования поддерживает.
Ответчиком, извещенным надлежащим образом и заблаговременно, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просит принять решение в соответствии с нормами действующего законодательства, а также учесть, что Администрация города Ялта Республики Крым сможет обеспечить Никитюк Т.Г. жилым помещением только после получения денежных средств из регионального бюджета.
Третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание явку представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом. Представлены письменные пояснения, согласно которым право истца на получение жилья подлежит реализации в порядке установленной очередности и при наличии бюджетных ассигнований.
Информация о дате и месте судебного разбирательства также своевременно была размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив заявленные требования, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности с учетом требований об относимости, достоверности и допустимости, суд приходит к выводу о следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Никитюк (до брака - <данные изъяты> Татьяна Геннадиевна родилась <дата> в <адрес>
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета АРК от 11 октября 1996 г. №<номер> в отношении Никитюк <данные изъяты> Т.Г. и ее брата <данные изъяты>. опекуном назначена их бабушка - <данные изъяты> за ними закреплено жилье, расположенное по адресу: <адрес>.
Вступившим в законную силу решением Ялтинского городского суда Республики Крым от <дата> установлен юридический факт того, что Никитюк Т.Г. является лицом, имеющим статус <данные изъяты>
<данные изъяты>
До настоящего времени истец жилым помещением в соответствии с указанным постановлением не обеспечена.
С <дата> Никитюк Т.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение согласно данным ГУП РК «Крым БТИ» по состоянию на <дата> зарегистрировано на праве собственности за <данные изъяты>. Истец не является и не являлась собственником данного жилого помещения.
В материалах дела отсутствуют сведения о принадлежности Никитюк Т.Г. на праве собственности объектов недвижимого имущества, пригодных для проживания, а также предоставленных по договорам социального найма.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен его.
Категория лиц, для которых установлена система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 18.12.2014 №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. При предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма обеспечиваются условия доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного закона Республики Крым учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно части 1 статьи 8 этого же Закона Республики Крым жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
Согласно статье 9 этого же закона органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 6) по обеспечению условий доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Ответчиком, третьим лицом не оспаривается само по себе право истца на получение такого жилья, однако полагают, что данное право подлежит реализации при наличии бюджетных ассигнований и в порядке установленной очередности.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Следовательно, с момента обращения истца с заявлением о включении в списки на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.
При этом надлежит отметить, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав истца, которые подлежат восстановлению путем удовлетворения требований о понуждении Администрации города Ялта Республики Крым предоставить истцу жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Указанное жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и по норме не менее 25 кв. м общей площади, а не 33 кв. м, как заявлено истцом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Никитюк Татьяны Геннадиевны к Администрации города Ялта Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым (№<номер>) предоставить Никитюк Татьяне Геннадиевне, <дата> года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии №<номер> выдан ФМС 17.05.2014, код подразделения 900-002), благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья О.И. Кулешова
Решение суда изготовлено
в окончательной форме 13 июня 2023 г.