Дело №
УИД 02RS0№-51
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
17 августа 2023 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.И.,
при секретаре Павиной А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц, в интересах О.Д.С., Т.В.Н., С.Н.В. к Администрации г. Горно-Алтайска о возложении обязанности изъять земельный участок и жилые помещения, обязании предоставить жилые помещения, прекращении права собственности на жилые помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Горно-Алтайска, обращаясь в суд с иском к ответчику просил суд, возложить на Администрацию г. Горно-Алтайска обязанность изъять земельный участок, на котором расположен многоквартирный <адрес> в <адрес> и все жилые помещения в нем для муниципальных нужд; предоставить на праве собственности О.Д.С., Т.В.Н., ФИО11 взамен изымаемого аварийного жилья другие жилые благоустроенные помещения равнозначные изъятым, отвечающие всем установленным требованиям закона; прекратить право собственности О.Д.С., Т.В.Н., С.Н.В. на принадлежащие им жилые помещения после предоставления им на праве собственности жилых помещений взамен изымаемых.
Исковые требования мотивированы тем, что Распоряжением Администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, дом не включен в программу переселения граждан. Истцы являются собственниками квартир, расположенных по адресу: <адрес>. В ходе проведения обследования жилого дома установлено, что жилой дом находится в неудовлетворительном состоянии. Вместе с тем, ответчиком не принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений, не принято мер по расселению граждан, что нарушает права проживающих в нем истцов и неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО6 заявленные требования поддержал.
Представители администрации <адрес> ФИО7, ФИО8 в судебном заседании по требованиям возражали.
Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай ФИО9 по требованиям истца возражала.
Третьи лица Управление Росреестра по <адрес>, ОСП <адрес> УФССП по РА в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 8,9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно статье 32 ЖК РФ если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, обязанность изъятия земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом, и жилых помещений в этом доме для муниципальных нужд, включающая в себя принятие решения об изъятии земельного участка и проведение процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка в установленном законом порядке, наступает после истечения срока сноса аварийного дома и является следствием невыполнения собственниками жилых помещений указанного требования в предоставленный срок.
Из материалов дела следует, что истцы являются собственниками квартир в жилом доме по <адрес>: ФИО10 <адрес> (площадью 35,7 кв.м), Т.В.Н. <адрес> площадью 16,9 кв.м, ФИО11 <адрес> площадью 16,2 кв.м.
Распоряжением Администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В адрес истцов направлено требование об осуществлении сноса аварийного дома по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением правительства Республики Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилого фонда на территории Республики Алтай, признанного таковым по ДД.ММ.ГГГГ, на период ДД.ММ.ГГГГ годы.
В региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> не включен.
Исходя из того, что срок сноса многоквартирного дома, установленный в требовании администрации <адрес> (до ДД.ММ.ГГГГ) не истек, у ответчика отсутствуют основания для принятия решения об изъятии земельного участка и принадлежащих истца жилых помещений.
Соответственно требования прокурора в указанной части удовлетворению не подлежат.
Рассматривая требования прокурора о возложении на ответчика обязанности предоставить истцам иные жилые помещения на праве собственности взамен изымаемых, суд не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений ч.1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, в данном случае жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению между органом местного самоуправления и собственником последнему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по <адрес> признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, решения об изъятии жилого помещения, земельного участка для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось, соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось. Жилой дом в региональную адресную программу не включен.
При таких обстоятельствах оснований для предоставления истцам другого жилого помещения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора г. Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц, в интересах О.Д.С., Т.В.Н., С.Н.В. к Администрации г. Горно-Алтайска о возложении обязанности изъять земельный участок и жилые помещения, обязании предоставить жилые помещения, прекращении права собственности на жилые помещения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2023 года.
Судья С.И. Полякова