Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2828/2023 ~ М-1839/2023 от 01.06.2023

УИД № 92RS0002-01-2023-002379-77

Дело № 2-2828/2023

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2023 года                                                              город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Лактионовой Ю.О.,

при секретаре судебного заседания – Подфигурной В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению С.М.А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Р.И.А., о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

установил:

С.М.А. обратилась в Гагаринский районный суд г. Севастополя с исковыми требованиями к Департаменту капитального строительства города Севастополя (далее – Департамент) о признании за ней права пользования жилым помещением – квартирой , расположенной в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> (кадастровый номер ), на условиях социального найма, и возложить на Департамент обязанность заключить с ней договор социального найма в отношении указанной выше квартиры.

В обосновании требований иска истец ссылается на то, что в период прохождения службы в органах внутренних дел Украины (ДД.ММ.ГГГГ) она получила данную квартиру в пользование в качестве служебного жилья, проживает в ней более десяти лет, в том числе, в настоящее время. С ДД.ММ.ГГГГ данная квартира включена в Реестр собственности города Севастополя, утратила статус служебного жилья, в связи с чем она обратилась в Департамент с заявлением о заключении договора социального найма, однако получила отказ в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, что и послужило основанием для обращения с данным иском в суд.

Ответчик направил возражения на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении иска, поскольку спорная квартира не утратила в настоящее время статус служебного жилья и до настоящего времени относится к специализированному жилищному фонду, в связи с чем не имеется оснований для заключения договора социального найма со С.М.А.

В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представителем истца - Л.Л.В. через канцелярию суда подано заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, по имеющимся материалам дела.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Р.И.А., против удовлетворения иска не возражал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

При таких данных, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и участников процесса.

Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приказом начальника управления МВД Украины в г. Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ                              С.М.А., занимающей (согласно приказу о/с от ДД.ММ.ГГГГ) должность начальника приемника-распределителя для детей Управления МВД Украины в г. Севастополе, предоставлена в пользование служебная однокомнатная <адрес>, расположенная в жилом <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации утверждены решения Управления МВД                                   г. Севастополя о предоставлении служебных жилых помещений граждан согласно приложению, в то числе в отношении С.М.А., что подтверждается архивной выпиской Государственного казенного учреждения «Архив города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрацией С.М.А. на основании указанного распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ выдан ордер (серии 51) на право занятия указанной выше <адрес> составе двух человек - С.М.А. и ее сына - С.И.П. (сейчас «Р.И.А.»).

ДД.ММ.ГГГГ квартира поставлена на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – ДИЗО) принято Распоряжение , согласно которому в Реестр собственности города Севастополя включена однокомнатная <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., расположенная на четвертом этаже жилого дома по адресу: <адрес>, как имущество, находящееся в казне города.

Согласно выписке из Реестра собственности города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ указанная <адрес> внесена в Реестр собственности города Севастополя (реестровый номер – «»).

Из справки по месту жительства, выданной ГУПС «ЕИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г. <адрес>, следует, что в последней зарегистрированы: С.М.А., и ее сын Р.И.А., который согласно свидетельства о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ сменил фамилию и отчество со «С.И.П.» на «Р.И.А.».

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом отказано С.М.А. в предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя» на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес> (оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. ).

Отказывая в предоставлении данной государственной услуги, Департамент указал, что названное жилое помещение, согласно представленному ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, относится к специализированному жилищному фонду, что в силу подпункта 12 пункта 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденного приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ , является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированным жилым помещениям).

В силу статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу пункта 1 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичные положения были закреплены в статьях 118, 121, 122 Жилищного кодекса Украиной ССР (в редакции, действовавшей на момент вселения С.М.А. в спорное жилое помещение), в силу которых служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи него; вселение в такое жилое помещение осуществлялось на основании ордера.

Законность вселения С.М.А. в данную квартиру на основании указанного выше ордера от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом под сомнение          не поставлено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Севастополя от 15 мая 2015 года № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя», жилые помещения включаются и исключаются из специализированного жилищного фонда города Севастополя с соблюдением требований и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя.

Между тем, 05 июня 2019 года принят Закон города Севастополя                   № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя».

Статьей 2 Закона города Севастополя от 05 июня 2019 года № 507-ЗС установлено, что специализированный жилищный фонд – совокупность жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых в соответствии с разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и по правилам настоящего Закона (часть 1).

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения уполномоченного органа (часть 2).

Жилые помещения специализированного жилищного фонда могут находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении уполномоченных лиц (часть 4).

Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя (далее Реестр) (часть 5).

Реестр создается и ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Севастополя (часть 6).

Статьей 10 указанного Закона прямо предусмотрено, что в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины (часть 1).

Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2).

Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд осуществляется на основании решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Также, постановлением Правительства Севастополя № 783-ПП от 11.08.2016 утвержден «Порядок включения и исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Севастополя».

Данным Порядком предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд города Севастополя производится на основании распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя (пункт 2.1 Порядка).

Доказательств принятия такого решение Департаментом суду не представлено.

В материалах дела отсутствуют надлежащие и допустимые доказательства, подтверждающие отнесение спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду либо нахождение его в оперативном управлении.

Кроме того, из положений ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в редакции на 22.06.2021), разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре судебной практики за 2006 год (вопрос №21), следует, что при передаче служебных помещений в муниципальную собственность такие помещения утрачивают статус служебных.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 5-КГ13-18 указано, что с момента передачи спорной квартиры, ранее находившейся в федеральной собственности и переданной истцу в качестве служебной, в собственность города Москвы, она утратила статус служебного жилья.

Из указанного следует, что служебные жилые помещения, предоставленные гражданам до 18 марта 2014 года, и используемые гражданами, при приеме таких жилых помещений в собственность города Севастополя, утрачивают статус служебных.

Данная правовая позиция также отражена в определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2021 по делу                                № 88-28267/2021.

При этом в материалы дела представлена выписка из ЕГРН на спорное жилое помещение, согласно которой квартира находится в собственности города Севастополя и сведения об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду в ней отсутствуют.

Следовательно, указанная выше квартира с ДД.ММ.ГГГГ (момента включения в реестр собственности города) утратила статус служебного жилья. Доказательств обратному суду не представлено.

Спорное жилое помещение, как было установлено, предоставлено С.М.А. в установленном законом порядке до передачи дома в собственность города Севастополя.

Кроме того, С.М.А. представлена суду справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, согласно которой у нее отсутствуют зарегистрированные на территории Российской Федерации на праве собственности объекты недвижимости.

Таким образом, суд, с учетом недоказанности стороной ответчика обстоятельств, указанных в отказе в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, приходит к выводу об удовлетворении обоснованных и доказанных требований С.М.А.

Вместе с тем, заявленные истцом требования о признании за ней права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма являются излишними и удовлетворению не подлежат, так как удовлетворение судом ее требований об обязании Департамент заключить с ней договор социального найма полностью позволит восстановить ее нарушенные права.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

исковые требования С.М.А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя удовлетворить частично.

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить договор социального найма со С.М.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты>., кадастровый . В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 25.08.2023.

Судья

Гагаринского районного суда

города Севастополя                                                              Ю.О. Лактионова

2-2828/2023 ~ М-1839/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Слонецкая Марина Александровна
Ответчики
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Романовский Илья Павлович
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Лактионова Юлия Олеговна
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
01.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2023Передача материалов судье
06.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2023Судебное заседание
28.07.2023Судебное заседание
21.08.2023Судебное заседание
25.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее