Решение по делу № 2-1348/2018 ~ М-938/2018 от 19.04.2018

Дело № 2-1348/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2018 года Кировский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ершова С.А.,

при секретаре Карлышевой К.П.,

с участием прокурора Власовой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению прокурора Кировского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Перми, Администрации Кировского района г.Перми о возложении обязанности создания межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома о признании его аварийным и непригодным для проживания,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района г.Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд г.Перми с иском к администрации города Перми, администрации Кировского района г.Перми о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации Кировского района г. Перми по обследованию многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес> в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 на предмет признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе с обследованием строительных конструкций дома специализированной организацией.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Кировского района г.Перми проверки исполнения жилищного законодательства выявлены нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц действиями (бездействием) органов местного самоуправления города Перми при решении вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения в доме признаны непригодными для постоянного проживания в связи с ухудшением эксплуатационных характеристик наружных стен, несущих перекрытий, междуэтажных и чердачных перекрытий. Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ жилых помещений дома по <адрес>, следует, что несущие и ограждающие конструкции в жилых помещениях, том числе входящие в состав общего имущества дома, находятся в работоспособном состоянии, за исключением чердачных и междуэтажных перекрытий. По техническому состоянию чердачных и межэтажных перекрытий всего жилого дома необходимо проведение обследования на предмет аварийности специализированной организацией. Указанные помещения признаны непригодными для постоянного проживания. В связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания произошло ухудшение эксплуатационных характеристик несущих чердачных и междуэтажных перекрытий, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.

В судебном заседании представитель истца настаивал на исковых требованиях по вышеизложенным доводам.

Представитель ответчика администрации г.Перми в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело без их участия. Согласно представленному отзыву просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме, поскольку вопрос об обследовании на предмет аварийности дома расположенного по <адрес> должен решаться на постоянно действующей межведомственной комиссии при администрации Кировского района г.Перми. Нормы действующего законодательства предполагают внесудебный порядок признания жилого дома пригодным (непригодным) для проживания. В материалах дела отсутствуют документы об обращении лиц, указанных в п. 3.9 Постановления Администрации г. Перми от 04.03.2013 года № 113. Само по себе заключение межведомственной комиссии о признании дома аварийным и решение органа местного самоуправления о сносе такого дома не предполагает произвольное определение срока сноса такого дома. Оно имеет целью последующее предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. Граждане вправе самостоятельно обратиться в специализированную организацию, имеющую лицензию на данный вид деятельности и заказать проведение независимой экспертизы. Также следует учитывать мнение всех жильцов спорного дома, поскольку признание дома аварийным, влечет последующее изъятие земельного участка для муниципальных нужд (выкуп жилых помещений) либо переселение граждан в иные жилые помещения.

Представитель ответчика администрации Кировского района г. Перми в судебном заседании участия не принимал, извещен, направил письменный отзыв, в котором указал, что не согласен с доводами исковых требований по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами администрации Кировского района г. Перми составлено заключение и акт обследования дома по <адрес>, согласно которым жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и не пригоден для постоянного проживания. Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Администрации Кировского района г. Перми выполнила свои полномочия, предусмотренные Типовым положением по организации работы МВК в полном объеме. Кроме того, администрация Кировского района г. Перми не обладает полномочиями и правом по самостоятельному привлечению специализированной организации к обследованию дома по <адрес> на предмет аварийности. В связи с чем, возложение на администрацию Кировского района г. Перми указанных обязанностей противоречит действующему законодательству. В деле отсутствуют доказательства, подтверждающие незаконность действия (бездействия) администрации Кировского района г. Перми. Заявленный прокурором трехмесячный срок считают не разумным, необходимо установить его не менее чем, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Третьи лица Ракина И.В., Флягин А.Н., представитель Управления жилищных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явились, извещены, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Положения ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с ч.3,4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В целях реализации указанных норм постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По смыслу п. 10 Положения, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Согласно п. п. 34, 42, 43, 45 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным представляется заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.

Из материалов гражданского дела следует, что жилые помещения в многоквартирном доме по <адрес> включены в реестр муниципального имущества города Перми (л.д. 39).

ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилых помещений дома по <адрес>, что отражено в акте , по результатам которого установлено, что несущие и ограждающие конструкции в жилых помещениях, том числе входящие в состав общего имущества дома, находятся в работоспособном состоянии, за исключением чердачных и междуэтажных перекрытий. По техническому состоянию чердачных и межэтажных перекрытий всего жилого дома необходимо проведение обследования на предмет аварийности специализированной организацией. Указанные помещения признаны непригодными для постоянного проживания. В связи с физическим износом, в процессе эксплуатации здания произошло ухудшение эксплуатационных характеристик несущих чердачных и междуэтажных перекрытий, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций (л.д.12-13).

