Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-770/2024 ~ М-384/2024 от 07.03.2024

№ 91RS0008-01-2024-000764-86

2-770/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Джанкой 11 апреля 2024 года

Джанкойский районный суд Республики Крым в составе

председательствующего судьи Басовой Е.А.,

при секретаре Кузь Т.А.,

с участием прокурора Тищенко Н.А., представителя ответчика Управления образования Буяльской Т.А., представителя ответчика МБОУ Юсуповой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Джанкойского района Республики Крым, Управлению образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Яркополенская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия,

установил:

7 марта 2024 года прокурор обратился в суд с иском, в котором просит: обязать администрацию Джанкойского района РК в срок не более 3-х месяцев после вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию МБОУ «Яркополенская школа-детский сад» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать Управление образования в срок не более 1 месяца после выделения денежных средств обеспечить финансирование работ по оборудованию МБОУ «Яркополенская школа-детский сад» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать МБОУ «Яркополенская школа-детский сад» в течение 3 месяцев после поступления денежных средств установить системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Требования мотивирует тем, что прокуратурой проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения федерального законодательства о противодействии терроризму: установлено, что в во всех школах Джанкойского района Республики Крым отсутствуют системы оповещения у управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения. Выявленные нарушения законодательства в сфере антитеррористической и экстремистской защищенности создают условия возможного причинения вреда жизни и здоровью как обучающимся, так и работникам образовательной организации.

Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Джанкойского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Управления образования в судебном заседании обстоятельства иска признала, пояснила, что денежные средства будут предоставлены в образовательное учреждение в течение 1 месяца со дня поступления этих денежных средств из администрации Джанкойского района.

Представитель МБОУ в судебном заседании признала исковые требования, пояснила, что все необходимые работы будут выполнены при наличии финансирования, вместе с тем, 3-х месячный срок считает недостаточным, т.к. объем работ большой на 2 здания школы и детского сада.

Суд, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности исковых требований.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.

На основании пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. На основании статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года за N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В подпунктах 24, 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года за N 1006, предусмотрено, что, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием (п. 24 п. п. «в»), исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) (п. 24 п. п. «и»). В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих Требований, осуществляются следующие мероприятия, в том числе, обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (п. 25 п. п. «б»); оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (п. 25 п. п. «в»); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) (п. 25 п. п. «г»).

Судом установлено, что в результате проведенной Джанкойской межрайонной прокуратурой Республики Крым проверки по вопросам соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Джанкойского района, в МБОУ «Яркополенская школа-детский сад» Джанкойского района выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, в частности: образовательное учреждение не оснащено системами экстренного оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. 21.10.2022 Джанкойским межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, антитеррористической защищенности объектов образования (л.д. 9-10).

Согласно письму Управления образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым от 18.11.2022 № 817/01-14 следует, что администрацией Джанкойского района утверждена «Дорожная карта» по выполнению мероприятий антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений Джанкойского района, в соответствии с которой установка систем экстренного оповещения при возникновении угрозы террористической опасности во всех образовательных учреждениях района запланирована до конца декабря 2023 года за счет средств местного бюджета (л.д. 11-12).

Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п.1.9 и п. 1.10 Устава МБОУ «Яркополенская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым учредителем и собственником МБОУ является муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым. Функции и полномочия Учредителя, собственника в отношении Учреждения осуществляет администрация Джанкойского района Республики Крым и в установленном порядке структурное подразделение – управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района РК (л.д. 13-24).

На основании изложенного, поскольку от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению школы системой экстренного оповещения возлагается на администрацию Джанкойского района Республики Крым и ее структурные подразделения.

Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района является структурным подразделением администрации Джанкойского района Республики Крым и главным распорядителем бюджетных средств.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Следовательно, поскольку отсутствие систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников в учреждении, являющимся объектом с массовым пребыванием людей, не соответствует требованиям комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, т.к. не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, ответственность за соблюдение которой лежит на образовательном учреждении и органе местного самоуправления, суд заявленные требования прокурора к трем ответчикам удовлетворяет полностью.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Джанкойского района Республики Крым в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Яркополенская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников.

Обязать Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым в срок не более 1 месяца после выделения денежных средств обеспечить финансирование работ по оборудованию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Яркополенская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яркополенская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым в течение 3 месяцев после поступления денежных средств установить системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Басова

Решение принято в окончательной форме 15.04.2024.

2-770/2024 ~ М-384/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Джанкойский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Джанкойского района Республики Крым
Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым
МБОУ "Яркополенская школа-детский сад" Джанкойского района Республики Крым
Суд
Джанкойский районный суд Республики Крым
Судья
Басова Елена Андреевна
Дело на странице суда
dzhankoi--krm.sudrf.ru
07.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2024Передача материалов судье
12.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2024Судебное заседание
15.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее