Подлинник данного решения приобщен к гражданскому делу № 2-3550/2020 Альметьевского городского суда Республики Татарстан
16RS0036-01-2020-011448-80
Дело № 2-3550/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 ноября 2020 года город Альметьевск
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
судьи Р.Р.Булатовой
при секретаре Р.Р.Шариповой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валиевой Я.Х. к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района о признании права собственности в порядке наследования,
установил:
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истицы Т.Ф.Валиев, после смерти которого открылось наследство в виде земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., находящегося по адресу: <адрес> Указанный земельный участок был предоставлен наследодателю на основании постановления администрации Альметьевского района и города Альметьевска № от ДД.ММ.ГГГГ. Истица приняла наследство после смерти супруга, иных наследников, принявших наследство, не имеется. Нотариусом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ за Т.Ф.Валиевым было зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок. В связи с тем, что регистрация права собственности на земельный участок за Т.Ф.Валиевым была произведена после его смерти, нотариус отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство на указанный земельный участок. В связи с тем, что реализация наследственных прав истицы в ином порядке, кроме судебного не представляется возможной, Я.Х.Валиева просила суд признать за ней право собственности на вышеуказанный земельный участок в порядке наследования после смерти Т.Ф.Валиева.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика в адресованном суду заявлении возражала против исковых требований истицы.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
На основании пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истицы – Т.Ф.Валиев. Истица приняла наследство после смерти супруга, иных наследников, принявших наследство, не имеется.
Обосновывая свои требования истица указала, что после смерти Т.Ф.Валиева открылось наследство в виде земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., находящийся по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок был предоставлен наследодателю на основании постановления администрации Альметьевского района и города Альметьевска № от ДД.ММ.ГГГГ. Истица приняла наследство после смерти супруга, иных наследников, принявших наследство, не имеется. Нотариусом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ за Т.Ф.Валиевым было зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок. В связи с тем, что регистрация права собственности на земельный участок за Т.Ф.Валиевым была произведена после его смерти, нотариус отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство на указанный земельный участок.
Я.Х.Валиева просит суд признать за ней право собственности на вышеуказанный земельный участок в порядке наследования после смерти Т.Ф.Валиева.
Требования истицы удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 82 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9, суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
Согласно статье 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных данным Кодексом.
Согласно пункту 9 статьи 3 Закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 того же Закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения требования наследника, принявшего наследство, о правах на наследуемый земельный участок, является в том числе принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности или на праве пожизненного наследуемого владения.
Вопреки вышеуказанным нормам, доказательств, подтверждающих принадлежность спорного земельного участка умершему Т.Ф.Валиеву на праве собственности или на праве пожизненного наследуемого владения, не представлено.
Следовательно, оснований считать, что спорный земельный участок поступил в собственность наследодателя, у суда не имеется.
Как было указано выше, право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано за Т.Ф.Валиевым ДД.ММ.ГГГГ, то есть после его смерти на основании заявления опекуна недееспособного Т.Ф.Валиева – М.Т.Валиева от ДД.ММ.ГГГГ (дело № л.д.90-91), не представившего в Управление Росреестра свидетельство о смерти Т.Ф.Валиева. Регистрация права собственности за Т.Ф.Валиевым после его смерти, то есть после прекращения правоспособности лица (ст.17 Гражданского кодекса Российской Федерации) не соответствует требованиям закона, в связи с чем нотариусом истице было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на спорный земельный участок.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать суду те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Вопреки указанной норме, истцовой стороной суду не представлено доказательств, подтверждающих, что при жизни Т.Ф.Валиев свои права на спорный земельный участок оформил в установленном законом порядке, либо обращался в уполномоченный орган по вопросу регистрации своих прав на него. Как было указано выше, доказательств, подтверждающих принадлежность спорного земельного участка умершему Т.Ф.Валиевуна праве собственности не представлено.
При таких обстоятельствах, требования Я.Х.Валеевой удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении исковых требований Валиевой Я.Х. к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района о признании права собственности в порядке наследования отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца.
Судья Р.Р. Булатова
Копия верна
Судья Р.Р. Булатова
Решение вступило в законную силу «___»_____________202___ года
Судья