Дело № 12-539/2022 59RS0001-01-2022-005000-60
РЕШЕНИЕ
16 ноября 2022 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,
при ведении протокола секретарем Морозовой А.М.,
с участием председателя правления ЖСК № 40 Романовой Е.М.,
защитника Соларевой М.Н. по доверенности,
должностного лица, уполномоченного составлять протокол - ведущего специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений администрации Дзержинского района г. Перми Ноговицина В.С. по служебному удостоверению,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления Жилищно-строительного кооператива № 40 Романовой Е.М. на постановление административной комиссии Дзержинского района г.Перми № 1492-09-2022 от 14.09.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» (далее – Закон № 460-ПК),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Дзержинского района г.Перми № 1492-09-2022 от 14.09.2022 ЖСК № 40 признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 6.6 Закона № 460-ПК, назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей. Не согласившись с постановлением, председатель правления ЖСК № 40 Романова Е.М. направила в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что 15.08.2022 в рамках исполнения требований действующего законодательства по подготовке многоквартирного дома к отопительному сезону 2022-2023 года, ЖСК-40 в администрацию Дзержинского района было передано уведомление от 09.08.2022 о готовности здания МКД по адресу: г. Пермь, ул. Мильчакова, 25 к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов, в уведомлении имеется отметка о принятии указанных документов специалистом администрации Дзержинского района г. Перми.
В судебном заседании законный представитель привлекаемого лица – председатель правления ЖСК № 40 Романова Е.М. жалобу поддержала, указав, что 17.08.2022 на адрес электронной почты ЖСК-40 специалистом администрации Дзержинского района г. Перми направлено письмо, в котором указано, что предоставленные ЖСК-40 документы рассмотрены и выявлено отсутствие акта готовности системы теплопотребления объекта к отопительному сезону, подписанного теплоснабжающей организацией, о том, что отсутствуют какие-либо иные документы, в письме не сообщалось. Акт готовности системы теплопотребления объекта к отопительному сезону подписан ИП ФИО1, который имеет допуск к работам по эксплуатации тепловых энергоустановок, об этом два года назад было совещание с ПАО «Т-Плюс». Из администрации звонила специалист для извещения на протокол, но в связи с нахождением в очередном отпуске на составление протокола явиться не могла, ответ на указанное письмо был направлен только 05.09.2022. На заседание комиссии не извещалась. Ранее ЖСК-40 к административной ответственности не привлекалось.
В судебном заседании защитник Соларева М.Н. жалобу поддержала, указав, что вывод административной комиссии о непредоставлении всех документов противоречит подписанному уведомлению о готовности, мнение об обязательном заверении Акта теплоснабжающей организацией не основан на каких-либо нормативных документах. Кроме того, ЖСК-40 вменяется нарушение плана-графика подготовки жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов, утвержденного органом местного самоуправления в соответствии с Постановлением администрации города Перми № 147 от 05.03.2022 «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2022- 2023 годов». Из оспариваемого постановления об административном правонарушении следует, что в соответствии с утвержденным графиком МКД Мильчакова, 25 должен был быть подготовлен к осенне-зимнему сезону 2022-2023 года в срок до 6 июля 2022 года. Это срок документально ничем не подтвержден.
Административная комиссия Дзержинского района г. Перми о дне слушания извещена, направила письменный отзыв.
В судебном заседании ведущий специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений администрации Дзержинского района г. Перми Ноговицин В.С. с жалобой не согласился, указал, что протокол составлен не 22.08.2022, скорее всего, это техническая ошибка. О дате предоставления документов к 06.07.2022, указанной в оспариваемом постановлении, пояснить затруднился, указав, что членом комиссии не является.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, включая направленные материалы из административной комиссии, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ст. 6.6 Закона № 460-ПК наступает за невыполнение или выполнение с нарушением установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сроков работ по подготовке к сезонной эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, объектов коммунального назначения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
Подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании к числу лицензионных требований отнесено соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
В силу положений части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п.3 Постановления администрации г. Перми от 05.03.2022 № 147 «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов» установлено, что собственникам помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирными домами, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, обеспечить готовность жилищного фонда города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов в сроки, установленные сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов, утвержденными территориальными органами администрации города Перми во исполнение пункта 7.3 настоящего постановления.
В соответствии с п. 5.3 вышеуказанного Постановления, в сроки, установленные для каждого объекта сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов, утвержденными территориальными органами администрации города Перми во исполнение пункта 7.3 настоящего постановления, подтвердить готовность объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период путем сдачи на каждый объект в территориальный орган администрации города Перми акта готовности систем теплопотребления объектов к отопительному периоду 2022-2023 годов, акта осмотра технического состояния вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения, акта герметизации вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения, акта обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов, паспорта готовности жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов по формам согласно приложениям 8, 10, 11, 12, 13 к настоящему постановлению.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Указанные обстоятельства, согласно ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, устанавливаются на основании доказательств, оценка которых производится должностным лицом и судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Мильчакова, 25, осуществляет ЖСК № 40.
Администрацией Дзержинского района г. Перми на основании Постановления администрации г. Перми № 147 от 05.03.2022 утвержден сводный пообъектный план-график подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов (паспорта готовности), согласно которому многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Мильчакова, 25 должен быть подготовлен к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов в срок до 24.08.2022.
Как следует из протокола, в нарушение пункта 3 постановления администрации г. Перми № 147 от 05.03.2022 ЖСК № 40 не представлены документы о готовности многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Мильчакова, 25 к эксплуатации в осенне-зимний период.
При проведении администрацией Дзержинского района г.Перми проверки 18.08.2022 за соблюдением плана-графика и готовности к отопительному периоду, установлены нарушения требований по готовности многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Мильчакова, 25 к отопительному периоду: не проведена промывка оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; не проведены испытания на плотность оборудования тепловых пунктов; отсутствие пломб на расчетных шайбах и соплахэлеваторов; не проведены испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность; отсутствует паспорт готовности жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов; отсутствует акт осмотра технического состояния вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения; отсутствует акт герметизации вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения; отсутствует акт обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов; отсутствует акт готовности системы теплопотребления объекта к отопительному периоду 2022-2023 годов.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом в отношении ЖСК № 40 протокола об административном правонарушении по статье 6.6 Закона № 460-ПК и последующим привлечением юридического лица административной комиссией Дзержинского района к административной ответственности по указанной статье.
Протокол № 27 датирован 22.08.2022.
Уведомление от 17.08.2022 содержит сведения о составлении протокола 05.09.2022.
Для извещения на вынесение постановления на заседании комиссии в адрес привлекаемого лица направлен протокол от 22.08.2022, вернулся конверт по истечении сроков хранения 15.09.2022.
Между тем, при вынесении постановления 14.09.2022 сведений о надлежащем извещении привлекаемого лица в административной комиссии к 14.09.2022 не имелось.
Иные способы извещения не использовались, материалами дела не подтверждены.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 № 486-О).
Как следует из ст. ст. 25.4 и 28.2 КоАП РФ, лица, привлекаемые к административной ответственности, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу составления протокола административный орган располагает сведениями о получении адресатом направленного ему извещения.
Дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен 22.08.2022. Лицо, привлекаемое к административной ответственности – ЖСК № 40 извещено на протокол посредством электронного информирования на 05.09.2022.
Извещение на вынесение 14.09.2022 постановления в представленных материалах отсутствует.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ гарантий защиты: права на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, права пользоваться юридической помощью защитника. Соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ достигается не только в случае присутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, но и при его отсутствии при условии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Вышеуказанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности.
Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при совершении отдельных процессуальных действий, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (ст. 24.1 КоАП РФ).
Таким образом, исходя из исследованных документов, установлено, что привлекаемое к административной ответственности лицо ни о составлении протокола, ни о вынесении постановления проинформировано не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы.
Исходя из изложенного, суд считает, что извещение на протокол, а также вынесение постановления проведено с существенным нарушением требований законодательства об административных правонарушениях.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Требования приведенных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не выполнены.
Кроме того, отмечается, что в постановлении от 14.09.2022 привлекаемому лицу вменяется непредоставление плана-графика подготовки объектов к 06.07.2022 по результатам проведения проверки 18.08.2022, а в протоколе № 27 от 22.08.2022 указано об обязанности предоставления плана-графика 24.08.2022 и проведении проверки 25.08.2022.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что по данному делу административной комиссией нарушены процессуальные требования, в связи с чем протокол не может быть признан допустимым доказательством, а также не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих нарушение привлекаемым лицом графика подготовки многоквартирного дома к отопительному сезону в срок до 06.07.2022, также учитывая, что уполномоченным органом не установлены доказательства нарушения привлекаемым лицом требований к обозначенной в постановлении дате, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу ст. 28.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ч. 3 п. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу председателя правления жилищно-строительного кооператива № 40 Романовой Е.М. удовлетворить.
Постановление административной комиссии Дзержинского района г. Перми № 1492-09-2022 от 14.09.2022 о привлечении Жилищно-строительного кооператива № 40 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента вручения или получения его копии.
Копия верна
Судья Е.В.Мухина