РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2020 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
При секретаре судебного заседания Зайцеве С.В.,
С участием представителя административного истца Рощектаева В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1577/2020 по административному исковому заявлению Варламовой Е.Е. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Варламова Е.Е. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в котором просила установить кадастровую стоимость нежилого здания – Зерносклад № 1 с кадастровым номером №, площадью 2253,9 кв.м, количество этажей: в том числе подземных: 1, распложенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 2 505 725 рублей; установить кадастровую стоимость нежилого здания – Зерносклад № 3 с кадастровым номером №, площадью 456,2 кв.м, количество этажей: в том числе подземных: 1, распложенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 253 480 рублей; установить кадастровую стоимость сооружения – подъездные дороги и площадки на участке кормоцеха с кадастровым номером №, площадь застройки 11 115,6 кв.м, распложенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере в размере 2 083 508 рублей; применять установленную кадастровую стоимость объектов недвижимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
На основании изложенного административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просил требования удовлетворить, восстановив процессуальный срок для обращения в суд.
Представитель административного истца Рощектаев В.С., действующий на основании доверенности от 05.08.2020 года № №,в судебном заседании уточнил административные исковые требования, просил установить кадастровую стоимость нежилого здания – Зерносклад № 1 с кадастровым номером №, площадью 2253,9 кв.м, количество этажей: в том числе подземных: 1, распложенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 2 505 725 рублей; установить кадастровую стоимость нежилого здания – Зерносклад № 3 с кадастровым номером №, площадью 456,2 кв.м, количество этажей: в том числе подземных: 1, распложенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 253 480 рублей; установить кадастровую стоимость сооружения – подъездные дороги и площадки на участке кормоцеха с кадастровым номером №, площадь застройки 11 115,6 кв.м, распложенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере в размере 2 083 508 рублей, восстановив срок для обращения в суд, по основаниям, изложенные выше.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации городского округа Самара, администрации п.Самарский муниципального района Волжский Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель ФФГУП «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в которых удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца с учетом уточнения подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Варламовой Е.Е. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание – Зерносклад № 1 с кадастровым номером №, площадью 2253,9 кв.м., количество этажей: в том числе подземных: 1, распложенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание – Зерносклад № 3 с кадастровым номером №, площадью 456,2 кв.м., количество этажей: в том числе подземных: 1, распложенное по адресу: <адрес>;
- сооружение – подъездные дороги и площадки на участке кормоцеха с кадастровым номером №, площадь застройки 11 115,6 кв.м., распложенное по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи объектов недвижимости от 14.01.2020 года № №, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 30.07.2020 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24.07.2013 года составляет 14 901 750 рублей 01 копейка; кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24.07.2013 года составляет 3 016 184 рубля55 копеек; кадастровая стоимость сооружения с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года составляет 14 363 041 рубль, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 31.07.2020 года.
Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Не согласившись с кадастровой стоимостью объектов недвижимости и считая свои права нарушенными, 24.08.2020 года Варламова Е.Е. обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № и №, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Варламова Е.Е. в обоснование своих требований представила отчеты об оценке от 12.08.2020 года №№, №№, подготовленные ООО АНО «Диапазон».
Из отчета об оценке № № усматривается, что объектами оценки являлись нежилые здания с кадастровыми номерами № и №, итоговая величина рыночной стоимости которых составила по состоянию на 24.07.2013 года: в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 2 505 725 рублей; в отношении нежилого помещения с кадастровым номером №– 253 480 рублей.
Из отчета об оценке № № усматривается, что объектом оценки являлсяобъект недвижимости с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 06.06.2011 года составила 2 083 508 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на 24.07.2013 года, на 06.06.2011 года, то есть на даты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов капитального строительства основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № и №, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчеты об оценке ООО АНО«Диапазон» в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № и № по состоянию на даты оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, дата обращения в суд – 24.08.2020 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Варламовой Е.Е. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – Зерносклад № 1 с кадастровым номером №, площадью 2253,9 кв.м., количество этажей: в том числе подземных: 1, распложенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 2 505 725 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – Зерносклад № 3 с кадастровым номером №, площадью 456,2 кв.м., количество этажей: в том числе подземных: 1, распложенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 253 480 рублей.
Установить кадастровую стоимость сооружения – подъездные дороги и площадки на участке кормоцеха с кадастровым номером №, площадь застройки 11 115,6 кв.м., распложенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере в размере 2 083 508 рублей.
Дата подачи административного иска в суд – 24.08.2020 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.09.2020 года.
Председательствующий М.А.Панкова