Судебный акт #1 (Решение) по делу № 72-749/2024 от 17.04.2024

УИД 59RS0025-01-2024-000071-27

дело № 72-749/2024

судья Богомолова Л.А.

РЕШЕНИЕ

г. Пермь 13 июня 2024 г.

Судья Пермского краевого суда Алексеев А.А., при секретаре судебного заседания Заломовой С.В., с участием защитника Бояршинова В.В., представителей административного органа Ефимовских А.С., Потемкиной Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО "Экохимресурс" Геллера Эдуарда Григорьевича на решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 28 марта 2024 г., постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 25 декабря 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «Экохимресурс» Геллера Эдуарда Григорьевича,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 25 декабря 2023 г. № ** директор ООО «Экохимресурс» Геллер Э.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 28 марта 2024 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Геллера Э.Г. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Геллер Э.Г. просит постановление и решение отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Указывает, что хозяйственную деятельность с использование грунтовых нефтеям и вблизи них ООО «Экохимресурс» не ведет. Деятельность на объекте осуществляет ООО «Ресурсэнерготранзит», которому имущество передано по договору аренды. Договор аренды после истечения срока возобновлен на неопределенный срок. В пробах почвы остаточное содержание нефти и нефтепродуктов не превышает нормативы, установленные для земель лесного фонда Пермского края постановлением Правительства Пермского края от 20 декабря 2018 г. № 813-п, что свидетельствует об отсутствии нарушения. Заявитель не согласен с результатами осмотра имущества и отбора проб, поскольку не участвовал в отборе проб. Отбор проб произведен при наличии снежного покрова, что противоречит пункту 242 Требований к проведению наблюдения, утвержденных приказом Росприроднадзора от 30 июля 2020 г. № 524. На фото и видеоматериалах невозможно установить связь с объектом обследования, время и координаты проведения отбора проб.

В судебном заседании защитник Бояршинов В.В. поддержал доводы жалобы.

Представители административного органа Ефимовских А.С., Потемкина Ю.Н. возражали против удовлетворения жалобы. Указали, что по договору аренды ООО «Ресурсэнерготранзит» передан только один земельный участок. Наличие загрязнения в почве определялось в сравнении с фоновым значением, а не с показателями, предусмотренными в постановлении Правительства Пермского края от 20 декабря 2018 г. № 813-п. На отбор проб почвы 17 ноября 2023 г. Геллер Э.Г. не явился, был извещен телефонограммой его представитель.

Изучив доводы жалобы, заслушав участников, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, требований к обращению побочных продуктов животноводства при использовании побочных продуктов животноводства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно абзацу 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенной Западно-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 8 по 21 ноября 2023 года в отношении ООО "Экохимресурс" внеплановой выездной проверки установлено, что ООО "Экохимресурс" при эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - 9 грунтовых нефтеям для хранения мазута, расположенных по адресу: ****, допустило загрязнение почвы в результате попадания нефтепродуктов в почву земельного участка, прилегающего к нефтеямам №№ 4, 8, 9, совершив тем административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами:

свидетельством от 3 октября 2014 г. о государственной регистрации права собственности ООО «Экохимресурс» на 9 грунтовых нефтеям для хранения мазута, общей площадью 48269 кв.м по адресу: ****;

договором аренды земельного участка от 16 мая 2016 г. между Администрацией Майского сельского поселения (арендодатель) и ООО «Экохимресурс» (арендатор);

договором аренды земельного участка от 2 июня 2021 г. между Комитетом земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа (арендодатель) и ООО «Экохимресурс»;

обращением А. от 12 октября 2023 г. в адрес Прокуратуры Пермского края о проведении проверки нефтяных амбаров, расположенных между д.**** и д.****;

поручением прокурора Пермского края от 25 октября 2023 г. об организации проведения выездной проверки в отношении ООО «Экохимресурс»;

решением врио руководителя Западно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 3 ноября 2023 г. о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Экохимресурс» по адресу: **** в период с 8 по 21 ноября 2023 г.;

протоколом осмотра от 17 ноября 2023 г. и протоколом отбора контрольных проб рядом с нефтеямами № 4, № 8 и № 9;

экспертным заключением филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от 21 ноября 2023 г. № 160 о наличии превышения содержания в контрольных пробах почвы относительно фоновых по показателю «нефтепродукты»;

актом внеплановой выездной проверки от 21 ноября 2023 г. № 469-ВВП-07, которым установлено загрязнение почвы, как компонента окружающей среды вследствие осуществления хозяйственной деятельности в нарушение пункта 1 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что выявленные по результатам проведенных исследований отобранных на земельном участке проб почвы концентрации нефтепродуктов не превышают содержание, соответствующему нормативному значению загрязнения земель, установленные для земель лесного фонда Пермского края постановлением Правительства Пермского края от 20 декабря 2018 г. № 813-п, безосновательны.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно пункту 2 статьи 4.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Нефтепродукты включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р (действовавшим до 1 января 2024 года, пункт 23).

В силу части 2 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, в числе прочего обязаны проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Факт загрязнения почвы на земельных участках, находящихся в пользовании ООО "Экохимресурс", подтверждается результатами анализа отобранных проб почвы, в которых установлено наличие концентрации нефтепродуктов, что безусловно свидетельствует о негативном воздействии указанного загрязняющего вещества на почву.

Неблагоприятные экологические последствия могут проявляться спустя продолжительное время, имея при этом комплексный характер, оказывая негативное воздействие одновременно на несколько компонентов природной среды (пункт 11 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2022 года).

При этом осуществление деятельности с превышением допустимых нормативов загрязняющих веществ, установленных постановлением Правительства Пермского края от 20 декабря 2018 г. № 813-п, ООО "Экохимресурс" не вменяется. Попадание нефтепродуктов в почву земельного участка в результате хозяйственной деятельности ООО "Экохимресурс" образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о передаче земельных участков в аренду ООО «Ресурсэнерготранзит», не свидетельствует об отсутствии вины директора ООО "Экохимресурс" Геллера Э.Г. в совершении административного правонарушения.

По условиям договора аренды от 16 мая 2016 г. администрация Майского сельского поселения передала ООО «Экохимресурс» в аренду на 5 лет по 22 мая 2021 года под 9 грунтовых нефтеям для хранения мазута, общей площадью 48269 кв.м земельные участки в районе д. ****:

- земельный участок с кадастровым № ** общей площадью 10962 кв.м (нефтеяма № 4);

- земельный участок с кадастровым № ** общей площадью 1465 кв.м (нефтеяма № 8);

- земельный участок с кадастровым № ** общей площадью 19582 кв.м (нефтеяма № 8);

- земельный участок с кадастровым № ** общей площадью 9401 кв.м (нефтеяма № 9).

Впоследствии, указанные земельные участки переданы Комитетом земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа в аренду ООО «Экохимресурс» по договору аренды земельного участка от 2 июня 2021 года. Право аренды по ранее заключенному договору прекращено.

28 апреля 2021 г. между ООО «Экохимресурс» и ООО «РесурсЭнергоТранзит» заключен договор возмездного пользования имущественным комплексом, по условиям которого последнему переданы во временное владение и пользование за плату на срок по 1 апреля 2022 г. земельный участок площадью 9401 кв.м с кадастровым номером **; производственные мощности, здания, сооружения, оборудование, расположенные на указанном земельном участке, для осуществления предпринимательской деятельности.

Из протокола отбора проб от 17 ноября 2023 г. и схемы с указанием мест отбора проб на публичной кадастровой карте следует, что пробы отобраны не на земельном участке с кадастровым номером **, преданном в аренду ООО «РесурсЭнергоТранзит».

Доказательств осуществления ООО «РесурсЭнергоТранзит» производственной деятельности, повлекшей загрязнение земель из материалов дела не усматривается. Доказательств исполнения договора возмездного пользования имущественным комплексом от 28 апреля 2021 г. между ООО «Экохимресурс» и ООО «РесурсЭнергоТранзит», платежных документов об оплате счетов (л.д. 107-110) не представлено.

В соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона "Об охране окружающей среды" государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Относительно объекта НВОС код 57-0159-002180-П в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не содержится информация о каком-либо ином лице, кроме собственника ООО «Экохимресурс», как лице, осуществляющем хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте.

Таким образом, совокупность исследованных доказательств позволяет прийти к выводу, что загрязнение почвы нефтепродуктами допущено в результате производственной деятельности ООО "Экохимресурс" на принадлежащих ему объектах.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Директором ООО «Экохимресурс» является Геллер Э.Г., основным видом деятельности общества является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, дополнительными видами деятельности являются производство нефтепродуктов, производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей, сбор и обработка сточных вод, сбор неопасных отходов, сбор опасных отходов, обработка и утилизация неопасных отходов.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья районного суда обоснованно исходили из, что директор ООО «Экохимресурс» Геллер Э.Г., являясь руководителем организации, имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, обязан был принять своевременные и достаточные меры к недопущению нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод жалобы об отборе проб без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, не свидетельствует о наличии существенного нарушения порядка сбора доказательств.

В соответствии с частью 2 статьи 81 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

Извещение контролируемого лица и его представителя о проведении осмотра с отбором проб подтверждается телефонограммами от 7 и 16 ноября 2023 г. и показаниями государственного инспектора К., допрошенной в качестве свидетеля в краевом суде. Отсутствие представителя ООО «Экохимресурс» при проведении отбора проб не препятствовало проведению контрольного действия. Осмотр проводился с применением видеорегистратора.

Довод жалобы о несоответствии проведенного отбора проб требованиям пункта 242 Требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденным приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. № 524, несостоятелен.

В соответствии с пунктом 242 указанных Требований отбор проб почв следует проводить в сухое время года в отсутствие осадков и снежного покрова (поздней весной, летом или ранней осенью).

Приведенные требования распространяются на ежегодные плановые наблюдения в соответствии с утвержденной программа наблюдений, проводимые в рамках государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Правонарушение директора ООО «Экохимресурс» Геллера Э.Г. выявлено на основании поручения прокурора Пермского края от 25 октября 2023 г. об организации проведения выездной проверки в отношении ООО «Экохимресурс» и решения врио руководителя Западно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 3 ноября 2023 г. о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Экохимресурс» по адресу: **** в период с 8 по 21 ноября 2023 г.

Оснований для распространения указанных требований к экологическому мониторингу на порядок проведения внеплановой проверки не имеется.

Совокупность исследованных доказательств позволяет сделать вывод о наличии в деянии директора ООО «Экохимресурс» Геллера Э.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Имеющиеся в деле доказательства, оценка которым дана должностным лицом и судьей районного суда по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласиться с приведенной в оспариваемых актах оценкой доказательств оснований не имеется.

Административное наказание назначено директору ООО «Экохимресурс» Геллеру Э.Г. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц в соответствии с положениями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Экохимресурс» Геллера Э.Г.

Оснований для удовлетворения жалобы и отмены как решения судьи, так и постановления должностного лица, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 28 марта 2024 г., постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 25 декабря 2023 г. в отношении директора ООО «Экохимресурс» Геллера Эдуарда Григорьевича оставить без изменения, жалобу Геллера Эдуарда Григорьевича – без удовлетворения.

Судья – подпись

72-749/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Геллер Эдуард Григорьеивич
Другие
Бояршинов Виталий Валерьевич
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Алексеев Александр Александрович
Статьи

ст.8.6 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
17.04.2024Материалы переданы в производство судье
28.05.2024Судебное заседание
13.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024Дело оформлено
19.06.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее