Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1199/2023 ~ М-1126/2023 от 07.09.2023

05RS0047-01-2023-001517-28

Дело № 2-1199/2023

Решение

Именем Российской Федерации

г. Хасавюрт 23 ноября 2023 года

    Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Ибрагимова С.Р., при секретаре судебного заседания Байсолтановой Э.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Хасавюртовского района Гаджиэменова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Хасавюртовского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «село Теречное» Хасавюртовского района и администрации МО «Хасавюртовский район» Республики Дагестан об обязании обустроить пешеходный переход и установить дорожные знаки,

установил:

Прокурор Хасавюртовского района в интересах неопределённого круга лиц жителей МО «село Теречное» Хасавюртовского района обратился в Хасавюртовский районный суд с исковым заявлением к администрации МО «село Теречное» Хасавюртовского района и администрации МО «Хасавюртовский район» Республики Дагестан об обязании обустроить пешеходный переход и установить дорожные знаки.

В обоснование своих требований истец указал, что Прокуратурой района по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, в части, касающейся соответствия дорожным знакам магистральных улиц вблизи расположения общеобразовательных учреждений населенных пунктов муниципального образования «Хасавюртовский район» предъявляемым нормативным требованиям. Проведена проверка с привлечением сотрудников ОГИБДД ОМВД России по Хасавюртовскому району и ООО «ДСК-5». В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131, к вопросам местного значения муниципального района относится - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов сельского поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - ФЗ № 257), к собственности сельских поселений относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенного пункта, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ № 257 следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических и юридических лиц, в том числе, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Пунктом 6 ч.1 ст. 13 ФЗ № 257 установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с актом обследования улично-дорожной сети находящихся на балансе администраций сельских поселений муниципального образования «Хасавюртовский район» от 30.08.2023 года проведенной проверкой Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Хасавюртовскому району капитаном полиции Арсаевым Р.Р, и генеральным директором ООО «ДСК-05» Гасановым И.Г. выявлены следующие нарушения: по автомобильной дороге вблизи расположения образовательного учреждения СОШ №1 по адресу: <адрес> Республики Дагестан: отсутствуют дорожный знак 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход", обозначенные дорожной разметкой 1.14.1 «Пешеходный переход» (Зебра) (ГОСТ Р 50597-2017 в нарушение пункта 6.3.1, отсутствуют дорожный знак 1.23 «Осторожно дети», ГОСТ Р 50597-2017, отсутствуют дорожный знак 5.20 «И/Н» ГОСТ Р 52605-2006, отсутствуют дорожный знак 3.24 «Ограничение скорости 30 км/ч», Национальный стандарт Российской Федерации). В силу ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указанные обязательства являются расходными обязательствами сельского поселения Хасавюртовского района. Таким образом, решение указанных вопросов действующим законодательством отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Задачами обеспечения безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Непринятие администрацией МО «село Теречное» Хасавюртовского района» мер по установке соответствующих дорожных знаков вблизи расположения образовательного учреждения СОШ №1 по адресу: <адрес>, может привести к дорожно-транспортным происшествиям с причинением вреда неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В результате отсутствия дорожных знаков нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.

На основании изложенного, истец просит обязать администрацию МО «село Теречное» Хасавюртовского района в течение двух месяцев после вступления решения суда в силу обустроить пешеходный переход, установить дорожные знаки по <адрес>, а именно, дорожные знаки: знак 1.23 «Осторожно Дети»; знак 5.20 «И/Н»; знак 3.24 «Ограничение скорости 30 км/ч»; знак 5.19.1 «Пешеходный переход»; знак 5.19.2 «Пешеходный переход»; дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход».

В ходе рассмотрения дела от истца поступило письменное ходатайство о привлечении в качестве соответчика администрацию МО «Хасавюртовский район» Республики Дагестан, ссылаясь на то, что улица, где расположена МКОУ СОШ с. Теречное Хасавюртовского района находится на балансе МО «Хасавюртовский район».

Представитель прокуратуры Хасавюртовского района – помощник прокурора Гаджиэменов М.М. заявленные прокурором требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации МО «Хасавюртовский район» в судебное заседание не явился, заявлением просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования прокурора Хасавюртовского района не признает и просит отказать в удовлетворении.

Представитель ответчика - администрации МО «село Теречное» Хасавюртовского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования прокурора Хасавюртовского района не признает и просит отказать в удовлетворении.

Представитель третьего лица - ОГИБДД ОМВД России по Хасавюртовскому району в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела по существу, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении не заявил.

Таким образом, судом предприняты меры по надлежащему уведомлению ответчиков о времени и месте судебного разбирательства, что свидетельствует о том, что его процессуальные права судом не нарушены.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика – администрации МО «село Теречное» и администрации МО «Хасавюртовский район» и представителя третьего лица - ОГИБДД ОМВД России по Хасавюртовскому району.

Исследовав представленные доказательства, оценив их, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Задачами обеспечения безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 12 ФЗ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1).

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2).

Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (абзац 8 статьи 2).

В соответствии с ч.1 ст. 17 ФЗ от 08 ноября 2007 года 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 гогда N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3 части 1).

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131, к вопросам местного значения муниципального района относится - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов сельского поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ч. 1, 2 ст. 12 ФЗ N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с п. 6 ст. 3, ст. 15, ст. 34 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Требования по организации дорожного движения регулируются ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст (далее ГОСТ Р 52289-2019).

Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", устанавливающий требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц, дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям

Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. N 270-ст утвержден "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой района по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, в части, касающейся соответствия дорожным знакам магистральных улиц вблизи расположения общеобразовательных учреждений населенных пунктов муниципального образования «Хасавюртовский район» предъявляемым нормативным требованиям.

Проведена проверка с привлечением сотрудников ОГИБДД ОМВД России по Хасавюртовскому району и ООО «ДСК-5».

Согласно акту обследования улично-дорожной сети находящихся на балансе администраций сельских поселений муниципального образования «Хасавюртовский район» от 30 августа 2023 года проведенной помощником прокурора Хасавюртовского района Гаджиэменова М.М., Врио начальника ОГИБДЦ ОМВД России по Хасавюртовскому району Арсаевым Р.Р., государственным инспектором дорожного надзора Темирханова А.З. и генеральным директором ООО «ДСК-05 Гасановым И.Г.» выявлены следующие нарушения:

На участках прилегающей к образовательным учреждениям Хасавюртовского района выявлены недостатки УДС. Выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии содержания дороги, автомбильной дороги (улицы): по автомобильной дороге вблизи расположения образовательного учреждения СОШ №1 по адресу: <адрес> «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан: отсутствуют дорожный знак 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход", обозначенные дорожной разметкой 1.14.1 «Пешеходный переход» (Зебра) (ГОСТ Р 50597-2017 в нарушение пункта 6.3.1, отсутствуют дорожный знак 1.23 «Осторожно дети», ГОСТ Р 50597-2017, отсутствуют дорожный знак 5.20 «И/Н» ГОСТ Р 52605-2006, отсутствуют дорожный знак 3.24 «Ограничение скорости 30 км/ч», Национальный стандарт Российской Федерации).

Согласно письму директора МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» участок улицы, на котором расположено образовательное учреждения СОШ №1 находятся на балансе МО «Хасавюртовский район»

Непринятие администрацией МО «село Теречное» Хасавюртовского района и администрацией МО «Хасавюртовский район» мер по установке соответствующих дорожных знаков вблизи расположения образовательного учреждения по адресу: по ул. Олимпийская 67 село Теречное Хасавюртовского района, может привести к дорожно-транспортным происшествиям с причинением вреда неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Из изложенного следует, что исковое заявление прокурором подано в суд в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При указанных обстоятельствах требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:


Исковые требования прокурора Хасавюртовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «село Теречное» Хасавюртовского района и администрации МО «Хасавюртовский район» в течение двух месяцев после вступления решения суда в силу обустроить пешеходный переход, установить дорожные знаки по адресу: <адрес>, а именно, дорожные знаки: знак 1.23 «Осторожно Дети»; знак 5.20 «И/Н»; знак 3.24 «Ограничение скорости 30 км/ч»; знак 5.19.1 «Пешеходный переход»; знак 5.19.2 «Пешеходный переход»; дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход» - удовлетворить.

Обязать администрацию МО «село Теречное» Хасавюртовского района и адмнистрацию МО «Хасавюртовский района» Республики Дагестан в течении двух месяцев после вступления решения суда в законную силу обустроить пешеходный переход, установить дорожные знаки по адресу: <адрес>, а именно, дорожные знаки: знак 1.23 «Осторожно Дети»; знак 5.20 «И/Н»; знак 3.24 «Ограничение скорости 30 км/ч»; знак 5.19.1 «Пешеходный переход»; знак 5.19.2 «Пешеходный переход»; дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход»

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Хасавюртовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28 ноября 2023 года.

Председательствующий С.Р. Ибрагимов

2-1199/2023 ~ М-1126/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Хасавюртовского района
Ответчики
Администрация МО село Теречное
Другие
ОГИБДД ОМВД России по Хасавюртовскому району
Суд
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан
Судья
Ибрагимов Султан Русланович
Дело на странице суда
hasavjurt-rs--dag.sudrf.ru
07.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2023Передача материалов судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2023Подготовка дела (собеседование)
25.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2023Судебное заседание
12.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2023Подготовка дела (собеседование)
24.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2024Дело оформлено
08.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее