Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-749/2022 (2-4905/2021;) ~ М-5048/2021 от 10.12.2021

Дело № 2-749/2022

УИД: 22 RS 0013-01-2021-009157-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года город Бийск, Алтайский край

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи:     Н.Г. Татарниковой,

при секретаре:      О.С. Червовой,

с участием помощника прокурора: Ю.В. Харина,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Бийска Алтайского края к Белозерцеву ФИО10 об изъятии жилого помещения путем выкупа в связи с признанием дома аварийным,

по встречному иску Белозерцева ФИО11 к Администрации города Бийска Алтайского края о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным,

УСТАНОВИЛ:

Истец Администрация города Бийска Алтайского края обратилась в суд с иском к Белозерцеву Д.А. об изъятии жилого помещения путем выкупа в связи с признанием дома аварийным, в котором просит суд:

Возложить на Белозерцева Д.А. обязанность заключить соглашение об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> для муниципальных нужд с предоставлением взамен денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 424 517 руб. 00 коп.

Прекратить право собственности Белозерцева Д.А. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в связи с его изъятием для муниципальных нужд, после выплаты возмещения.

В обоснование исковых требований указывает на то, что Белозерцев Д.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции постановлением Администрации города Бийска от 09.08.2016 №1706 на основании заключения межведомственной комиссии от 30.10.2015 №503.

Многоквартирный дом включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 №106.

Указанная программа переселения реализуется в соответствии со ст.32 Жилищного кодекса РФ, согласно ч.1,8,10 которой признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции влечет изъятие для муниципальных нужд у собственника принадлежащего ему жилого помещения, расположенного в таком доме, с предоставлением взамен денежного возмещения.

Другое жилое помещение взамен изымаемое жилого помещения может быть предоставлено собственнику по соглашению между ним и органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии.

Программные мероприятия предусматривают приобретение жилых помещений в многоквартирных домах в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда, а также выплат гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ.

Характеристики проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам в рамках реализации программы, изложены в Приложении №2 к Методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденным приказом Министерства России от 31.01.2019 №65/пр.

Данные методические рекомендации указывают, что при разработке проектной документации на дом, необходимо учитывать требования СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные», согласно которым в многоквартирных зданиях государственного жилищного фонда минимальная площадь однокомнатной квартиры социального использования (без учета площадей балконов, лоджий, террас, холодных кладовых и приквартирных тамбуров) составляет не менее 28-38 кв.м.

Кроме того, в квартирах следует предусматривать общие жилые комнаты (гостиные) и спальни, а также вспомогательные помещения: кухню (или кухню-столовую, кухню-нишу), переднюю (прихожую), туалет, ванную комнату и (или) душевую, или совмещенный санузел, кладовую (или встроенный шкаф).

Согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пунтка, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Площадь принадлежащего ответчику жилого помещения составляет 11,6 кв.м.

Предоставление ответчику иного жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не предоставляется возможным по причине отсутствия предложений застройщиков о продаже жилых помещений соответствующей площади, а также в связи с отсутствием равнозначных по площади муниципальных жилых помещений, пригодных для проживания.

Постановлением от 03.06.2021 №937 Администрацией города Бийска принято решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений указанного дома с предоставлением собственникам денежного возмещения, для определения размера которого МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» поручено провести оценку рыночной стоимости подлежащих изъятию жилых помещений.

Согласно отчету об оценке, выполненному ООО «Агентство оценки» г.Барнаула, размер возмещения, подлежащего предоставлению взамен принадлежащего ответчику жилого помещения, определенный по правилам ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ составляет 424 517 руб. 00 коп. и включает в том числе компенсацию стоимости жилого помещения, стоимости имущества в многоквартирном доме, стоимости доли земельного участка, стоимости убытков, причиненных собственнику (переезд, поиск, другого помещения, оформление прав собственности на него).

После проведения оценки рыночной стоимости жилого помещения ответчику было предложено заключить с МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» соглашение об изъятии у него принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа, вручен проект соглашения и копия отчета об оценке.

Ответчик отказался от заключения соглашения на предложенных условиях, не согласившись с размером денежного возмещения, подлежащего предоставлению взамен изымаемого жилого помещения, указывая на нуждаемость в предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого.

На основании ч.6 ст.32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ч.9 ст.32 Жилищного кодекса РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законродательством соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Отказ ответчика от заключения соглашения на предложенных условиях препятствует расселению многоквартирного дома, а проживание его в жилом помещении сопряжено с угрозой его жизни и здоровью. Расселение многоквартирного дома с изъятием для муниципальных нужд жилых помещений позволит приступить к его реконструкции (сносу) и тем самым исключить угрозу, которую представляет аварийный объект как для ответчика, так и для неопределенного круга лиц.

Поскольку между сторонами не достигнуто соглашение об условиях изъятия жилого помещения, Администрация г.Бийска вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

Ответчик Белозерцев Д.А. не согласился с заявленными требованиями, обратившись со встречным иском к Администрации города Бийска Алтайского края о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным, в котором просит суд обязать Администрацию г.Бийска Алтайского края предоставить Белозерцеву Д.А. в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в виде отдельной комнаты (квартиры), общей площадью не менее 11,6 кв.м., расположенной в черте г.Бийска Алтайского края, взамен изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: <адрес>.

Представитель истца/ответчика Администрации г.Бийска Алтайского края Сагадеева Д.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила первоначальные исковые требования удовлетворить, в удовлетворении встречных исковых требований, отказать.

Ответчик/истец Белозерцев Д.А., его представитель Казанин М.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения первоначального иска, просили встречные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель третьего лица – ООО «Биком» Ревенок И.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Представители третьих лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска», АО «Барнаульская генерация», ПАО КБ «Восточный Экспресс Банк», МУП г.Бийска «Водоканал», Нестеренко В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Белозерцев Д.А. является собственником жилого помещения - комнаты, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 11,6 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-11).

На основании Выписки из ЕГРН на объект недвижимости – комнату, расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрированы многочисленные запреты на регистрацию на основании постановлений судебных приставов исполнителей Приобского ОСП г.Бийска и Зонального района УФССП по АК.

Приобским ОСП г.Бийска и Зонального района УФСП по АК в материалы дела представлен реестр взыскателей в отношении должника Белозерцева Д.А. (л.д.63), согласно которому взыскателями являются:

АО «Бийскэнерго» - ИП -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, остаток долга – 59 067 руб. 67 коп.;

ООО «Биком» - ИП -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, остаток долга – 20 810 руб. 87 коп.;

АО «Бийскэнерго» - ИП -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, остаток долга – 23 499 руб. 90 коп.;

ПАО КБ «Восточный Экспресс Банк» - ИП -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, остаток долга – 21 673 руб. 05 коп.;

МУП г.Бийска «Водоканал» - ИП -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, остаток долга – 15 879 руб. 44 коп.;

МУП г.Бийска «Водоканал» - ИП -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, остаток долга – 17 927 руб. 37 коп.;

ФИО1 – ИП -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, остаток долга – 5 049 руб. 90 коп.

В рамках указанных исполнительных производств судебными приставами-исполнителями вынесены постановления о запрете на совершение действий по регистрации жилого помещения - комнаты, расположенной по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63-69).

Согласно адресной справки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчик/истец Белозерцев Д.А. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.43).

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением Администрации г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д.12-15).

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 №106, согласно которой расселение дома запланировано в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-18).

На основании постановления Администрации г.Бийска Алтайского края от 03.06.2021 №937 в связи с признанием многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции постановлением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ , на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером площадью 2 178,16 кв.м. с адресным ориентиром: <адрес>, находящимся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, а также комнаты по указанному выше адресу, принадлежащей истцу, подлежат изъятию для муниципальных нужд.

Постановлением от 03.06.2021 №937 Администрацией города Бийска принято решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений указанного дома с предоставлением собственникам денежного возмещения, для определения размера которого МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» поручено провести оценку рыночной стоимости подлежащих изъятию жилых помещений (л.д.19-20).