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан непригодным для постоянного проживания (л.д. 10-11).

В связи с этим подвергается опасности жизнь и здоровье граждан, проживающих в данном доме, в том числе и в муниципальном жилье, а также других граждан, посещающих данный дом (сотрудников медицинских, технических, специальных и иных служб).

Как установлено п. 44 Положения решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

Положение о межведомственной комиссии, а также Типовое положение о постоянно действующих межведомственных комиссиях при территориальных органах администрации г.Перми, утвержденное постановлением администрации г. Перми № 113 от 04.03.2013, не содержат положений о механизме, посредством которого обеспечивается исполнение органом местного самоуправления обязанности принимать решения о судьбе дома в случае обнаружения обстоятельств, указывающих на аварийное состояние дома в отсутствие заключения межведомственной комиссии об аварийности дома. В свою очередь Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 связывает принятие решения межведомственной комиссией о признании дома аварийным и подлежащим сносу с дачей заключения специализированной организацией, проводящей обследование дома (абз. 6 п. 44 указанного Положения).

Указанные обстоятельства обусловливают совершение органом местного самоуправления действий по организации деятельности межведомственной комиссии в порядке, предусмотренном законом.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49).

Исходя из вышеприведенных положений нормативного акта, признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

Привлечение данной организации является одним из необходимых элементов деятельности комиссии, которая должна обеспечиваться органами местного самоуправления. До настоящего времени специализированная организация к проведению обследования дома не привлечена, что свидетельствует о ненадлежащей деятельности межведомственной комиссии, обязанность по организации которой в соответствии с решением Пермской городской Думы от 29 января 2013 года № 7 "О территориальных органах администрации г. Перми", Постановлением администрации г. Перми от 04 марта 2013 года № 113 "Об утверждении Типового положения о постоянно действующих межведомственных комиссиях при территориальных органах администрации города Перми по признанию муниципальных и частных жилых помещений, расположенных на территории районов города Перми, непригодными для проживания граждан, по признанию помещений соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" возложена на администрацию соответствующего района г. Перми.

Согласно положениям пунктов 3 и 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Оценив вышеизложенное в совокупности, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку само по себе проведение межведомственной комиссией Кировского района г.Перми 22.12.2010 обследования многоквартирного дома по <адрес>, при отсутствии со стороны органа местного самоуправления последующих мероприятий по организации его обследования специализированной организацией, на основании заключения которой межведомственной комиссией может быть дано заключение по вопросу об аварийности дома и решен вопрос о сносе (либо о ремонте), свидетельствует о бездействии со стороны органа местного самоуправления.

Несмотря на наличие обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности дома, органом местного самоуправления не приняты меры для решения вопроса об обследовании дома специализированной организацией, на основании заключения которой межведомственной комиссией может быть дано заключение по вопросу об аварийности дома, а затем решен вопрос о сносе дома или об отсутствии для этого оснований. Таким образом, органом местного самоуправления не выполнены требования жилищного законодательства, обязывающие его обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.

Поскольку часть жилых помещений дома по <адрес> находится в муниципальной собственности, обязанность по принятию всех необходимых мер по обеспечению реализации проживающими в жилых помещениях дома по договору социального найма гражданами права на жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства, возникает именно у органа местного самоуправления. В связи с чем, отсутствие решения собрания жильцов (собственников и нанимателей) дома не влечет освобождение органа местного самоуправления от обязанности по решению вопроса об обследовании дома.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает возможным обязать ответчиков в течение пяти месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации Кировского района г.Перми по обследованию жилого дома по <адрес> в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о призвании помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 на предмет признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе с обследованием строительных конструкций дома специализированной организацией.

По мнению суда, указанный срок является достаточным, поскольку иск прокурора направлен на устранение обстоятельств, обусловливающих угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, и установление более длительного срока может отодвинуть реальную защиту прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае, если исполнение решения суда в установленный срок будет невозможно по обстоятельствам объективного характера, вопрос об отсрочке исполнения решения суда может быть разрешен судом по правилам, предусмотренным ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 280 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию города Перми, администрацию Кировского района города Перми организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации Кировского района г. Перми по обследованию многоквартирного жилого дома по <адрес> соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, в целях признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе с обследованием строительных конструкций дома специализированной организацией в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.А.Ершов

2-1348/2018 ~ М-938/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кировского района г. Перми
Ответчики
Администрация Кировского района г. Перми
Администрация г. Перми
Другие
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Ракина Ирина Викторовна
Филягин Александр Николаевич
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Судья
Ершов Сергей Алексеевич
19.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2018[И] Передача материалов судье
23.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.05.2018[И] Предварительное судебное заседание
19.06.2018[И] Судебное заседание
25.06.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее