Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-790/2023 ~ М-621/2023 от 28.07.2023

УИД 91RS0023-01-2023-000838-23

Дело № 2-790/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2023 года.

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2023 года.

31 октября 2023 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи -                 Ильичевой Н.П.

при секретаре -                                 Кирильчук Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Черноморское, Черноморского района, Республики Крым гражданское дело, по исковому заявлению Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым к Саленко-Плюшери Денису, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Сидоренко Михаил Владимирович, о понуждении иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Председатель Черноморского сельского совета – глава администрации Черноморского сельского поселения Шатыренко А.В. обратился в суд с иском к Саленко-Плюшери Д. о понуждении иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка.

Свои требования, мотивируя тем, что в администрацию Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым 14.02.2023 поступили сведения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о зарегистрированных правах на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, которыми не могут обладать на праве собственности иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16.05.2023, ответчик Саленко-Плюшери Денис, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, общегражданский заграничный паспорт иностранного гражданина , выдан , <адрес>, является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 912 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> гражданином иностранного государства. С момента приобретения права собственности по настоящее время, у истца отсутствуют сведения о принятии ответчиком действий по отчуждению имущества, а именно земельных участков, в соответствии со ст. 238 ГК РФ. Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым 17.05.2023, был направлен запрос в ОМВД по Черноморскому району Республики Крым об обращении ответчиков за получением гражданства Российской Федерации. Исходя из предоставленной информации гражданин Саленко-Плюшери Денис, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации не обращался. Просит произвести отчуждение земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 912 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес> принадлежащий на праве собственности Саленко-Плюшери Денису, путём реализации с публичных торгов, установив начальную стоимость объекта недвижимости, с последующей выплатой бывшему собственнику вырученной суммы, за вычетом понесённых расходов, связанных с организацией торгов.

Определением суда от 14.08.2023 ответчику Саленко-Плюшери Денису место жительства которого не установлено, назначен адвокат.

11.09.2023 Определением суда к участию в дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сидоренко М.В..

В судебное заседание представитель истца Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым не явился, извещен надлежаще, подал заявление о рассмотрении дела без участия истца, на исковых требованиях настаивает.

В судебное заседание ответчик Саленко-Плюшери Денис не явился, место проживания не установлено.

Ознакомившись с заявлением представителя истца о рассмотрении дела без участия представителя, представитель Саленко-Плюшери Дениса – адвокат Шмытов А.В. просил рассматривать дело без его участия, возражал против удовлетворения исковых требований, в связи с тем, что ему не известна позиция ответчика.

Суд считает возможным рассматривать дело без сторон.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до установления Президентом Российской Федерации указанного в п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.

Согласно ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В силу ст. 44 Земельного Кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201 в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» внесены изменения: а) дополнить разделом следующего содержания: «Республика Крым 44.1. Муниципальное образование Бахчисарайский район Республики Крым; 44.2. Муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым; 44.3. Муниципальное образование Кировский район Республики Крым; 44.4. Муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым; 44.5. Муниципальное образование Ленинский район Республики Крым; 44.6. Муниципальное образование Нижнегорский район Республики Крым; 44.7. Муниципальное образование Раздольненский район Республики Крым; 44.8. Муниципальное образование Сакский район Республики Крым; 44.9. Муниципальное образование Симферопольский район Республики Крым; 44.10. Муниципальное образование Советский район Республики Крым; 44.11. Муниципальное образование Черноморский район Республики Крым….».

Согласно информации, предоставленной Госкомрегистром от 04.08.2023 № 43-11/1233 в ЕГРН имеются сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, за Саленко-Плюшери Денисом на основании Государственного акта о праве собственности на земельный участок от 19.03.2009, Договора купли-продажи земельного участка от 20.03.2012, государственная регистрация права: собственность, от 07.08.2018 (л.д.55).

Согласно Выписке из ЕГРН от 16.05.2023 правообладателем земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 912 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Саленко-Плюшери Денис, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>, паспорт гражданина Франции общегражданский заграничный паспорт иностранного гражданина , выдан ДД.ММ.ГГГГ префектурой полиции (л.д. 5-6).

Согласно информации, предоставленной МВД по Республике Крым от 25.07.2023 № 70/7010, от 09.08.2023 № 70/7705, Саленко-Плюшери Денис, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации не обращался, зарегистрированным на территории Российской Федерации не значится (л.д.9, 62).

Если в собственности лица оказалось имущество, которое в соответствии с законодательством РФ не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года (в данном случае с момента вступления в силу Указа Президента РФ № 201) в срок до 20.03.2021.

На основании вышеизложенного, иностранные граждане, обладающие земельными участками в пределах соответствующих приграничных территорий на праве собственности, в срок до 20.03.2021 не лишены были права на их отчуждение в рамках правового поля по своему усмотрению.

Как установлено выше, согласно пп. 44.11 Перечня приграничных территорий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26, муниципальное образование Черноморский район Республики Крым является приграничной территорий, на которой иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками; на основании изложенного, спорный земельный участок, принадлежащий Саленко-Плюшери Д., должен быть отчужден в установленном Российским законодательством порядке.

Порядок отчуждения такого имущества определен в ст. 238 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Поскольку муниципальное образование Черноморский район Республики Крым включено в перечень приграничных территорий Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201, вступившим в силу 20.03.2020, то срок, установленный в п. 1 ст. 238 ГК РФ, исчисляется, начиная с 20.03.2020.

    В соответствии с п. 2 ст. 238 ГК РФ, в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

    Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12.11.2019 № 2970-0 указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

    В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

    Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.

    Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующе» территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности у иностранных граждан. Собственник обязан самостоятельно продать такое имущество в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда.

    Судом установлено, что Саленко-Плюшери Д. имел достаточно времени самостоятельного прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 912 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, который не может находиться у него в собственности, как у гражданина иностранного государства; однако согласно предоставленным доказательствам, которые были исследованы судом, со стороны Саленко-Плюшери Д. необходимые действия не были предприняты, а именно: отчуждение земельного участка в предусмотренный законом срок не произведено, также у суда отсутствуют доказательства получения Саленко-Плюшери Д. гражданства Российской Федерации.

    В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

    Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом (п.2 ст. 449.1 ГК РФ).

    Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.

    На основании вышеприведенных норм права, суд полагает возможным определить начальную продажную стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.

    Совокупность установленных по делу обстоятельств, указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорных земельных участков, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации. Спорный земельный участок, доля которого принадлежит ответчику, расположен на территории муниципального образования – Черноморский район Республики Крым.

    Судом установлено, что на земельном участке, который подлежит отчуждению, находится жилой дом с кадастровым номером 90:14:010103:3689, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, право собственности за Саленко-Плюшери Денисом, на основании Договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, собственность от 06.08.2018 (л.д. 55, 66). Кадастровая стоимость жилого дома, площадью 236,1 кв.м., 1286164,14 рублей.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2019 года № 2970-О «По запросу Геленджикского городского суда Краснодарского края о проверке конституционности пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 15 и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 238 и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации», принудительная продажа земельного участка с одновременным сохранением за иностранным гражданином права собственности на находящиеся на нем здания, сооружения предполагает сохранение прав владения и пользования земельным участком, на котором расположена данная недвижимость, на основании статьи 271 ГК Российской Федерации. Этим обусловлена затруднительность принудительной продажи земельного участка, принадлежащего иностранному гражданину, в частную собственность другим лицам, которые в случае приобретения участка фактически будут лишены возможности его использовать, сохраняя за собой лишь право - в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации - на получение платы с иностранного гражданина, являющегося собственником здания, сооружения. Однако объективные затруднения, связанные с реализацией такого рода земельных участков, не могут служить оправданием для лишения иностранных граждан права собственности в отношении зданий, сооружений, которое признается российским законодателем и, значит, гарантируется Российской Федерацией. С другой стороны, статья 238 ГК Российской Федерации - предусматривая принудительное отчуждение имущества, оказавшегося по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица, которому в силу закона не может принадлежать, - в пункте 2 закрепляет в качестве возможного варианта прекращения права собственности передачу имущества в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику его стоимости, определенной судом. Избираемый вариант принудительного отчуждения имущества во всяком случае должен быть наиболее разумным, справедливым и оптимальным, в минимальной степени ограничивающим права собственников, в том числе должен учитывать особенности данного имущества, наличие заинтересованности в его приобретении как у частных лиц, так и у публично-правовых образований.

    Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действующий во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и с нормами гражданского законодательства, не предполагает возложения на иностранного гражданина обязанности продать в принудительном порядке принадлежащее ему здание, сооружение, расположенное на земельном участке в пределах приграничной территории. Предусмотренный же пунктом 3 статьи 15 данного Кодекса и адресованный иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрет обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, входящих в перечень, установленный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, не может толковаться расширительно и распространяться на объекты, которые в данном законоположении не указаны.

    Таким образом, нахождение жилого дома на земельном участке, который принадлежит Саленко-Плюшери Д., подлежащий отчуждению, не препятствует продаже земельного участка с торгов, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление, Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым к Саленко-Плюшери Денису, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Сидоренко Михаил Владимирович, о понуждении иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка, удовлетворить.

Произвести отчуждение земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 912 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности гражданину Франции - Саленко-Плюшери Денису, путём реализации с публичных торгов (принудительно продать), установив начальную стоимость объекта недвижимости, с последующей выплатой Саленко-Плюшери Денису вырученной суммы, за вычетом понесённых расходов, связанных с организацией торгов.

    Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определите равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                     Н.П. Ильичева

2-790/2023 ~ М-621/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района РК
Ответчики
Саленко-Плюшери Денис
Другие
Шмытов Андрей Владимирович
Сидоренко Михаил Владимирович
Суд
Черноморский районный суд Республики Крым
Судья
Ильичева Наталья Павловна
Дело на странице суда
chernomorskiy--krm.sudrf.ru
28.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2023Передача материалов судье
31.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2023Подготовка дела (собеседование)
14.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее