Дело №2-687/2024
УИД 73RS0013-01-2024-000995-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2024 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд в составе председательствующего судьи Кудряшевой Н.В., при секретаре Гурьяновой Е.В., с участием помощника прокурора г.Димитровграда Никитина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Ф.М.Б. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства о понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственные препараты, возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Димитровграда Ульяновской области обратился в Димитровградский городской с указанным иском в защиту прав и законных интересов Ф. М.Б., указав, что прокуратурой города, в связи с поступившим обращением Ф. М.Б. проведена проверка соблюдения Министерством здравоохранения Ульяновской области (далее – Министерство), Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) законодательства о льготном лекарственном обеспечении, в ходе которой установлены основания для прокурорского вмешательства. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от (ДАТА) №* «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Ф. М.Б., являясь инвалидом, имеет право на льготное лекарственное обеспечение. (ДАТА) лечащим врачом ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России Ф.М.Б. М.Б. выписаны рецепты №№*, №*, №* для бесплатного получения лекарственных препаратов «Ambroxolum», «Cetirizinum» и «Ketorolacum». В связи с отсутствием данных лекарственных средств в аптечном пункте в <адрес>, осуществляющем льготный отпуск лекарственных препаратов, Ф. М.Б. приобрел их за собственные денежные средства, потратив 900 руб. Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатным жизненно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным. В (ДАТА) указанные выше лекарственные препараты Ф. М.Б. не выдавались бесплатно, он вынужден был приобретать лекарства за собственные денежные средства, в силу состояния здоровья Ф. М.Б. не работает, единственным источником дохода является пенсия, денежных ему на приобретение лекарственных средств не хватает, что негативно влияет на состояние его здоровья, лишает возможности сохранить жизненный уровень, необходимый для поддержания жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности, причиняет ему нравственные и физические страдания.
Просит обязать ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов Ф. М.Б., (ДАТА) года рождения, на лекарственные препараты «Ambroxolum», «Cetirizinum» и «Ketorolacum» в соответствии с медицинскими показаниями. Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Ф. М.Б. денежные средства в размере 900 (девятьсот) руб., затраченных на приобретение лекарственных препаратов «Ambroxolum», «Cetirizinum» и «Ketorolacum» и компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
В ходе досудебной подготовки по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ «Ульяновская государственная аптека» (л.д. 1-2).
В судебном заседании помощник прокурора Никитин В.В. исковые требования уточнил, просил взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Ф. М.Б., (ДАТА) года рождения в возмещение расходов на лечение денежные средства в размере 898 руб. 10 коп., затраченных на приобретение лекарственных препаратов «Ambroxolum», «Cetirizinum» и «Ketorolacum» по рецептам от (ДАТА) №№*, №*, №*, указав, что изначально в иске в расчете суммы возмещения допущена арифметическая ошибка, просил также взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. Исковые требования, заявленные к ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России не поддержал. Дал пояснения аналогичные изложенным в иске.
Истец Ф. М.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Ф. М.Б. по данным РМИС по указанным рецептам не обращался. Министерство проводило все возможные мероприятия по обеспечению медицинскими изделиями и лекарственными препаратами истца. В настоящее время препараты имеются в достаточном количестве. Считает, что размер компенсации морального вреда является необоснованно завышенным, поскольку истец не представил доказательств свидетельствующих о причинении физических или нравственных страданий (л.д. 87-88).
Представитель ответчика ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Михайлова А.С., действующая по доверенности (л.д. 70-72) в судебное заседание не явилась, представила возражения, в которых иск не признала, указав, что Ф. М.Б. выписаны рецепты на необходимые ему лекарственные препараты «Ambroxolum», «Cetirizinum» и «Ketorolacum» в соответствии с медицинскими показаниями, что подтверждается копиями рецептов на лекарственные препараты, выписанные льготнику за 2024 год. Иск прокурора не содержит информации о каких-либо конкретных нарушениях с их стороны, в иске просят отказать (л.д. 65-66).
Представитель третьего лица ГУ «Ульяновская государственная аптека» в судебное заседание не явился, заявлением просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что в момент обращения истца с рецептами от (ДАТА) лекарственные препараты «Амброксол», «Цетеризин» отсутствовали на складе. По вновь заключенным контрактам, указанные выше лекарственные препараты поступили в аптечный пункт (ДАТА). рецепты для постановки на отсроченное обслуживание истец предъявлять отказался. Лекарственный препарат «Кеторол» по региональной льготе отсутствует на складе ГУ «Ульяновская государственная аптека».
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит уточненные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно Конституции Российской Федерации, к числу признаваемых в Российской Федерации и защищаемых прав и свобод относятся, прежде всего, право на жизнь (статья 20 часть 1), как основа человеческого существования, источник всех других основанных прав и свобод и высшая социальная ценность, и право на охрану здоровья (статья 41 часть 1), которая также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значения многие другие блага. В силу указанных положений Конституции Российской Федерации на государство возложена обязанность уважения данных конституционных прав и их защиты законом (статья 18).
В силу положений части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу положений статьи 10 данного Закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от (ДАТА) №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 6.2 того же закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Судом установлено, что Ф. М.Б., (ДАТА) года рождения, является инвалидом 3 группы по общему заболеванию.
Из дела следует, что Ф. М.Б. нуждается в постоянном приеме лекарственных препаратов: «Ambroxolum», «Cetirizinum» и «Ketorolacum».
Из дела следует, что лечащим врачом Ф. М.Б. (ДАТА) выписаны рецепты №* на лекарственный препарат «Ambroxolum» в количестве 2 упаковок сроком действия 30 дней (л.д. 12); №* на лекарственный препарат «Cetirizinum» в количестве 2 упаковок сроком действия 30 дней (л.д. 10); №* на лекарственный препарат «Ketorolacum» в количестве 3 упаковок сроком действия 30 дней (л.д. 11).
В силу п. 11.Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от (ДАТА) №*, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.
В связи с отсутствием данных лекарственных средств Ф. М.Б. (ДАТА) приобрел указанные препараты за собственные денежные средства, потратив 898 руб. 10 коп., что подтверждается кассовым чеком (л.д. 9).
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от (ДАТА) №* «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой и привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Обеспечение лекарственными препаратами, а также контроль за обеспечением граждан необходимыми препаратами, является обязанностью Министерства, исполнение которой возложено на него действующим законодательством.
В силу пп. 2 п. 2.1 Положения и Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от (ДАТА) №* к полномочиям Министерства в сфере управления здравоохранением отнесена организация обеспечения, в том числе, лекарственными препаратами в соответствии с п.п. 5, 5.1, 12 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от (ДАТА) №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
Таким образом, на ответчике Министерстве здравоохранения Ульяновской области лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.
Лекарственное обеспечение пациентов на территории Ульяновской области, независимо от того в каком лечебном учреждении области они обслуживаются, является прямой и непосредственной обязанностью Министерства здравоохранения Ульяновской области.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о законности требований прокурора города Димитровграда, действующего в интересах Ф. М.Б., заявленных к Министерству здравоохранения Ульяновской области.
Исходя из требований истца, суд полагает возможным взыскать с ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Ф. М.Б. денежные средства в размере 898 руб. 10 коп. затраченные на ранее указанные лекарственные препараты, выписанные по рецептам лечащего врача.
Разрешая требования о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 данного Кодекса.
Судом установлено, что Ф. М.Б. длительное время в полном объеме не обеспечен лекарственными препаратами, назначенными ему врачом. В силу ограниченных денежных средств, Ф. М.Б. вынужден выделять на лекарства денежные средства, в которых нуждается для проживания, приобретения продуктов питания. Необеспеченность лекарственными препаратами вызывает тревогу, как следует из его заявления, он вынужден искать лекарственные средства и в последующем приобретать их за свои деньги.
С учетом изложенного право Ф. М.Б. на обеспечение его жизненно необходимым медицинскими препаратами носит, не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают истца права получить эффективное лечение в связи с имеющимся заболеванием, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство его личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
С учетом обстоятельств дела, возраста и состояния здоровья истца, срока, в течении которого истец не был обеспечен лекарственными препаратами, обстоятельств дела, суд полагает необходимым взыскать в пользу Ф. М.Б., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., отказав прокурору во взыскании компенсации морального вреда в большем размере.
Оснований для удовлетворения требований о понуждении ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» обеспечить своевременное оформление рецептов истцу на лекарственные препараты в соответствии с медицинскими показаниями не имеется, поскольку судом установлено, что рецепты выписываются Ф. М.Б. своевременно.
Так как прокурор не отказался от иска в этой части, суд полагает разрешить заявленное требование и отказать в удовлетворении исковых требований прокурору к ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора города Димитровграда в интересах Ф.М.Б. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Ф.М.Б. (СНИЛС 076-988-548-53) денежные средства в размере 898 руб. 10 коп., затраченные на приобретение лекарственных препаратов «Ambroxolum», «Cetirizinum» и «Ketorolacum» по рецептам от (ДАТА), компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., всего взыскать 3 898 руб. 10 коп. (три тысячи восемьсот девяносто восемь рублей 10 копеек).
В остальной части иска прокурору г.Димитровграда в интересах Ф. М.Б. к Министерству здравоохранения Ульяновской области о компенсации морального вреда в большем размере отказать.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Димитровграда, действующему в интересах Ф.М.Б. к ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства о понуждении к своевременному оформлению рецептов отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения –(ДАТА)
Председательствующий судья Н.В. Кудряшева