Мировой судья Мартыненко Н.Н. Дело № 12-316/2024
УИД 44MS0036-01-2024-000332-80
РЕШЕНИЕ
г. Кострома 06 мая 2024 года
Судья Свердловского районного суда г. Костромы Евтюшкин И.А., с участием защитников Болоховца О.В. – Барышниковой Л.А., Данильченко Т.А., прокурора прокуратуры г. Костромы Чегодаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Болоховца О.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от 01.03.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы Администрации г. Костромы Болоховца О.В.,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от 01.03.2024 первый заместитель главы Администрации г. Костромы Болоховец О.В., подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.
Будучи несогласной с вынесенным постановлением, защитник первого заместителя главы Администрации г. Костромы Болоховца О.В. - Данильченко Т.А. обратилась с жалобой в суд, которая с учетом ее дополнений и дополнений защитника Барышниковой, приобщенным к делу, мотивирована следующим. Судом неправильно определены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, обжалуемое постановление суда вынесено без учета положений статей 24.1, 26.11 КоАП РФ и не отвечает требованиям пунктов 4,6 статьи 29.10 КоАП РФ. Вина Болоховца О.В. в совершении административного правонарушении материалами дела не доказана. В обращении ФИО6 не содержится вопроса о надежности теплоснабжения, в связи с чем его обращение рассмотрено в 30-дневный срок в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации»; действия Болоховца О.В. не обоснованно квалифицированны по ст. 5.59 КоАП РФ, так как ответственность по данной статье наступает за нарушение установленного законодательством России порядка рассмотрения обращений, который регламентируется Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006. При проведении прокурорской проверки допущены нарушения Закона о прокуратуре, неверно истолкованы нормы законодательства о теплоснабжении, в частности положения п. 17 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ. При возбуждении дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения законодательства, Болоховцу не разъяснены его процессуальные права, он не извещен о времени и месте вынесения постановления. Согласно данных дополнений, по мнению заявителя согласно диспозиции нормы ст. 5.59 КоАП РФ предусматривает наказание за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, прокурор проводит проверку с целью восстановления нарушенных прав граждан, граждане привлекаются к участию в производстве по делу в качестве потерпевшего, если им указанным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ, вопреки указанной норме в постановлении о привлечении Болоховца О.В. не указаны данные о потерпевшем ФИО6, он о рассмотрении не извещался.
В судебном заседании защитники Болоховца – Данильченко, Барышникова Л.А. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней и дополнениях к ней основаниям.
Прокурор считала оспариваемое постановление законным и обоснованным, представила извещения о проведении проверки, которые приобщены к материалам дела.
Выслушав участников процесса, изучив жалобу и имеющиеся материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" данным нормативным правовым актом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1); при этом установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2).
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Разделом 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлен порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения, в соответствии с которым для оперативного рассмотрения обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в органах местного самоуправления поселений, городских округов назначаются должностные лица, осуществляющие ежедневное, а в течение отопительного периода - круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей. Информация о порядке подачи обращений потребителей и перечне необходимых документов в целях информирования потребителей должна быть размещена на официальном сайте поселения, городского округа, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений (п. 125).
Обращения потребителей - граждан принимаются к рассмотрению независимо от наличия заключенного в письменной форме договора теплоснабжения (п.126).
Обращения потребителей могут подаваться в письменной форме, а в течение отопительного периода - в устной форме, в том числе по телефону (п.127).
Обращение потребителя, полученное должностным лицом органа местного самоуправления, регистрируется в журнале регистрации жалоб (обращений) (п.128).
Ответ на обращение потребителя должен быть представлен в течение 5 рабочих дней (в течение 24 часов - в отопительный период) с даты его поступления. Дата и время отправки должны быть отмечены в журнале регистрации жалоб (обращений) (п.132).
Должностное лицо органа местного самоуправления обязано проконтролировать исполнение предписания теплоснабжающей организацией и (или) теплосетевой организацией (п.133).
Согласно ст.15 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" виновные в нарушении настоящего Федерального закона несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Кадровым распоряжением Администрации города Костромы от 31 января 2023 года № 60-рл на высшую должность муниципальной службы первого заместителя главы Администрации города Костромы с 01 февраля 2023 года назначен Болоховец О.В.
В соответствии с п.п. «г» п.3.2 ч.3 должностной инструкции первого заместителя главы Администрации города Костромы Болоховец О.В. обеспечивает надлежащее решение вопросов местного значения и исполнение полномочий Администрации, в том числе в сфере организации на территории города Костромы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с п.п. «з» п.3.8 ч.3 должностной инструкции первого заместителя главы Администрации города Костромы, Болоховец О.В. непосредственно обеспечивает контроль и координацию деятельности (курирует) организаций, муниципальных учреждений и муниципальных предприятий города Костромы, перечень которых приведен в данном пункте. В данном перечне содержится МУП города Костромы «Городские сети».
В силу абз. 3, 4 п.п. «и», абз. 2 п.п. «к» п.2.2 первый заместитель главы Администрации города Костромы должен знать Федеральный закон от 06.10.2003 № 1131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», федеральные законы и иные нормативные правовые акты, относящиеся к деятельности жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 1 постановления главы Администрации города Костромы от 29 сентября 2023 года № 1870 начало отопительного периода 2023-2024 в жилом фонде установлено с 02 октября 2023 года.
Сроки рассмотрения обращений связанных с вопросами в том числе отсутствия отопления, регламентированы Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и составляют 5 рабочих дней (в отопительный период - в течение 24 часов) с даты их поступления.
Как усматривается из материалов дела и установлено мировым судьей в судебном заседании, 09.01.2024 на «горячую телефонную лини» по вопросам отсутствия отопления и горячего водоснабжении, газоснабжения в г. Костроме поступило обращение ФИО6, который сообщил, что в квартире холодно, отсутствует вода, батареи чуть теплые, заявитель просил принять меры, 24.01.2024 указанное обращение поступило в Администрацию города Костромы. Согласно ответа начальника отдела контроля и рассмотрения обращений граждан ФИО7 от <дата>, обращение ФИО6 находилось на рассмотрении в отраслевых органах Администрации г. Костромы. В нарушение установленного п. 132 Раздела 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» срока ответ на обращение ФИО6 подписан первым заместителем главы Администрации города Костромы Болоховцом О.В. и направлен заявителю 02.02.2024.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении первого заместителя главы Администрации города Костромы Болоховца О.В. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ.
Поскольку обращение ФИО6 связано с вопросами отсутствия отопления, то при его рассмотрении мировой судья правильно руководствовался положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении».
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ мировым судьей были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. На основании положений статьи 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и государственных учреждений, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 5.39, 5.63 КоАП РФ. Виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе связанные с тем, что Болоховец О.В. занимает должность первого заместителя главы Администрации г. Костромы, является должностным лицом, ответственным за решение вопросов местного значения и исполнения полномочий Администрации г. Костромы в сферах, в том числе связанных с электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения и должен был принять все меры по своевременному рассмотрению обращения ФИО6, что им сделано не было, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица Болоховца О.В. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.59 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах доводы представителя заявителя Болоховца О.В. о том, что прокурором г. Костромы неверно применены нормы права, об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения являются противоречащими закону, а также, доводы о том, что Болоховец О.В. является ненадлежащим субъектом правонарушения, указанные доводы являются несостоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 25.2 КАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Из представленных в суд материалов следует, что административное правонарушение, предусмотрено ст. 5.59 КоАП РФ выявлено в ходе проверки исполнения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан при рассмотрении обращений граждан по вопросу надежности теплоснабжения. Заявитель ФИО6 с обращениями о нарушении его прав, о причинении физического, имущественного или морального вреда, в связи с непредставлением ответа в установленный законодательством суточный срок не обращался. Следовательно, доводы жалобы о не признании ФИО6 потерпевшим, не состоятельны. Доводы об обязательном участия в деле потерпевшего - не являются основанием для отмены постановления о назначении административного наказания.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.02.2024 объявлено лично – первому заместителю главы Администрации г. Костромы Болоховцу О.В., при этом ему разъяснены права лица, привлекаемого к административной ответственности, текст постановления содержит сведении о вручении его копии Болоховцу О.В.
Согласно представленных материалов 30.01.2024 заместителем прокурора г. Костромы Густовой О.П. вынесено решение № 25 о проведении проверки Администрации г. Костромы с целью выявления фактов нарушения законодательства о порядке рассмотрения граждан, срок поверки с 30.01.2024 по 28.02.2024, проверка поручена прокурору Чегодаевой Е.В. (л.д. 35), 30.01.2024 указанное решение направлено в адрес администрации г. Костромы посредством электронной почты, указанное решение получено, зарегистрировано 31.01.2024, в связи с чем, доводы жалобы о том, что материалы дела не содержат сведении о направлении указанного решения в адрес Администрации г. Костромы и его получения адресатом, о нарушении процедуры привлечения лица к административной ответственности отклоняются.
Иные доводы жалобы являлись предметом рассмотрения предыдущей судебной инстанции, получили правовую оценку и обосновано, отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Несогласие автора жалобы с оценкой, установленных по делу обстоятельств, не является правовым основанием к отмене постановления.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба. В данном случае административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.
Следовательно, наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, а отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного Болоховцом О.В.
Постановление о привлечении Болоховца О.В. к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Болоховцу О.В. в пределах санкции 5.59 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от 01.03.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы Администрации г. Костромы Болоховца О.В. - оставить без изменения, жалобу представителя Данильченко Т.А.– без удовлетворения.
Судья И.А. Евтюшкин
Копия верна: