Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-4648/2022 ~ М-2986/2022 от 23.03.2022

Дело № 2-4648/2022

УИД: 11RS0001-01-2022-004906-87

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Казаковой Е.Н.,

с участием представителя истца Симоновой К.А.,

ответчика Дриневской Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2022 года гражданское дело по иску ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» к Дриневской ... о взыскании неосновательного обогащения

у с т а н о в и л:

ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» обратилось в суд с иском к Дриневской Л.А. о взыскании суммы неосновательного обогащения – излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 123 355,17 руб., указывая в обоснование, что на основании заявления ответчика ей была назначена с 11.06.2015 региональная социальная доплата к пенсии (далее РСДП), в феврале 2020 года из ОПФР по Республики Коми получены сведения об осуществлении ответчиком трудовой деятельности, соответственно установлено, что ответчик незаконно получала РСДП, выплаченная сумма подлежит возврату в бюджет.

В судебном заседании представитель истца требования поддержала, суду пояснила, что в феврале 2020 года в рамках межведомственного взаимодействия проверили по данным ОПФР сведения о трудоустройстве ответчика, были выявлены признаки выполнения деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию, - осуществления ответчиком предпринимательской деятельности, в связи с чем выплата доплаты к пенсии ответчику не полагалась.

Ответчик с иском не согласилась, указывая, что недобросовестности в ее действиях не имеется, при обращении в центр она представила все необходимые документы, никто не просил у нее документов, подтверждающих, что она не осуществляет предпринимательскую деятельность, кроме того, в 2009 году ею было подано заявление в налоговый орган о прекращении предпринимательской деятельности и она была уверена, что сведения о прекращении деятельности внесены в реестр, в 2008 года у нее сгорел автобус и фактически с этого времени она не осуществляла предпринимательскую деятельность. В случае необходимости она обязательно представила бы сведения о прекращении предпринимательской деятельности.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции Российской Федерации).

Меры социальной поддержки граждан являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту пожилых людей как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и выполнения социальных функций, позволяющих улучшить материальное положение пенсионеров, пожилых людей и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.

Одной из форм такой государственной поддержки является получение региональной социальной доплаты к пенсии в целях реализации статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми».

Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера утверждены постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 №281.

Так, согласно данным Правилам, действие Правил распространяется на проживающих на территории Республики Коми граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не осуществляющих трудовую и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия которым установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается неработающему пенсионеру, получающему пенсию на территории Республики Коми, в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми на соответствующий год.

В целях установления региональных социальных доплат к пенсии Министерство труда и социальной защиты Республики Коми (далее - Министерство) и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (далее - ОПФР по РК) осуществляют обмен в установленном порядке соответствующей информацией в электронной форме, на бумажном носителе с учетом требований Федерального закона "Об электронной подписи", Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона "О персональных данных" в соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. N 195 "О Порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи" и от 20 ноября 2009 г. N 917н "Об утверждении Порядка обмена информацией между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти в субъекте Российской Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии".

Для установления региональной социальной доплаты к пенсии пенсионер или его законный представитель, или представитель, действующий по доверенности, оформленной в соответствии с законодательством, обращается в государственное бюджетное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр по предоставлению государственных услуг) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или месту пребывания, на территории которого территориальными органами ОПФР по РК ему осуществляется пенсионное обеспечение.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается на основании следующих документов:

1) заявления об установлении региональной социальной доплаты к пенсии с указанием способа ее доставки;

2) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

3) страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) или сведений из страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;

4) пенсионного удостоверения;

5) документа, подтверждающего факт прекращения трудовых отношений заявителя на момент подачи заявления (трудовая книжка или выписка из нее, или выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, или иной документ, содержащий требуемые сведения).

В случае отсутствия у пенсионера трудовой книжки или выписки из нее сведения о том, что он не осуществляет трудовую и (или) иную деятельность, в период которой подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", указываются пенсионером в заявлении;

6) справки регионального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о сумме денежных выплат, указанных в подпункте 3 пункта 5 настоящих Правил, в случае если пенсионер является получателем ежемесячных страховых выплат.

8. Центр по предоставлению государственных услуг или МФЦ в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления запрашивает необходимые для установления региональной социальной доплаты к пенсии документы, указанные в настоящем пункте, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

8-1. Центр по предоставлению государственных услуг в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящих Правил направляет запросы сведений в электронной форме через Министерство:

1) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о суммах денежных выплат, указанных в подпунктах 1, 2, 5 и 6 пункта 5 настоящих Правил, в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;

2) в органы социальной защиты населения по месту жительства пенсионера о размере предоставляемых мер социальной поддержки пенсионера (для пенсионеров, имеющих регистрацию места жительства за пределами Республики Коми).

17. Решение об установлении региональной социальной доплаты к пенсии принимается центром по предоставлению государственных услуг в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о денежных выплатах на запросы, направленные в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 8-1 настоящих Правил.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру на срок, на который ему установлена соответствующая пенсия согласно законодательству.

34. Выплата региональной социальной доплаты к пенсии приостанавливается, в том числе при поступлении в установленном порядке сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, в том числе сведений об осуществлении трудовой и (или) иной деятельности, от органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение или прекращение выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, - с 1-го числа месяца, в котором поступили указанные сведения.

36. Выплата региональной социальной доплаты к пенсии прекращается в случае осуществления трудовой и (или) иной деятельности, в период которой пенсионер подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - со дня, следующего за днем, в котором наступило данное обстоятельство;

41. Суммы региональной социальной доплаты к пенсии, излишне выплаченные пенсионеру по его вине (представление документов с заведомо неверными сведениями; сокрытие данных, влияющих на право получения указанной доплаты и исчисление ее размера), возмещаются пенсионером добровольно либо удерживаются с его согласия по решению центра по предоставлению государственных услуг из суммы, причитающейся ему при каждой последующей выплате за весь период, в течение которого у пенсионера отсутствовало право на выплату указанной доплаты.

42. Суммы региональной социальной доплаты к пенсии, излишне выплаченные пенсионеру по вине центра по предоставлению государственных услуг, удержанию не подлежат.

46. Пенсионер обязан извещать центр по предоставлению государственных услуг о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты, в течение двух недель со дня наступления указанных обстоятельств.

К спорным правоотношениям, связанным с возвратом предоставленной гражданину РСДП подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, региональная социальная доплата к пенсии сама по себе не может служить основанием для взыскания с ответчика выплаченных ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях гражданина, которому выплачены эти суммы. Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Дриневской Л.А.) презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика или наличия счетной ошибки лежит на лице, требующем возврата неосновательного обогащения.

Согласно приведенным нормативным положениям в их взаимосвязи с правой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае региональной социальной доплаты к пенсии, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.

Исходя из приведенных Правил Центр для определения права истца на получение РСДП, определения ее размера должен проверять достоверность представленных заявителем сведений и в этих целях Центр вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Как установлено в ходе рассмотрения дела Дриневская Л.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и включена в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) 02.05.2007, исключена из ЕГРИП 08.02.2021 на основании решения регистрирующего органа, как недействующий индивидуальный предприниматель.

Из ответа ОПФР по РК следует, что 18.02.2009 Дриневская Л.А. обращалась в пенсионный орган с заявлением о расчетах с Пенсионным фондом для представления в регистрирующий орган в связи с прекращением деятельности.

Доводы ответчика об отсутствии в ее действиях недобросовестности нашли свое подтверждение. Дриневская Л.А. при подаче заявления на выплату РСДП представила все необходимые документы, принятие Центром заявления, отсутствие каких-либо замечаний и выявленных нарушений в ходе проверки данного заявления, в том числе по мотиву представления неполных сведений, а также последующее принятие решения о назначении к выплате РСДП, свидетельствуют о том, что ответчиком были соблюдены все требуемые условия, таким образом недобросовестности в ее действиях (бездействии) не усматривается.

Из представленного Центром суду личного дела Дриневской Л.А. следует, что после подачи Дриневской Л.А. заявления о назначении и выплате ей РСДП, Центром в рамках межведомственного взаимодействия были получены на ** ** ** сведения из ОПФР по РК (л.д. 14) аналогичные сведениям, полученным 12.02.2020 (л.д. 6), о том, что у пенсионера имеются признаки работы, при таких обстоятельствах, истец на дату обращения ответчика с заявлением на выплату РСДП располагал указанными сведениями, однако данный факт не был проверен, не истребованы дополнительные документы, а региональная социальная доплата к пенсии была назначена, при этом недобросовестности в действиях истца не имеется.

С учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также подлежащих применению норм права, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований и отказе в удовлетворении иска, поскольку невыполнение ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» возложенных на него полномочий по межведомственному информационному взаимодействию с соответствующими органами и организациями при решении вопроса о выплате Дриневской Л.А. РСДП привело к возникновению неправомерно выплаченных сумм, в то время как именно на ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» возложена обязанность проверки обоснованности предоставления гражданину такой выплаты, при этом вины Дриневской Л.А. в излишне выплаченных ей сумм РСДП, то есть недобросовестности со стороны ответчика, не установлено.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» к Дриневской ... о взыскании неосновательного обогащения - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья             Т.А.Попова

Мотивированное решение составлено 22 июня 2022 года

    

2-4648/2022 ~ М-2986/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара"
Ответчики
Дриневская Людмила Александровна
Другие
ОПФР по РК
ИФНС г.Сыктывкара
МИФНС №5 по Республике Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Попова Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
23.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2022Передача материалов судье
29.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2022Предварительное судебное заседание
24.05.2022Судебное заседание
17.06.2022Судебное заседание
22.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2023Дело оформлено
17.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее