<***>
УИД № ***
Дело № ***
Мотивированное решение изготовлено ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** февраля *** года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Деминой Т.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Слепухиной А.А.,
с участием представителя ответчика Канюкова И.А., действующего на основании доверенности от *** № ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышёвой ***6 ***9 к ЕМУП «Торговая база «Екатеринбургобщепит» об обязании создать альтернативную версию официального веб-сайта, взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Чернышёва Г.М. обратилась в суд с иском к ЕМУП «Торговая база «Екатеринбургобщепит» о защите прав потребителя.
В обоснование иска указала, что является инвалидом *** группы с детства. Обратившись за информацией к сайту http://***.ru. Принадлежавшему ответчику, оказалось, что функция сайта для слабовидящих отсутствует, в связи с чем ответчиком нарушены закон и права истца, как следствие причинен моральный вред.
В связи с чем просит обязать ответчика разместить на сайте http://***.ru специальную версию (функцию) для пользователей с ограничениями жизнедеятельности, включая людей с инвалидностью, временной потерей трудоспособности и пожилых людей, соответствующую ГОСТ Р *** в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, взыскать компенсацию морального вреда в размере *** руб.
В судебное заседание истец не явилась, о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. ***).
В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы письменных возражений, указал, что ЕМУП ТБ «Екатеринбургобщепит» в соответствии с уставом не относится к подведомственным организациям органа местного самоуправления. На официальном сайте Департамента потребительского рынка и Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга – екатеринбург.рф, в разделе «подведомственные организации» ЕМУП «Торговая база «Екатеринбургобщепит» отсутствует. При этом закон № ***-ФЗ в действующей редакции не накладывает на подведомственные органам учреждения никаких конкретных обязанностей по обеспечению доступа к информации о своей деятельности, в том числе по созданию официального сайта. Ответчиком создана страничка в интернет-ресурсе «ВКонтакте». Официальный сайт подведомственная организация создает исключительно по решению органа-учредителя, а официальные страницы по общему правилу создаются всеми подведомственными организациями, однако этого можно не делать по согласованию с органом-учредителя. Кроме того, ответчик находится в стадии ликвидации на основании Постановления Администрации города Екатеринбурга от ***. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ответчик не является субъектом исполнения публичных обязанностей муниципального образования, не является учреждением, осуществляющим оказанием муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Вместе с тем, ответчиком создана страница в интернет-ресурсе «ВКонтакте», которая содержится необходимую официальную информацию о предприятии. Федеральный закон от *** № ***-ФЗ не содержит требования к оформлению самой интернет-страницы. Постановлением Администрации города Екатеринбурга от *** принято решение о ликвидации ЕМУП «Торговая база «Екатеринбургобщепит», соответственно, создание каких-либо официальных страниц предприятия в сети Интернет является нецелесообразным, и удовлетворение требований в данном случае не приведет к восстановлению нарушенного права. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих причиненный моральный вред. Доказательств наступления неблагоприятных последствий для истца в материалах дела отсутствуют. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. *** Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части *** статьи *** Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В силу статьи *** Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых норм и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Приказом Росстандарта от *** августа *** года N ***-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р *** "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности", с датой введения стандарта в действие с *** апреля *** года, взамен ГОСТ Р ***.
Указанный стандарт содержит требования к доступности информации, представленной в электронно-цифровой форме, для широкого круга пользователей с ограничениями жизнедеятельности. Требования стандарта учитывают широкий спектр расстройств функций организма и связанные с ними ограничения жизнедеятельности, в том числе: нарушение зрения.
Требования стандарта распространяются на доступность человеко-ориентированных интерфейсов информационных ресурсов и программного обеспечения на стационарных и переносных компьютерах, планшетах, мобильных устройствах, а также на иных устройствах чтения, ввода, просмотра, воспроизведения информации в электронно-цифровой форме.
Из материалов дела видно, что истец является инвалидом детства второй группы по зрению. *** истец не смогла получить информацию на сайте ответчика http://***.ru ввиду отсутствия альтернативной версии для слабовидящих.
Полагая, что ее права нарушены, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от *** N *** утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В пунктах ***, *** указанного Порядка установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные им организации должны определить визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению, учитывая при этом необходимость дублирования такого визуального оформления четким, контрастным текстом.
Для обеспечения условий доступности версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам:
нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, должны отображаться в версии для инвалидов по зрению в виде описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только в целях украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций;
графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, должны отображаться в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
посетитель официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций должен иметь возможность увеличения размеров текстовой информации до ***%, увеличения интервала между буквами, а также изменения шрифта и цветовой схемы.
Согласно Уставу ЕМУП «Торговая база «Екатеринбургобщепит», утвержденного распоряжением Департамента по управлению муниципальным имуществом, учредителем предприятия от имени муниципального образования «город Екатеринбург» выступает Администрация города Екатеринбурга в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом. Собственник имущества предприятия – муниципальное образование «город Екатеринбург». Также ЕМУП ТБ «Екатеринбургобщепит» подотчетно Департаменту потребительского рынка и услуг Администрации города Екатеринбурга, курирующего отраслевые направления, соответствующие основным видам деятельности предприятия. Основной целью создания и предмет деятельности предприятия является решение социальных задач в сфере торговли.
Согласно ответу на судебный запрос из Департамента по управлению муниципальным имуществом от *** в целях исполнения Федерального закона от *** № ***-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ст. *** Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» издано Распоряжение начальника Департамента по управлению муниципальным имуществом от ***№ *** «О сознании официальных страниц в официальных сетях и назначении ответственных лиц за реализацию Федерального закона от *** № ***-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ст.*** Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В соответствии с указанным распоряжением ЕМУП ТБ «Екатеринбургобщепит» включен в перечень муниципальных организаций, для которых создание официальной страницы в социальной сети нецелесообразно.
Поскольку ЕМУП ТБ «Екатеринбургобщепит» осуществляет социальную функцию в области торговли населению, разработка интерфейса официального сайта ответчика должна предусматривать наличие альтернативного текстовой версии интернет-сайта, переход к которому может осуществляться с его главной страницы.
Согласно пункту *** Положения *** Текстовая версия, "ГОСТ Р ***. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности", необходимо предоставить текстовую версию любого нетекстового контента так, чтобы ее можно было преобразовать в другие формы, необходимые пользователям, например, увеличенный шрифт, шрифт Брайля, речь, специальные знаки или упрощенный язык.
В настоящее время альтернативная версия сайта создана, однако на сайте ответчика отсутствует текстовая гиперссылка для перехода на версию для слабовидящих.
Данное обстоятельство установлено судом при исследовании интернет-сайта, копия главной страницы интернет-сайта по адресу http://***.ru по состоянию на *** приобщена к делу.
Ввиду того, что отсутствует возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронного ресурса, у истца, как и у широкого круга лиц потребителей из числа инвалидов по зрению, нарушено права на получение услуг публичного характера.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении обязанности на ЕМУП ТБ «Екатеринбургобщепит» разместить на главной странице официального интернет-сайта http://***.ru легко читаемую текстовую гиперссылку для перехода на альтернативную версию веб-сайта для слабовидящих.
В соответствии с пунктом *** Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** декабря *** года N *** «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть *** статьи *** Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть *** статьи *** Конституции Российской Федерации).
Право на информацию является важнейшим конституционным правом, определяющим возможность получать свободно сведения о явлениях реальной деятельности, объективного мира для наиболее полной реализации иных своих прав и свобод.
Доступ инвалидов к информации является одним из элементов и направлений государственной политики в сфере обеспечения достойного уровня жизни для лиц с ограниченными возможностями.
Частью *** статьи *** Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от *** мая *** года N ***-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Федеральный закон от *** ноября *** года N ***-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N ***-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, статьей *** которого предусмотрена гарантия государства инвалиду на право получения необходимой информации.
Также в целях реализации положений Конвенции Постановлением Правительства Российской Федерации от *** декабря *** года N *** была утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на *** - *** годы.
Эта программа содержит перечень мероприятий, направленных на обеспечение доступа инвалидов и маломобильных групп населения.
Особая важность в реализации права инвалидов на информацию закреплена в пункте *** Декларации ООН "О правах инвалидов" (утверждена Генеральной Ассамблеей *** декабря *** года), в которой предусмотрено информирование инвалидов и членов их семей о предоставленных им правах.
В целях реализации требований Федерального закона от *** ноября *** года N ***-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принят ГОСТ Р *** "Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности".
Указанный стандарт содержит требования к доступности информации, представленной в электронно-цифровой форме, для широкого круга пользователей с ограничениями жизнедеятельности. Требования стандарта учитывают широкий спектр расстройств функций организма и связанные с ними ограничения жизнедеятельности, в том числе: нарушение зрения.
Требования стандарта распространяются на доступность человеко-ориентированных интерфейсов информационных ресурсов и программного обеспечения на стационарных и переносных компьютерах, планшетах, мобильных устройствах, а также на иных устройствах чтения, ввода, просмотра, воспроизведения информации в электронно-цифровой форме.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что отсутствие доступа инвалидов по зрению к альтернативной версии интернет-сайта ЕМУП ТБ «Екатеринбургобщепит» является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что несоблюдение и невыполнение ЕМУП ТБ «Екатеринбургобщепит» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации нарушило гарантированное право истца на получение информации, что причинило истцу нравственные страдания, в связи с чем требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда подлежали удовлетворению.
Определяя указанный размер компенсации морального вреда, причиненного Чернышёвой Г.М., суд учитывает фактические обстоятельства дела, характер нравственных страданий истца, ее индивидуальные особенности, а также исходит из принципов разумности и справедливости, в связи с чем считает возможным назначить данную компенсацию в размере *** рублей, полагая размер компенсации соразмерным характеру причиненных истцу нравственных страданий.
Правовых оснований для удовлетворения штрафа в размере ***% от удовлетворенных судом сумм в рассматриваемом случае не имеется. Ответчик не является лицом, оказывающим истцу возмездную услугу, в силу чего нормы Закона Российской Федерации от *** февраля *** года N *** "О защите прав потребителей" к спорным правоотношениям не применимы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. *** Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ***7 ***10 ░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░-░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░ http://***.ru ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░-░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ***8 ***11 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ *** ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ *** ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░