Согласно отчету об оценке .21 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ООО «Агентство Оценки», рыночная стоимость изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по вышеуказанному адресу, определенной по правилам ч.7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, составляет 424 517 руб. 00 коп. (л.д.21-23).

МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» был подготовлен проект соглашения об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с предоставлением собственнику возмещения (л.д.24-25).

Предложение о заключении соглашения об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с предоставлением возмещения вручено Белозерцеву Д.А. ДД.ММ.ГГГГ, в расписке о получении документов истец указал на то, что хочет получить квартиру, намерен обратиться в суд, что свидетельствует об отказе от заключения соглашения на предлагаемых условиях (л.д.26).

ДД.ММ.ГГГГ истец по встречному иску Белозерцев Д.А. обратился в прокуратуру г.Бийска по вопросу нарушения жилищного законодательства со стороны Администрации <адрес>, согласно представленного в материалы дела ответа от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что несмотря на право выбора способа изъятия жилых помещений в обозначенном доме, имеющееся у их собственников, а также на истекшие сроки сноса аварийного дома, Администрацией города Бийска не предприняты меры для заключения с собственниками соглашения об изъятии жилого помещения с предоставлением иного жилья, соответствующие предложения Белозерцеву Д.А. не поступали. Бездействие Администрации г.Бийска повлекло длительное необеспечение истца по встречному иску жилым помещением, затянуло сроки переселения из аварийного дома, что создало угрозу для жизни, здоровья и имущества, в этой связи ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.Бийска главе города внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д.86-87).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с положениями ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

С учетом изложенного собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, сам по себе факт включения жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> соответствующую региональную адресную программу, предоставляет истцу по встречному иску Белозерцеву Д.А. право выбора между способами компенсации за изымаемое жилое помещение.

Разделом 5 адресной программы Алтайского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 01 апреля 2019 г. №106, предусмотрено, что в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. При этом при приобретении для предоставления гражданам-собственникам жилых помещений по договору мены жилых помещений большей по сравнению с ранее занимаемыми помещениями площади (в случае отсутствия подходящего по площади помещения) разница стоимости оплачивается за счет средств собственников.

Из изложенного следует, что гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Ни федеральным законодательством, ни адресной программой Алтайского края не установлено право муниципального органа определять выбор способа защиты жилищных прав собственника. Данное право принадлежит только собственнику.

Поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее истцу по встречному иску Белозерцеву Д.А. жилое помещение, признан аварийным и подлежащим реконструкции, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, право выбора способа обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, либо получения компенсации за изымаемое жилое помещение, принадлежит истцу.

В ходе рассмотрения дела волеизъявление истца по встречному иску Белозерцева Д.А., как собственника на получение компенсации взамен изымаемого жилого помещения судом не установлено.

Поскольку истец по встречному иску Белозерцев Д.А. обратился в суд с иском о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, суд приходит к выводу, что им избран надлежащий способ защиты своих жилищных прав в виде предоставления ему другого жилого помещения в собственность.

Администрация г.Бийска в качестве возражений по встречному иску указывает на то, что предоставление Белозерцеву Д.А. иного жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не предоставляется возможным по причине отсутствия предложений застройщиков о продаже жилых помещений соответствующей площади, а также в связи с отсутствием равнозначных по площади муниципальных жилых помещений, пригодных для проживания. Вместе с тем, указанные доводы не имеют правового значения для разрешение данного спора.

Доводы Администрации города Бийска о том, что расселение дома, в котором расположено принадлежащее истцу по встречному иску Белозерцеву Д.А. жилое помещение, который признан аварийным и подлежащим реконструкции постановлением Администрации города Бийска №1706 от 09.08.2016, включенный в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 № 106, запланировано в срок до 31.12.2023 судом отклоняется на основании следующего.

Согласно краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» расселение дома должно быть произведено в период до 2025 года. Между тем, Администрация города Бийска реализовало свое право на реализацию данной программы, направив в адрес ответчика/истца Белозерцева Д.А. предложение об изъятии принадлежащего ему жилого помещения с предоставлением взамен денежного возмещения, с которым истец по встречному иску Белозерцев Д.А. не согласился.

Возложение решением суда на администрацию г.Бийска обязанности предоставить истцу по встречному иску взамен изымаемого жилого помещения в собственность пригодное для проживания иное жилое помещение не нарушает установленных региональной программой сроков, находится в их пределах.

Включение жилого дома в региональную адресную программу переселения не может рассматриваться как обстоятельство, лишающее истца по встречному иску Белозерцева Д.А., избравшего способом реализации своих жилищных прав путем предоставления ему в собственность взамен изымаемого равнозначного по площади другого жилого помещения, до истечения установленных Программой сроков реализации каждого ее этапа.

Исходя из того, что истец по встречному иску Белозерцев Д.А., как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным, выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления взамен в собственность равнозначного по площади другого жилого помещения, однако, в его предоставлении ему было необоснованно отказано, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении встречных исковых требований, и об отказе в удовлетворении первоначального иска.

Принятие судом решения о возложении на Администрацию города Бийска Алтайского края обязанности предоставить Белозерцеву Д.А. другое жилое помещение взамен изымаемого имеет правовым последствием изъятие объекта недвижимости для муниципальных нужд и последующий переход зарегистрированных прав.

Поскольку требования направлены на изъятие имущества, то суд полагает необходимым указать в резолютивной части решения о прекращении права собственности Белозерцева Д.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, комн. 28/2, после предоставления ему взамен другого пригодного для проживания жилого помещения, с одновременным признанием права на жилое помещение за муниципальным образованием город Бийск.

На основании изложенного, суд считает необходимым обязать Администрацию города Бийска Алтайского края предоставить Белозерцеву Д.А. в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 11,6 кв.м., расположенное в черте города Бийска Алтайского края, взамен изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим реконструкции, расположенного по адресу: <адрес>.

При этом учитывая положения ст. 206 ГПК РФ трехмесячный срок для исполнения такой обязанности, по мнению суда, будет отвечать требованиям разумности, являться достаточным для исполнения решения суда.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, включая расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, другие издержки, связанные с рассмотрением дела пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Истцом по встречному иску Белозерцевым Д.А. при обращении в суд оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером ПАО Сбербанк Алтайское отделение от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку судом встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд считает необходимым взыскать с Администрации города Бийска Алтайского края в пользу Белозерцева Д.А. государственную пошлину в возврат в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Администрации города Бийска Алтайского края к Белозерцеву ФИО12 отказать.

Встречные исковые требования Белозерцева ФИО13 к Администрации города Бийска Алтайского края удовлетворить.

Обязать Администрацию города Бийска Алтайского края предоставить Белозерцеву ФИО14 в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 11,6 кв.м., расположенное в черте города Бийска Алтайского края, взамен изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим реконструкции, расположенного по адресу: <адрес> в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Прекратить право собственности Белозерцева ФИО15 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления взамен другого пригодного для проживания жилого помещения, общей площадью не менее 11,6 кв.м., в границах муниципального образования город Бийск.

Признать право собственности муниципального образования город Бийск на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после предоставления Белозерцеву ФИО16 взамен другого пригодного для проживания жилого помещения, общей площадью не менее 11,6 кв.м., в границах муниципального образования город Бийск.

Взыскать с Администрации города Бийска Алтайского края в пользу Белозерцева ФИО17 государственную пошлину в возврат в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Г. Татарникова

Мотивированное решение составлено 18 мая 2022 года.

2-749/2022 (2-4905/2021;) ~ М-5048/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация города Бийска
Прокурор г. Бийска
Ответчики
Белозерцев Дмитрий Александрович
Другие
Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска"
МУП г. Бийска "Водоканал"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Межмуниципальный Бийский отдел
Казанин Максим Сергеевич
ООО "Биком"
АО "Барнаульская генерация"
ПАО КБ "Восточный"
Нестеренко Виктория Владимировна
Суд
Бийский городской суд Алтайского края
Судья
Татарникова Наталья Геннадьевна
Дело на сайте суда
biyskygor--alt.sudrf.ru
10.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2021Передача материалов судье
15.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.01.2022Предварительное судебное заседание
16.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
18.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2022Дело оформлено
13.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее