Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2079/2022 ~ М-2028/2022 от 02.08.2022

Дело № 2-2079/2022

УИД 11RS0002-01-2022-002736-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Поляковой Н.В.,

при секретаре Матюшкиной А.Э.,

с участием Воркутинского транспортного прокурора Коржанова О.В.,

рассмотрев 02 ноября 2022 года в г.Воркуте Республики Коми в открытом судебном заседании дело по иску Воркутинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Комиавиатранс» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к АО «Комиавиатранс», уточнив требования, просил о возложении обязанности в течение года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать аэропорт Воркута техническими средствами досмотра, обеспечивающими выявление и обнаружение предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные агенты.

В обоснование требований указано, что при осуществлении надзора за соблюдением прав пассажиров на объектах воздушного транспорта выявлены нарушения в деятельности АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута». В нарушение ч.1 ст. 84, п.3 ч.2 ст. 84 Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил «Требований авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 №142, ч.2 ст.12.2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Приказа Минтранса РФ от 23.07.2015 №227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", рентгенотелевизионный интроскоп в аэропорту «Воркута», предназначенный для досмотра багажа пассажиров, не обеспечивает обнаружение предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные, химические и биологические агенты. Для устранения указанных нарушений Воркутинской транспортной прокуратурой 19.05.2021 в адрес и.о. генерального директора АО «Комиавиатранс» было внесено представление. До настоящего времени данные нарушения не устранены.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по заявленным основаниям.

Ответчик АО «Комиавиатранс», извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представителя в суд не направил, представил возражения, в которых просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на отсутствие требований к техническим средствам досмотра, обеспечивающим выявление и обнаружение опасных химических и опасных биологических агентов.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.10 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее- Закон №16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе аэродромы и аэропорты (пп. «ж» п.5 ст.1 Закон №16-ФЗ).

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п.9 ст.1 Закона №16-ФЗ).

Согласно ч.1 ст. 2 Закона №16 ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. При этом под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (ч.1 ст. 1 Закона №16-ФЗ).

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч.1 ст. 4 Закона №16-ФЗ).

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (ч.1 ст. 8 Закона №16-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 21.04.2022 N 731 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта.

В случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности (ч.1 ст.12.2 Закона №16-ФЗ).

Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков (ч.2 ст. 12.2 Закона №16-ФЗ).

В ходе проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов, направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть и (или) которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности или ее часть не имеется правовых оснований. Повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится при получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства, а также при принятии решения о его проведении по результатам наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности (ч.3 Закона №16-ФЗ).

При проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности в соответствии с правилами, предусмотренными частью 13 настоящей статьи, используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (ч.7 ст.12.2 Закона №16-ФЗ).

Приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – Правила №227)

Согласно п.13 Правил №227 основаниями для пересечения объектами досмотра границ сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности, а также их нахождения на его территории, является отсутствие у таких объектов досмотра запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности, утвержденные настоящим Приказом (далее - Перечни), перемещаемых без законных на то оснований, а также выполнение Требований по соблюдению транспортной безопасности.

КПП и посты организуются на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), а посты также и в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в случаях и на периоды, отраженные в планах обеспечения транспортной безопасности, и оборудуются стационарными и (или) переносными (портативными) техническими системами и средствами, обеспечивающими обнаружение предметов и веществ, включенных в Перечни, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности и (или) на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии со Схемой размещения и составом оснащения КПП и постов (п.19 Правил №227).

При осуществлении досмотра производится обследование объектов досмотра с применением средств досмотра, обеспечивающих выявление и обнаружение предметов и веществ, указанных в Перечнях. При осуществлении дополнительного досмотра производится дополнительное обследование объектов досмотра с применением технических средств, обеспечивающих обнаружение, распознавание предметов и веществ, включенных в Перечни и (или) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ, указанных в Перечнях, сопровождающееся вскрытием материальных объектов досмотра, для распознавания их содержимого или без такового. (п.51, п.52 Правил №227).

Разделом Х Правил №227 установлены Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее части, в том числе перечень предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные агенты (пункт 3.1).

В силу ч.8 ст.12.2 Закона №16-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" установлены требования к функциональным свойствам технических систем и средств досмотра в части обнаружения радиоактивных веществ.

Из материалов дела усматривается, что основным видом деятельности АО «Комиавиатранс» согласно выписке ЕГРЮЛ является деятельность пассажирского воздушного транспорта (ОКВЭД ОК 029-2014 51.10), дополнительным видом деятельности, в том числе, перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию (51.10.1).

Аэропорт «Воркута» внесен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта в отношении объектов транспортной инфраструктуры, эксплуатируемых АО «Комиавиатранс», что подтверждается заключением о результатах оценки уязвимости №1833 от 11.05.2021 Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта РФ.

Проверкой, проведенной Воркутинской транспортной прокуратурой, выявлено, что рентгенотелевизионный интроскоп в аэропорту «Воркута», предназначенный для досмотра багажа пассажиров, не обеспечивает обнаружение предметов и веществ, содержащих радиоактивные, химические и биологические агенты.

В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы истца.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что АО «Комиавиатранс» в нарушение вышеприведенных норм права не оборудовало аэропорт Воркута техническими средствами досмотра, обеспечивающими выявление и обнаружение предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные агенты.

Применительно к положениям ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ указанный процессуальным истцом срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности суд полагает разумным и достаточным.

Удовлетворение иска в силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ является основанием для взыскания с ответчика госпошлины в размере 6000 руб..

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

возложить обязанность АО «Комиавиатранс» оборудовать аэропорт Воркута техническими средствами досмотра, обеспечивающими выявление и обнаружение предметов и веществ, содержащих радиоактивные агенты в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с АО «Комиавиатранс» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 6000,00 руб. (шесть тысяч рублей).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме – 10 ноября 2022 года

Судья         Н.В.Полякова        

2-2079/2022 ~ М-2028/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воркутинский транспортный прокурор г. Воркуты
Ответчики
АО "Комиавиатранс"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Полякова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
vktsud--komi.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2022Передача материалов судье
09.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2022Судебное заседание
22.09.2022Судебное заседание
26.10.2022Судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
10.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее