Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-580/2023 ~ М-536/2023 от 15.12.2023

Дело № 2-580/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Тюльган 22 декабря 2023 года

Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Власовой Н.Н.,

при секретаре Екимовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Тюльганский район Оренбургской области к администрации муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка и прекращении права собственности на земельный участок,

установил:

администрация МО Тюльганский район обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что администрацией муниципального образования Тюльганский район в рамках реализации Федерального закона № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2020г. и проведения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости было установлено следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, сдт , ул. , уч.16, площадью 360 кв.м., разрешенное использование «для ведения коллективного садоводства, категория земель «земли населенных пунктов», правообладатель ФИО1, имеет статус ранее учтенного земельного участка. Земельный участок, переданный гражданину, под коллективное садоводство не используется по назначению в течение ряда лет, документы на право владения, пользования земельными участками отсутствуют. Наследственное дело было открыто за номером 93/2002, в наследство никто не вступал, срок на принятие наследства истек, ст. 1154 ГК.

Просит суд снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, сдт , ул. , уч.16, площадью 360 кв.м., разрешенное использование «для ведения коллективного садоводства, категория земель «земли населенных пунктов» и прекратить право собственности (ранее возникшее право) ФИО1.

Представитель истца Морозов Д.А., действующий на основании доверенности, в письменном заявлении просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО Тюльганский район, заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО Тюльганский поссовет – глава МО Тюльганский поссовет Сидорова И.В. в письменном заявлении просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, против иска возражает.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости). Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) и ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливают основания для снятия земельного участка с кадастрового учета, таковыми являются: преобразование участка (если один участок разделен на несколько, объединения нескольких участков в один), не зарегистрированы права на участок, наличие ошибок в кадастре недвижимости, "гибель" участка (в результате пожара, затопления, военных действий или техногенных аварий земля утрачивает свои свойства, что не дает возможности ее использования по назначению).

Кроме того, Законом о регистрации недвижимости предусмотрены иные основания для снятия с кадастрового учета земельного участка:

- земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке до 1 марта 2008 года, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН (ч. 3 ст. 70 Закона о регистрации недвижимости);

- земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в случаях, предусмотренных ч. 21.3 ст. 8 и ч. 8 ст. 9 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, направленного в соответствии с ч. 11.2 ст. 5 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (до 1 января 2040 г.) (ч. 3.1 ст. 70 Закона о регистрации недвижимости);

- если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка не осуществлена государственная регистрация права собственности РФ, права собственности субъекта РФ, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления (за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства) (ч. 15 ст. 41 Закона о регистрации недвижимости);

- изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ч. ч. 10, 11 ст. 60 Закона о регистрации недвижимости);

- лесной участок, если в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на иные земельные участки будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов (ч. 11 ст. 60.2 Закона о регистрации недвижимости);

- земельный участок, если в связи с пересечением его границ с границами лесного участка или при устранении реестровой ошибки в отношении такого земельного участка будет установлено, что такой земельный участок находится в границах лесного участка или сведения о его площади совпадают со сведениями о площади лесного участка на девяносто пять и более процентов (ч. 11.1 ст. 60.2 Закона о регистрации недвижимости).

Иные основания для снятия земельного участка с кадастрового учета отсутствуют.

Согласно статье 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Статья 44 Земельного кодекса РФ закрепляет, что право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

В силу статьи 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);

3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);

3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);

5) реквизиция (статья 242);

6) конфискация (статья 243);

7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса;

8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;

9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

Согласно выписке из ЕГРН от 15.12.2023, земельный участок с кадастровым номером с местоположением: <адрес>, сдт , ул. , уч.16, площадью 360 кв.м., имеет категорию земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для ведения коллективного садоводства». Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Правообладателем на праве собственности числится ФИО1.

Из акта осмотра земельного участка от 04.12.2023, произведенного комиссией в составе представителей администрации Тюльганского района и администрации Тюльганского поссовета, следует, что территория земельного участка фактически не используется по назначению в соответствии с установленным видом разрешенного использования. Земельный участок зарос травой и другой природной растительностью.

ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, заведено наследственное дело.

Часть 2 статьи 218 ГК РФ закрепляет, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Статья 1151 ГК РФ устанавливает, что в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо муниципального, городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: в том числе земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества.

Анализируя вышеприведенные нормы права в совокупности с обстоятельствами дела, суд считает, что предусмотренный статьями 60.2 и 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ порядок снятия ранее учтенного земельного участка с кадастрового учета не предполагает вынесение судебного решения, а напротив указывает на совершение действий по снятию с учета органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании заявлений уполномоченных органов. В данном случае, суд не является органом уполномоченным принимать решение о снятии ранее учтенного земельного участка с кадастрового учета.

Ссылка в обоснование иска на пункт 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года) в обоснование необходимости снятия ранее учтённого земельного участка с кадастрового учёта только на основании решения суда, также является необоснованной, поскольку в данном пункте приведён пример того в каких случаях земельный участок может быть снят с кадастрового учёта. Вместе с тем, правовая позиция о необходимости снятия земельного участка с кадастрового учёта именно на основании решения суда, в указанном Обзоре не содержится.

Статья 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» содержит исчерпывающий перечень действий уполномоченных органов (органов местного самоуправления) по выявлению правообладателей ранее учтённых земельных участков, и снятие земельного участка с кадастрового учёта на основании решения суда положениями данной статьи не предусмотрено.

Кроме этого, основания прекращения права собственности на земельные участки установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, которые в настоящем рассматриваемом деле отсутствуют.

Следует обратить внимание, что статья 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» содержит положения о том, что право собственности правообладателей не может быть прекращено. Так, часть 14 указанной статьи предусматривает, что в срок не более пяти рабочих дней со дня принятия решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости уполномоченный орган направляет в орган регистрации прав:

1) заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 данного Федерального закона, о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

2) заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 25 части 5 статьи 8 данного Федерального закона - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Только в случае, когда правообладатель ранее учтённого земельного участка не будет выявлен, органы местного самоуправления, в силу части 20 статьи 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным Федеральным законом порядке представляет заявление о постановке такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.

Также в силу части 21 статьи 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в результате проведенных мероприятий уполномоченным органом установлено, что ранее учтенные земельный участок или не прекративший свое существование объект недвижимости имеет признаки выморочного имущества, уполномоченный орган в четырнадцатидневный срок с момента установления данного факта принимает решение о выявлении земельного участка, здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства, имеющих признаки выморочного имущества, и обращается к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство в отношении такого объекта недвижимости. В случае, если выморочное имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, уполномоченный орган уведомляет о выявлении такого выморочного имущества федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом.

Таким образом, прекращение права собственности на основании именно решения суда, в данной правовой ситуации положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрено.

Кроме того, земельный участок имеет вид права «индивидуальная собственность», вопрос о наследовании земельного участка или признания его выморочным имуществом не разрешался, оснований для прекращения права собственности не имеется.

На основании вышеизложенного, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1) – ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27.12.2023 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-580/2023 ~ М-536/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО Тюльганский район
Ответчики
Администрация МО Тюльганский поссовет
Суд
Тюльганский районный суд Оренбургской области
Судья
Власова Наталия Николаевна
Дело на сайте суда
tyulgansky--orb.sudrf.ru
15.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2023Передача материалов судье
18.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2024Дело оформлено
20.02.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее