Копия
Дело № 2-2075/2024
16RS0046-01-2024-000874-05
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
4 марта 2024 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сычева И.А.,
при секретаре Муллиной Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора к ИП Абузарову Р.Г. оглы о возложении обязанности сформировать и направить необходимый пакет документов в Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл для установления санитарно-защитной зоны промышленной площадки,
УСТАНОВИЛ:
в обосновании иска указано, что Марийской межрайонного природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой в деятельности ИП Абузарова Р.Г. оглы выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Проверкой установлено, что по адресу: ... расположена производственная площадка по переработке древесины. Указанной деятельностью занимается ИП Абузаров Р.Г. оглы.
На производственной площадке расположено 6 углевыжигательных печей для производства древесного угля и участок распиловки древесины.
В ходе эксплуатации углевыжигательных печей в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества: азот диоксид, азот (II) оксид, сера диоксид, углерод оксид, бенз/а/пирен (бензапирен), взвешенные вещества. От участка распиловки древесины выделяется пыль древесная, что подтверждается данными при постановке промышленной площадки как объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Источниками загрязнения атмосферного воздуха являются вещества, содержание которых в атмосферном воздухе составляет более 0,1 ПДК: серы диоксид – 0,5 ПДК (согласно пункту 7.1 программы производственного экологического контроля).
Таким образом, деятельность ИП Абузарова Р.Г. оглы сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду.
Промышленная площадка поставлена на учет в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду под №... ... Код объекта ... и присвоена IIIкатегория.
Ближайшая территория с нормируемыми показателями качества среды обитания от границ промышленной площадки предприятия с северо-западной стороны расположена в 32 км к жилому дому №... по ..., которая входит в территории ориентировочной санитарно-защитной зоны промышленной площадки.
Марийской межрайонного природоохранной прокуратурой в целях устранения нарушений закона ИП Абузарову Р.Г. оглы ... внесено представление, в том числе с целью установления границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства.
Однако ИП Абузаровым Р.Г. оглы меры, направленные на установление границ санитарно-защитной зоны промышленного объекта, не приняты.
Отсутствие санитарно-защитной зоны вокруг промышленной площадки не обеспечивает безопасные условия проживания граждан вблизи промышленного объекта, создает угрозу возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения, не исключает влияние факторов окружающей среды на здоровье населения.
По этим мотивам истец просит суд (с учетом уточнений) возложить на ответчика обязанность сформировать и направить необходимый пакет документов в Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл для установления санитарно-защитной зоны промышленной площадки ИП Абузарова Р.Г. оглы, расположенной по адресу: ..., и установить срок для добровольного исполнения решения суда до ...
Представитель истца в судебное заседание явился, требования поддержал.
Ответчик ИП Абузаров Р.Г. оглы в судебное заседание явился, возражений не заявил.
Представитель третьего лица Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
В силу статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из статьи 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» усматривается:
1. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
3. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222 утверждены «Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – Правила).
Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно пункту 12 Правил в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:
а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;
б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) (пункт 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с пунктом 72 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в отношении источников воздействия (объектов), создающих химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на:
границе земельного (земельных) участка (участков) объекта (объектов);
границе полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий (далее - полоса отвода);
границе объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством Российской Федерации размещение объекта допускается без оформления прав на земельные участки и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (далее - граница объекта).
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В пределах земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представленными доказательствами подтверждается, что Марийской межрайонного природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой в деятельности ИП Абузарова Р.Г. оглы выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Проверкой установлено, что по адресу: ... расположена производственная площадка по переработке древесины. Указанной деятельностью занимается ИП Абузаров Р.Г. оглы.
На производственной площадке расположено 6 углевыжигательных печей для производства древесного угля и участок распиловки древесины.
В ходе эксплуатации углевыжигательных печей в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества: азот диоксид, азот (II) оксид, сера диоксид, углерод оксид, бенз/а/пирен (бензапирен), взвешенные вещества. От участка распиловки древесины выделяется пыль древесная, что подтверждается данными при постановке промышленной площадки как объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Источниками загрязнения атмосферного воздуха являются вещества, содержание которых в атмосферном воздухе составляет более 0,1 ПДК: серы диоксид – 0,5 ПДК (согласно пункту 7.1 программы производственного экологического контроля).
Таким образом, деятельность ИП Абузарова Р.Г. оглы сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду.
Промышленная площадка поставлена на учет в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду под №... ... Код объекта ... и присвоена III категория.
Ближайшая территория с нормируемыми показателями качества среды обитания от границ промышленной площадки предприятия с северо-западной стороны расположена в 32 км к жилому дому №... по ..., которая входит в территории ориентировочной санитарно-защитной зоны промышленной площадки.
Марийской межрайонного природоохранной прокуратурой в целях устранения нарушений закона ИП Абузарову Р.Г. оглы ... внесено представление, в том числе с целью установления границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства.
Однако ИП Абузаровым Р.Г. оглы меры, направленные на установление границ санитарно-защитной зоны промышленного объекта, не приняты.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в качестве обоснования своих требований и возражений.
Ответчиком не представлено доказательств устранения нарушений законодательства Российской Федерации, выразившихся в установлении санитарно-защитной зоны промышленной площадки. В соответствии с приведенными положениями закона и фактическими обстоятельствами дела, отсутствие санитарно-защитной зоны вокруг промышленной площадки не обеспечивает безопасные условия проживания граждан вблизи промышленного объекта, создает угрозу возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения, не исключает влияние факторов окружающей среды на здоровье населения.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными.
Как следует из пояснений ответчика, им был заключен договор на подготовку документов, в связи с чем просит установить срок исполнения с отсрочкой на 1 год.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в бюджет соответствующего уровня подлежит взысканию государственная пошлина в размере6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя Абузарова Р.Г. оглы (ИНН ...) обязанность сформировать и направить необходимый пакет документов в Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл для установления санитарно-защитной зоны промышленной площадки в срок до ...
Взыскать с индивидуального предпринимателя Абузарова Р.Г. оглы (ИНН ...) в бюджет муниципального образования г. Казани государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Сычев И.А.