Дело № 2-353/2019
(32RS0020-01-2019-000353-41)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Навля Брянской области 17 июня 2019 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи - Мазовец В.А.
при секретаре - Груздовой Е.А., Икусовой Е.Н.,
с участием истца Котова А.Ю.,
представителя истца Гривиной О.В. по ходатайству,
представителя ответчика МО МВД России «Навлинский», представителя третьего лица УМВД по Брянской области Сиделиной Е.Ю., действующей по доверенностям,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котова А.Ю. к Межмуниципальному отделу МВД России «Навлинский» о взыскании недополученного денежного содержания при увольнении,
УСТАНОВИЛ:
Котов А.Ю. обратился в суд с указанным иском к Межмуниципальному отделу МВД России «Навлинский» (далее – МО МВД России «Навлинский»), в котором указывает, что приказом № л/с от 19.09.2018 г. он был уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Положенная ему при увольнении денежная компенсация должна была составить 189280 рублей, была выплачена только 18.12.2018 г. и не в полном размере – ему выплатили 54080 рублей.
Просит взыскать с МО МВД России «Навлинский» в его пользу недополученное единовременное пособие при увольнении в размере пяти окладов денежного содержания в сумме 135200 рублей; обязать ответчика выплатить ему компенсацию за 9 дней и 114 ночных часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни; обязать ответчика выплатить ему компенсацию за не своевременную выплату единовременного пособия при увольнении.
06 июня 2019 года от Котова А.Ю. поступило уточнение к исковому заявлению, согласно которому истец просит взыскать с МО МВД России «Навлинский» в его пользу недополученное единовременное пособие при увольнении в размере пяти окладов денежного содержания в сумме 135200 рублей; обязать ответчика выплатить ему компенсацию за 9 дней и 114 ночных часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни; взыскать с ответчика компенсацию за не своевременную выплату единовременного пособия при увольнении и несвоевременную выплату компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования уволенному сотруднику в размере 5247 руб. 16 коп. за период с 29.09.2018 г. по 18.12.2018 г.; взыскать с ответчика компенсацию за несвоевременную выплату единовременного пособия при увольнении за период с 29.09.2018 г. по 17.06.2019 г. в размере 18123 руб. 56 коп., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.
В судебном заседании истец Котов А.Ю. поддержал исковые требования, суду показал, что во время проведения беседы с ним, сотрудник полиции Барабанова М.Ю. сказала, что компенсация за переработанное время будет выплачена при окончательном расчете, в связи с чем о нарушении своего права узнал только после получения денежных средств, в связи с чем 15.02.2019 года обратился с рапортом о выплате денежных средств за 9 дней и 114 ночных часов.
Допрошенная в судебном заседании представитель истца - Гривина О.В., заявленная по ходатайству, поддержала исковые требования и суду показала, что до 28 сентября 2018 года истец проходил службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН отдела полиции «Брасовский» МО МВД России «Навлинский». Приказом № 128 л/с от 19.09.2018 года МО МВД России «Навлинский» он был уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
По состоянию на 28.09.2018 года стаж службы Котова А.Ю. для назначения пенсии составил 20 лет 09 месяцев. Согласно представлению к увольнению со службы стаж истца для выплаты единовременного пособия при увольнении составил 19 лет 02 месяца 27 дней, что не соответствует действительности. Соответственно, при увольнении ему должно было быть выплачено единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания в размере 189280 рублей, однако ему выплатили только два должностных оклада в размере 54080 рублей. Размер выплаченной Котову А.Ю. денежной компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования составил 75373 рубля 58 копеек. Просит взыскать с МО МВД России «Навлинский» в пользу Котова А.Ю. недополученное единовременное пособие при увольнении в размере пяти окладов денежного содержания в сумме 135200 рублей.
В связи с тем, что ответчиком не была выплачена компенсация за 9 дней и 114 ночных часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, просит обязать ответчика выплатить Котову А.Ю. данную компенсацию.
Поскольку истец был уволен 28 сентября 2018 года, все полагающиеся ему выплаты должны были быть произведены в этот же день, однако выплата была произведена только 18 декабря 2018 года в общей сумме 129453 рубля 58 копеек.
В связи с тем, что истцу была задержана указанная выплата, просит взыскать с ответчика компенсацию за несвоевременную выплату единовременного пособия при увольнении и несвоевременную выплату компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования уволенному сотруднику за период с 29.09.2018 года по 18.12.2018 года в общей сумме 5247 рублей 16 копеек; а также компенсацию за несвоевременную выплату единовременного пособия при увольнении за период с 29.09.2018 г. по 17.06.2019 года в размере 18123 рубля 56 копеек.
Кроме того, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.
Допрошенная в судебном заседании представитель ответчика – МО МВД России «Навлинский» и третьего лица – УМВД России по Брянской области Сиделина Е.Ю., действующая по доверенностям, возражала против заявленного иска. Суду показала, что по состоянию на 28.09.2018 года выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы у истца составила 19 лет 02 месяца 27 дней, что дает право на выплату единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания, а не семи. Подсчет стажа для единовременной выплаты осуществляется в календарном порядке, о чем истцу было разъяснено на беседе при оформлении увольнения.
На дату увольнения истца из органов внутренних дел отсутствовало финансирование на выплату единовременного пособия. Поскольку выплата денежного содержания при увольнении не входит в состав денежного довольствия и обязательных выплат, эти выплаты имеют компенсационный характер и зависят от поступления органу внутренних дел бюджетных ассигнований. 25 сентября 2018 года МО МВД России «Навлинский» своевременно запросило в ЦФО УМВД России по <адрес> дополнительные лимиты денежных средств. При поступлении финансирования, Котову А.Ю. сразу была произведена выплата единовременного пособия и компенсация взамен форменного обмундирования.
Компенсация за 9 дней и 114 ночных часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени истцу не производилась, так как от Котова А.Ю. не поступал рапорт о выплате такой компенсации. Ни специальными нормативными актами, ни Трудовым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность работодателя в одностороннем порядке выплатить уволенному сотруднику денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Впервые с рапортом истец обратился 15.02.2019 года, что выходит за пределы 3-х месячного срока.
Таким образом, со стороны ответчика отсутствует какая-либо задолженность перед Котовым А.Ю., все выплаты были произведены в полном объеме и без нарушения сроков выплаты, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Допрошенная в судебном заседании от 03 июня 2019 года представитель ответчика – МО МВД России «Навлинский» Барабанова М.Ю. суду показала, что после написания Котовым А.Ю. рапорта об увольнении, с ним была проведена беседа, разъяснен порядок подсчета стажа, льготного стажа для пенсии и стажа для выплат выходного пособия, а также размер выплаты пособия в размере двух окладов вместо семи. Также ему было предложено отгулять сверхурочные дни и ночные часы, на что он ответил отказом. После подписания приказа об увольнении истца, все документы были своевременно оформлены, переданы в бухгалтерию, затем в Пенсионный фонд.
Допрошенная в судебном заседании от 03 июня 2019 года представитель ответчика – главный бухгалтер МО МВД России «Навлинский» Кондрашина О.В. суду пояснила, что выплата единовременного пособия и компенсация вместо положенных предметов форменного обмундирования выплачивается в день увольнения при наличии лимита бюджетных обязательств. При поступлении в бухгалтерию приказа об увольнении Котова А.Ю. данных денежных средств не было. Ими был направлен запрос в УМВД России по Брянской области о выделении дополнительных денежных средств. Как только деньги поступили в МО МВД России «Навлинский», они сразу же были выплачены истцу. Компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в количестве 9 дней и 114 ночных часов Котову А.Ю. не производилась, поскольку рапорт о предоставлении такой компенсации от него не поступал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Нормативное регулирование деятельности органов внутренних дел, в том числе вопросы приема и увольнения со службы, осуществляется специальным законодательством – Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел»» (далее – Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа от 19 сентября 2018 года № л/с Котов А.Ю. 28 сентября 2018 года уволен со службы в органах внутренних дел по п.4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Как следует из представления к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, выслуга Котова А.Ю. в календарном исчислении составляет 19 лет 02 месяца 27 дней, в льготном исчислении – 20 лет 09 месяцев 00 дней, что также подтверждается расчетом выслуги лет (л.д. 67-72).
Также, этим же представлением в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исходя из выслуги лет, установлена выплата единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания.
Утверждение представителя истца о том, что к стажу для определения единовременного пособия при увольнении применяется льготный порядок подсчета времени участия в боевых действиях и служба в армии судом не может быть принят, поскольку это противоречит законодательству.
Анализируя исследованные доказательства суд приходит к выводу, что ответчиком правильно применен порядок подсчета стажа для выплаты единовременного пособия при увольнении который составляет 19 лет 02 месяца 27 дней, что правильно определено для выплаты единовременного пособия в размере двух окладов денежного довольствия, в связи с чем, в удовлетворении иска о взыскании единовременного пособия при увольнении в размере пяти окладов следует отказать.
Пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предусмотрено, что сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 1 Порядка выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования, утвержденного Приказом МВД России от 10.01.2013 г. № 8, выплата денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, которые в связи с характером служебной деятельности не пользуются форменной одеждой, производится ежегодно по месту прикрепления личного состава на вещевое обеспечение на основании оформляемой подразделением вещевого обеспечения органа внутренних дел Российской Федерации справки на выплату денежной компенсации вместо положенных предметов вещевого имущества личного пользования.
Согласно п. 4 Порядка денежная компенсация выплачивается сотрудникам за не выданные либо не полученные ими предметы вещевого имущества личного пользования после окончания их срока носки (эксплуатации), в течение которого они должны были находиться во владении и безвозмездном пользовании.
В соответствии со справкой № 291 от 25.09.2018 г., вместо положенных предметов форменного обмундирования Котову А.Ю. в связи с увольнением положена денежная компенсация в размере 75373 рубля 58 копеек.
Согласно платежным поручениям № 804007 и № 804009, истцу 18 декабря 2018 года было выплачено единовременное пособие при увольнении в сумме 36049,73 рублей и компенсация взамен форменного обмундирования в сумме 75373,58 рубля.
Рассматривая исковые требования Котова А.Ю. о взыскании с ответчика компенсации за несвоевременную выплату единовременного пособия и несвоевременной выплаты компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из буквального толкования положений ст. 236 Трудового кодекса Российской федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Между тем, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», спорные выплаты в состав денежного довольствия и обязательных выплат при увольнении не входят, имеют компенсационный характер, производятся в определенном порядке, расчет их, как в данном случае, производится не работодателем на основании приказа об увольнении и обходного листа, выплата компенсации зависит от поступления органу внутренних дел бюджетных ассигнований.
25.09.2019 года МО МВД России «Навлинский» своевременно запросил в ЦФО УМВД России по Брянской области дополнительный лимит бюджетных ассигнований на оплату денежной компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования уволенному сотруднику Котову А.Ю., а также единовременное пособие при увольнении.
Согласно расходному расписанию от 14.12.2018г ( л.д.76-77) ответчику поступили денежные средства на выплату Котову А.Ю. единовременного пособия и компенсации форменного обмундирования.
Платежным поручением № 804007 от 18.12.2018г, истцу выплачена компенсация взамен форменного обмундирования, платежным поручением от 18.12.2018 года № 804009 выплачено единовременное пособие при увольнении ( л.д. 74-75).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что основания для взыскания компенсации в связи с несвоевременной выплатой единовременного пособия при увольнении и компенсации за форменное обмундирование отсутствуют.
В соответствии с Приказом МВД России от 01.02.2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в которых указывается время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации.
Сотрудники, ответственные за ведение табеля, определяются приказом руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России. Указанные сотрудники несут ответственность за правильность и полноту заполнения табеля. Заполненный табель по окончании учетного периода передается в кадровое подразделение.
Продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Согласно табеля учета служебного времени сотрудников ОУУП ОП «Брасовский» МО МВД России «Навлинский» за август 2018 года, количество подлежащих компенсации часов (дней) выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни у Котова А.Ю. составило 9 дней и 114 ночных часов.
Допрошенные в судебном заседании свидетели К., Х. суду пояснили, что все сотрудники, в том числе и Котов А.Ю. ежемесячно извещались о количестве сверхурочных дней и ночных часов. На момент увольнения Котов А.Ю. также знал о наличии у него 9 дней и 114 ночных часов.
У суда отсутствуют основания не доверять показаниям допрошенных свидетелей, поскольку они последовательны, не противоречивы и подтверждаются письменными материалами дела.
Положениями ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел, ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В судебном заседании установлено, что Котов А.Ю. о наличии у него дней и часов сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени знал до увольнения, что подтверждается и показаниями допрошенных в судебном заседании представителей ответчика и свидетелей.
Доводы истца о том, что он не знал о необходимости написания рапорта о получении денежной компенсации, суд признает несостоятельными, поскольку они опровергаются представленными представителем ответчика копией приказа от 14.03.2018 года № л/с о предоставлении Котову А.Ю. дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2018 год на основании рапорта капитана полиции Котова А.Ю., и копией рапорта Котова А.Ю.
Истец обратился в МО МВД России «Навлинский» с рапортом об оплате сверхурочных дней и часов по истечении трех месяцев со дня увольнения – только 15 февраля 2019 года.
Суд находит, что исковые требования Котова А.Ю. о взыскании компенсации за 9 дней и 114 ночных часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока обращения за указанными выплатами.
Утверждение истца о том, что при беседе сотрудник полиции Барабанова М.Ю. сказала, что выплата денежных средств за переработку времени, будет выплачена вместе с единовременным пособие при увольнении без написания рапорта является голословным.
Поскольку в удовлетворении исковых требований о взыскании недополученного единовременного пособия при увольнении, компенсации сверхурочных часов выполнения служебных обязанностей и компенсации за несвоевременную выплату единовременного пособия и компенсации вместо предметов форменного обмундирования отказано, требования Котова А.Ю. о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Котову А.Ю. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий В.А. Мазовец
Резолютивная часть решения оглашена 17.06.2019 года.
Мотивированное решение изготовлено 20.06.2019 года.