Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-251/2022 от 22.04.2022

УИД № 10RS0011-01-2022-002047-11

Дело № 2-251/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2022 года           г. Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Курсова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловой Г.Н., с использованием системы видеоконференц-связи, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Миронова Р.А., представителя ответчика Сизовой И.С. гражданское дело по исковому заявлению Миронова Романа Анатольевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации      по Республике Карелия о защите пенсионных прав,

установил:

Миронов Р.А. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия (далее -      ГУ-ОПФ РФ по РК) о защите пенсионных прав.

В обоснование иска указал, что хх.хх.хх г. обратился к ответчику с заявлением                     о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от хх.хх.хх г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон), однако получил отказ в связи с недостаточностью страхового стажа и стажа работы       в районах Крайнего Севера, с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также недостижением возраста 56 лет 06 месяцев. Полагает, что на хх.хх.хх г. имел необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также достиг установленного законом возраста для назначения пенсии. Считает, что ответчик необоснованно не включил в стаж его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период военной службы по контракту в в/ч 52274 с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г.. Кроме того, незаконно не включен в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы в ООО «Пуск» в должности плотника с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., период ухода за лицом старше        80 лет, ФИО7., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г.. Также не включен в страховой стаж период получения пособия по безработице с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г..

В этой связи просил суд обязать ответчика зачесть в стаж его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период военной службы по контракту с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы в ООО «Пуск» в должности плотника с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. и период ухода за лицом старше 80 лет, ФИО8., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., в страховой стаж - период получения пособия по безработице с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с хх.хх.хх г., взыскать уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб.

Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. гражданское дело передано в Олонецкий районный суд Республики Карелия по подсудности для рассмотрения по существу.

Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., приняты увеличенные исковые требования Миронова Р.А. в части включения в его страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода ухода за лицом старше 80 лет, ФИО1, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г..

Истец Миронов Р.А. в судебном заседании увеличенные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Сизова И.С. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что ПФ РФ не возражает против включения периода ухода Мироновым Р.А. за лицом старше 80 лет, ФИО4, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г..

Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев выплатное (пенсионное) дело Миронова Р.А., суд приходит к следующему.

Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон), согласно ч. 1 ст. 4 которого право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Частями 2 и 3 ст. 8 Федерального закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей         8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,     а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы            в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

С 01.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым внесены изменения в Федеральный закон                        «О страховых пенсиях» в части поэтапного повышения возраста выхода на пенсию.

В целях постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет с 2019 г. по 2028 г. Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста обеспечивает специальная льгота - назначение пенсии       на полгода раньше нового пенсионного возраста. В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным коэффициентам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 г., с учетом льготы, возраст выхода на пенсию по новым условиям повышается на 18 месяцев (24 месяца - 6 месяцев).

Исходя из вышеизложенного, для назначения Миронову Р.А. досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона необходимо наличие совокупности следующих условий: достижение возраста 56 лет 06 месяцев; наличие страхового стажа не менее 25 лет, стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет; величина индивидуального пенсионного коэффициента не менее 18,6.

В судебном заседании установлено, что Миронов Р.А. родился хх.хх.хх г. и достиг возраста 55 лет хх.хх.хх г..

Между тем, с учетом повышения возраста выхода на пенсию в 2020 г., право на досрочную страховую пенсию по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона возникло     у Миронова Р.А. только хх.хх.хх г. по достижении возраста 56 лет 06 месяцев, то есть на дату его обращения с заявлением о назначении пенсии и на дату принятия ответчиком решения об отказе в назначении пенсии Миронов Р.А. необходимого возраста не достиг.

Также установлено, что ответчиком не включен в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период военной службы по контракту в в/ч 52274 с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., с чем не согласен истец.

Как следует из трудовой книжки и военного билета Миронова Р.А., он призван на военную службу по контракту хх.хх.хх г. и уволен с военной службы хх.хх.хх г..

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, то есть лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Как следует из пп. 14 п. 1 ст. 422 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, лицами начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных войсках, учреждениях и органах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы,                  а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Аналогичная норма закреплена в пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами,            при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Данные Правила не предусматривают возможность включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определениях от 17.10.2006 № 380-О, от 29.09.2011 № 1040-О-О, от 25.01.2012 № 19-О-О, от 24.09.2012 № 1505-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.

Как следует из приведенных положений закона, для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из         системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

Однако пенсионным законодательством, определяющим порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих в случае оставления ими службы до приобретения       права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливающим правило о включении периодов прохождения военной службы в страховой стаж, не предусмотрен зачет периодов службы в районах Крайнего Севера и приравненных     к ним местностях в специальный стаж.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требование истца о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода прохождения им военной службы по контракту с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. удовлетворению не подлежит.

В свою очередь указанный период военной службы включен ответчиком в страховой стаж истца.

Также истцом заявлено требование о включении в страховой стаж и в стаж работы         в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы в ООО «Пуск»          с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в должности плотника.

