44RS0028-01-2024-000398-38
Дело № 2-683/2024
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации18 марта 2024 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Юрченко Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах муниципального образования администрации Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управлению ФНС России по Костромской области о признании права собственности муниципального образования на невостребованную земельную долю, принадлежащую Тимаковой А.К.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Костромского района в интересах муниципального образования администрации Сандогорского сельского поселения Костромского района обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, УФНС России по Костромской области о признании права собственности на земельную долю земель сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности, ранее принадлежащую Тимаковой А.К., расположенную на земельном участке СПК «Сандогорский» Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района, с кадастровым номером 44:07:000000:484, общей площадью 5,3 га, прекратить право собственности Тимаковой А.К. на указанную земельную долю по свидетельству серии РФ Х КОО-7- X № от 29.07.1994 г.. В обоснование требований указал, что во исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», земли ТОО «Сандогорский», находящиеся в границах земель Сандогорского сельского поселения, были предоставлены в общую долевую собственность физическим лицам на основании Постановления главы Администрации Костромского района № 96 от 22 марта 1994 года. Однако до настоящего времени некоторые доли являются невостребованными - собственники долей не передали их в аренду или не распорядились ими иным образом в течение трех лет. Тимаковой А.К., ДДММГГГГ рождения, является одним из собственников земельных долей СПК «Сандогорский». Согласно записи акта о смерти № 6от 08 февраля 2001 г. Тимакова А.К., ДДММГГГГ рождения, скончалась 05.02.2001 года. До настоящего времени никто на земельную долю, принадлежащую ей на основании свидетельства серии РФ Х КОО-7- X № от 29.07.1994 г, свои права не заявил. Посредством опубликования информации в газете «Волжская Новь» № 43 от 31.10.2012 г. администрацией Сандогорского сельского поселения сделано объявление о собрании участников общей долевой собственности из паевых земель сельскохозяйственного назначения «СПК «Сандогорский», находящегося по адресу: (адрес) с Сандогорское сельское поселение, с указанием даты и места утверждения списка невостребованных земельных долей. В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от ДДММГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Администрацией Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области постановлением от 10.12.2012 г. № 71 утвердила невостребованных земельных долей СПК «Сандогорский». Список невостребованных земельных долей утвержден, в их число вошла доля Тимаковой А.К. С момента публикации, до момента обращения в суд администрацией принимались в письменной и устной форме возражения лиц, считающих что они или принадлежащие им доли неосновательно включены в список невостребованных земельных долей, однако в отношении земельной доли Тимаковой А.К. заявлений в администрацию Сандогорского сельского поселения не поступало. Указали, что невостребованная земельная доля не используется, что приводит к снижению плодородия почв, зарастанию деревьями и кустарниками, сорными растениями, понижению достигнутого уровня мелиорации, снижению плодородия почв, не с вовлечению земель в сельскохозяйственный и гражданско - правовой оборот, что в целом негативно отражается на земле как важнейшем компоненте окружающей среды и как средстве производства в сельском хозяйстве. Кроме того, за земли сельскохозяйственного назначения, неоформленные надлежащим образом, не вносится соответствующая плата (земельный налог, арендная плата), что свою очередь отрицательно сказывается на пополнении бюджета к и как следствие должном исполнении полномочий органом муниципальной власти, в том числе общественно значимых.
В судебном заседании истец помощник прокурора Костромского района Боронкин Д.С. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам и основаниям, указанным в заявлении.
Представитель администрации Сандогорского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны
Представитель ответчика Управлению ФНС России по Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Указу Президента Российской Федерации № 1767 от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные земли, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан - работников предприятий, в соответствии с которым постановлением Главы администрации Костромского района от 22 марта 1994 года № земельные паи, в том числе СПК «Сандогорский» закреплены в собственность за членам СПК.
На основании указанного постановления гражданам, в том числе Тимаковой А.К.,ДДММГГГГ рождения, 29 июля 1994 года выдано свидетельство о праве собственности на земельную долю (долю земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства), общей площадью 5,03 га (110,8 балл/га) в том числе, пашня 2,26 га, сенокос 2,10 га, пастбища 0,67 га по адресу: Костромской район, Сандогорская сельская администрация, ТОО «Сандогорское», серии РФ Х КОО-7- X №.
Тимакова А.К., ДДММГГГГ года рождения, умерла ДДММГГГГ, актовая запись о смерти № от ДДММГГГГ, что подтверждается сведениями, представленными Отделом ЗАГС по Костромскому муниципальному району ДДММГГГГ.
На основании представленных документов судом установлено, что свидетельство о праве собственности на земельную долю серии РФ Х КОО-7- X № от ДДММГГГГ, выданное Тимаковой А.К.,***** рождения, принадлежит Тимаковой А.К., ДДММГГГГ года рождения, умершей ДДММГГГГ.
Согласно сообщений, представленных нотариусом Светелкиной И О.Ю. № 83 от 06 марта 2024 года, нотариусом Румянцевой С.В. от 16 января 2023 года № 29, нотариусом Роговченко Л.Д. от 09 февраля 2024 года № 12 наследственного дела после Тимаковой А.К., умершей ДДММГГГГ, не заводилось.
В силу п. 1 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
В п. 2 ст. 12.1 Федерального закона указано, что невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления, поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовывает этот список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и размещает в своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.
Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (пункты 3, 4 ст. 12.1).
Указанный список был опубликован в средствах массовой информации - газета «Волжская новь» № 15 от 18.04.2012 г., а также на официальном сайте администрации Костромского муниципального района в сети «Интернет».
В обращении администрации Сандогорского сельского поселения, опубликованном в газете «Волжская новь» от 31 октября 2012 года за № 43 участники долевой собственности СПК «Сандогорское» информировались о проведении общего собрания 30 ноября 2012 года.
Протоколом общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от 30 ноября 2012 года зафиксирована неявка участников долевой собственности.
Согласно ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» постановлением администрации Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района от 10.12.2012 №71 утвержден список невостребованных земельных долей «СПК «Сандогорский».
Частью 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Исходя из анализа п. п. 5 - 7 ст. 12.1 указанного Закона следует, что в случае, если никто не обратился в орган местного самоуправления поселения с письменными возражениями или общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области в Едином государственном реестре недвижимости прав на недвижимое имущество прав Тимаковой А.К. на данную земельную долю земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:484, расположенную относительно ориентира Костромская область, Костромской район, СПК «Сандогорский», не зарегистрировано.
Таким образом, судом установлено, что при жизни собственник земельной доли Тимакова А.К. не распорядилась указанной земельной долей и не принимала никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения.
Это обстоятельство негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий, что приводит к их порче и невозможности впоследствии пользоваться ими по целевому назначению.
При отсутствие в течение трех лет распорядительных действий со стороны собственника земельной доли или наследников, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей со списком граждан, которым было предложено реализовать это право, и со дня опубликования сообщения истекли установленные законом для обращения за оформлением права на земельную долю 90 дней, однако, до настоящего времени наследники умерших, не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельные участки в установленном законом порядке, а также иные лица, считающие себя собственниками спорной земельной доли, не обратились с заявлением и необходимыми документами.
Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству с 17 июня 2008 года все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованным земельным долям с возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к которым отнесен ответчик - Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Между тем, как следует из Письма ФНС РФ от 04.12.2008 года № ШС-6-3/892 «О выморочном имуществе», функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 года № 340 была закреплена за налоговыми органами.
Функции по осуществлению работы с выморочным имуществом (в период до февраля 2020 года) одновременно были возложены и на ФНС России, и на Росимущество.
Таким образом, поскольку на момент смерти Тимаковой А.К. (ДДММГГГГ) полномочия по принятию имущества, перешедшего по праву наследования к государству, были возложены на налоговые органы, которые при осуществлении работы с таким имуществом руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 г. № 683 и Инструкцией Министерства финансов СССР от 19.12.1984 г. № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», соответчиком по заявленным требованиям является Управление ФНС России по Костромской области.
Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора Костромского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194, ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Костромского района в интересах муниципального образования администрации Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Прекратить право собственности Тимаковой А.К., ДДММГГГГ года рождения, на земельную долю (5,03 га) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:484, расположенный по адресу (адрес), Сандогорское сельское поселение, СПК «Сандогорский».
Признать право муниципальной собственности Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на земельную долю общей площадью 5,03 га из земель сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности на земельном участке с кадастровым номером 44:07:000000:484, расположенном по адресу Костромская область, Костромской район, Сандогорское сельское поселение, СПК «Дружба», принадлежащую Тимаковой А.К. на основании свидетельства на право собственности на землю серии РФ Х КОО-7- X № от 29 июля 1994 года.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца момента вынесения.
Судья М.Ю. Соболева