Дело № 2-3926/2019
35RS0010-01-2019-003857-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вологда | 21 мая 2019 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Вахрушевой Е.В.,
при секретаре Сакичевой В.Ф.,
с участием истца представителя истца по доверенности Зайцева И.С.,
представителя ответчика по доверенности Канюковой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корпусова А. И. к обществу с ограниченной ответственностью «Вологодская управляющая компания» о перерасчете размера платы, взыскании убытков, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Корпусов А.И. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Вологодская управляющая компания» (далее – ООО «ВоУК») о перерасчете размера платы, взыскании убытков, компенсации морального вреда. В обоснование требований указано, что в июле 2018 года истцом получена квитанция на оплату коммунальных услуг, в которой объем потребленной за июнь электроэнергии установлен в размере 16 789 кВт, что составляет 1/3 от всей потребленной электроэнергии по дому. Не согласившись с указанным объемом потребления коммунальных услуг, истец обратился в федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Вологодской области» для проверки прибора учета электрической энергии. По результатам проведенной экспертизы установлено, что ИПУ ЭНЕРГОМЕРА СЕ 101 заводской № является неисправным. В августе 2018 года Корпусов А.И. установил новый индивидуальный прибор учета электрической энергии и обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера платы за электроэнергию за период с мая по август 2018 года. Письмом от 30 августа 2018 года ответчик уведомил истца, что перерасчет размера платы за электроэнергию произведен за август 2018 года, за период с мая по июль 2018 года в перерасчете отказано. Полагая отказ незаконным, ссылаясь на положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, истец просит возложить на ООО «ВоУК» обязанность произвести перерасчет размера платы за электроэнергию по лицевому счету 20170010053 за июнь 2018 года на сумму 54 402 рубля 79 копеек, за июль 2018 года на сумму – 13 697 рублей 27 копеек; взыскать с ответчика в свою пользу штраф в размере 34 050 рублей 03 копейки, убытки за проверку счетчика – 325 рублей 75 копеек, расходы на представителя – 5000 рублей, моральный вред - 10 000 рублей.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представитель истца по доверенности Зайцев И.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что не согласны с объемом потребления электроэнергии за июнь месяц в размере 16789 кВт. Считает, что с указанного периода надлежит считать прибор неисправным. Поэтому перерасчет платы необходимо произвести за июнь и июль 2018 года. Не отрицал, что показания за июль 2018 года передавал потребитель. О неисправности счетчика управляющую компанию уведомили в июле 2018 года, когда сняли счетчик и направили его на экспертизу. В августе только опломбировали новый счетчик, старый не демонтировали. На демонтаж счетчика управляющую компанию не приглашали. Допускает, что ежемесячный расход электроэнергии может составлять 4349 и 4331 кВт, как это указано за июль и октябрь 2018 года, не согласны с объемом потребления 16789 кВт.
Представитель ответчика ООО «ВоУК» по доверенности Канюкова С.С. в судебном заседании иск не признала, по мотивам, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснила, что за август плата за электроэнергию истцу не начислялась. Сведений о неисправности счетчика в июне и июле 2018 года не поступало. В июне показания счетчика снимал представитель ответчика. Нарушений целостности пломб, а также иных неисправностей прибора учета не установлено. В июле 2018 года показания передавал потребитель. Объем энергии за спорные месяцы соответствует объему, потребленному в октябре 2018 года, который определен по данным нового счетчика и по которому претензий истец не высказывает. В спорный период в квартире истца проживал брат, который занимается компьютерами.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), учет объема (количества)коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с пунктом 81(13) Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за два рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приора учета, указанному в извещении.
В силу положений пункта 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) приора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы приора учета, но не менее 3 месяцев, в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
- в случае выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета – начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения;
- в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 61 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, Корпусов А.И. является собственником квартиры <адрес>.
28 февраля 2018 года по указанной квартире потребителем на основании данных индивидуального прибора учета переданы показания расхода электроэнергии за февраль 2018 года равные 2576 кВт, после чего текущие показания счетчика составили 3155 кВт.
За период с марта по май 2018 года включительно показания индивидуального прибора учета истцом не передавались, в связи с чем на основании пункта 59 Правил плата за коммунальную услуг за указанные месяцы рассчитана потребителю исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, что подтверждается копиями квитанций за март – май 2018 года, согласно которым текущие показания по квартире не изменились и составили 3155 кВт, размер платы определен исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, который в марте 2018 года составил 479,667 кВт, в апреле – 563,6 кВт, в мае – 690,6 кВт. За указанные месяцы к оплате предъявлена сумма 5860 рублей 13 копеек (1621,27+1904,97+2333,89).
В июне 2018 года работником ООО «ВоУК» произведена проверка показаний прибора учета электроэнергии, по результатам которой установлено, что по состоянию на 21 июня 2018 года показания индивидуального прибора учета электроэнергии составили 19 941 кВт. Таким образом, по данным индивидуального прибора учета расход электроэнергии за период с марта по июнь 2018 года включительно, то есть за 4 месяца, составил 16786 кВт (19941-3155).
На основании пункта 61 Правил ответчиком произведен перерасчет электроэнергии исходя из показаний индивидуального прибора учета, поскольку при проведении проверки показания факт неисправности прибора учета ответчиком не зафиксирован, истцом данная информация в управляющую компанию не передавалась.
Как пояснил представитель истца, о неисправности прибора учета Корпусов А.И. узнал после экспертизы счетчика, о чем уведомил ответчика в июле 2018 года. Доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, истец суду не представил.
Напротив, из представленных суду документов следует, что акт метрологической экспертизы счетчика электрической энергии, в котором установлено, что счетчик электрической энергии однофазный ЭНЕРГОМЕРА СЕ 101, заводской № по своим метрологическим характеристикам не соответствует описанию типа, утвержден главным метрологом ФБУ «Вологодский ЦСМ» 16 августа 2018 года.
Из счета на оплату экспертизы следует, что заявка на экспертизу сделана 10 августа 2018 года и зарегистрирована за №. Акт выполненных работ подписан сторонами 17 августа 2018 года.
Судом установлено, что 31 июля 2018 года потребитель самостоятельно передал ответчику показания индивидуального прибора учета электроэнергии по квартире, согласно которым расход электроэнергии за июль месяц составил 4349 кВт, а текущие показания счетчика - 24290 кВт (19941+4349).
При этом в журнале регистрации обращений граждан в ООО «ВоУК» (далее – журнал) факт обращения истца к ответчику в июле 2018 года по вопросу неисправности индивидуального прибора учета электроэнергии не зафиксирован. Вместе с тем, данная обязанность следует из пункта 81(13) Правил.
Из представленной в материал дела копии журнала следует, что в июне - июле 2018 года обращений от потребителей из квартиры <адрес> по вопросу неисправности прибора учета электроэнергии к ответчику не поступало. Первое обращение «посмотреть схему подключения» зарегистрировано 01 августа 2018 года и переадресовано ответчиком в Энерго-Сервис.
По вопросу опломбирования нового счетчика в квартире потребитель обратился в управляющую компанию 21 августа 2018 года, о чем в журнал внесена соответствующая запись.
24 августа 2018 года снят старый счетчик заводской № с показаниями 26845, что соответствует показаниям, указанным в акте эксперта, и установлен новый счетчик.
По данным ответчика после установки нового счетчика объем потребленной электроэнергии в октябре 2018 года составил 4331 кВт, что истец не оспаривает и, как пояснил представитель истца в судебном заседании, является допустимым расходом электроэнергии за месяц. Не согласен истец только с расходом в 16786 кВт в месяц.
Оценив доводы истца и ответчика в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, принимая во внимание, что точную дату выхода из строя индивидуального прибора учета электрической энергии по квартире <адрес> установить невозможно, факт неисправности счетчика установлен актом метрологической экспертизы от 16 августа 2018 года, суд приходит к выводу, что в соответствии с пунктом 59 Правил, расчет платы за электроэнергию исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем надлежит производить с 01 августа 2018 года до замены счетчика, которая произведена 24 августа 2018 года.
Оснований для перерасчета размеры платы за июнь и июль 2018 года суд не усматривает, поскольку доказательств, свидетельствующих о неисправности индивидуального прибора учета в указанные месяцы, не имеется. Объем потребленной электроэнергии в указанные месяцы составил в среднем 4000 кВт, что соответствует объему, потребленному в октябре 2018 года, согласно данных нового счетчика и, со слов представителя истца, является допустимым.
Также суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика в пользу истца убытков, причиненных проверкой счетчика, поскольку с требованиями о проверке состояния индивидуального прибора учета истец к ответчику не обращался. Доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку в удовлетворении основного требования отказано, требования истца о взыскании с ответчика штрафа, компенсации морального вреда и судебных расходов удовлетворению также не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░ 2019 ░░░░.