Трудовой книжкой истца и трудовым договором подтверждается, что он хх.хх.хх г. приказом от хх.хх.хх г. принят на работу в ООО «Пуск» на должность плотника, трудовой договор расторгнут хх.хх.хх г. по инициативе истца (приказ от хх.хх.хх г.).

Ответчиком факт работы истца в указанный период времени в ООО «Пуск», равно     как и тот факт, что работа осуществлялась в местностях, приравненных к районам       Крайнего Севера, не оспаривался, поскольку в Выписке из индивидуального лицевого       счета застрахованного лица указанный период работ отражен с кодом территориальных           условий «МКС» и страхователем за 2021 г. произведена уплата страховых взносов в Пенсионный фонда Российской Федерации.

Несмотря на то, что на момент вынесения ответчиком решения об отказе в назначении истцу пенсии он еще не работал в ООО «Пуск», в рамках рассмотрения в настоящем деле пенсионных прав истца его требование о включении в страховой стаж и в стаж работы              в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы в ООО «Пуск»         в должности плотника с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. подлежит удовлетворению.

Истец также просит суд включить в его страховой стаж период получения пособия      по безработице с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г..

Пунктом 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по безработице.

Факт получения истцом пособия по безработице в указанный период подтверждается справкой Агентства занятости населения Питкярантского района ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» от хх.хх.хх г., Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (по состоянию на хх.хх.хх г.) и не оспаривается ответчиком.

С учетом изложенного, требование истца о включении в его страховой стаж периода получения пособия по безработице с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. подлежит удовлетворению.

Разрешая требование истца о включении в его страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода ухода за лицом старше         80 лет, ФИО1, хх.хх.хх г. года рождения, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Справками Клиентской службы (на правах отдела) в г. Питкяранта ГУ-ОПФ РФ по РК от хх.хх.хх г. и от хх.хх.хх г. подтверждается факт осуществления Мироновым Р.А. ухода за пенсионером старше 80 лет, ФИО1, хх.хх.хх г. года рождения, в период с хх.хх.хх г. по настоящее время. Данный факт стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не оспорен и возражений относительно его включения в страховой стаж истца отсутствуют.

С учетом изложенного, несмотря на то, что на момент вынесения ответчиком     решения об отказе в назначении истцу пенсии он еще не осуществлял уход за лицом старше 80 лет, ФИО1, в рамках рассмотрения в настоящем деле пенсионных прав истца его требование о включении данного периода в страховой стаж подлежит удовлетворению.

Вместе с тем оснований для включения указанного периода в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не имеется, поскольку такая возможность действующим пенсионным законодательством не предусмотрена.

Поскольку на момент подачи истцом хх.хх.хх г. заявления о назначении пенсии и принятия ответчиком решения об отказе в назначении пенсии он не достиг необходимого возраста и не имел требуемый страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера,         с учетом периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, основания для удовлетворения требования о назначении истцу пенсии с хх.хх.хх г. отсутствуют.

С учетом включенных судом периодов работы истца в ООО «Пуск», ухода за лицом старше 80 лет и получения пособия по безработице, несмотря на достижение истцом возраста 56 лет 06 месяцев, наличие у него страхового стажа 25 лет и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, у истца отсутствует предусмотренный п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 15 лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 20 лет, для досрочного назначения страховой пенсии по указанному основанию. В этой связи назначение истцу досрочной страховой пенсии по достижении возраста 56 лет 06 месяцев также невозможно.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. Учитывая, что согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации         в п. 21 постановления № 1 от 21.01.2016 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении судебных издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распреде-лении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, судебные расходы в размере 300 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Миронова Романа Анатольевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о защите пенсионных прав удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия включить период работы Миронова Романа Анатольевича в обществе с ограниченной ответственностью «Пуск» в должности плотника с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия включить период получения Мироновым Романом Анатольевичем пособия по безработице с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в страховой стаж.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия включить период ухода Мироновым Романом Анатольевичем за лицом старше 80 лет, ФИО1, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в страховой стаж.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия в пользу Миронова Романа Анатольевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении исковых требований Миронова Романа Анатольевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о возложении обязанности включить в стаж его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода военной службы по контракту с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., периода ухода за лицом старше 80 лет, ФИО1, с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., установлении досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с хх.хх.хх г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелии в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья     (подпись)                                                 И.А. Курсов

Копия верна. Судья                                                                                                            И.А. Курсов

Мотивированное решение суда изготовлено 09.06.2022.

2-251/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Миронов Роман Анатольевич
Ответчики
Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия
Суд
Олонецкий районный суд Республики Карелия
Судья
Курсов Иван Александрович
Дело на странице суда
olonecky--kar.sudrf.ru
22.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.04.2022Передача материалов судье
22.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.05.2022Предварительное судебное заседание
07.06.2022Судебное заседание
09.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2022Дело оформлено
12.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее