? УИД 58RS0028-01-2023-000609-09
№ 2-558/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кондоль «11» мая 2023 г.
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,
при секретаре Багреевой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области к Ширшакову В.М. о признании договора социального найма недействительным,
у с т а н о в и л:
Администрация Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области обратилась с настоящим иском в обоснование указывая, что на основании ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Частью 1 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
По общему правилу жилые помещения жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также гражданам, признанным нуждающимися в предоставлении жилых помещений, по договором найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 52, ч. 1 ст. 57, ч.1 ст. 91.3, ч.3 ст.91.13, ч. 1 ст. 91.15 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, является договор социального найма. Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексов случаев.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма, предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Согласно части 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В силу положений части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
На территории Оленевского сельсовета Пензенского района расположен жилой <...> н.<...>, право муниципальной собственности на <...> органом местного самоуправления в установленном законом порядке не зарегистрировано. Вместе с тем, 07.11.2016 указанное жилое помещение на основании договора социального найма жилого помещения №3 предоставлено Ширшакову В.М., на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоящего.
Учитывая, что Ширшаков В.М. на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит, малоимущим в целях предоставления такого жилого помещения не признан, основания для заключения договора социального найма отсутствуют, в этой связи, имеются основания полагать, что жилое помещение занято им незаконно.
Просили признать недействительными договора социального найма жилого помещения от 07.11.2016 №3 заключенный между администрацией Оленевского сельсовета и Ширшаковым В.М..
В судебное заседание представитель истца администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще уведомлен, письменным заявлением и.о. главы администрации Суслов В.Н. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Ответчик Ширшаков В.М в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания надлежаще уведомлен.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании судом установлено, что решением КМС Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области от 27.07.2006 г. №126/25-4 «О передаче жилого фонда в муниципальную собственность» жилой фонд МУП ЖКХ «Оленевка» принят в муниципальную собственность администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области согласно акту приема-передачи.
Согласно акту приема-передачи жилого фонда от 01.08.2006 г. с приложением в муниципальную собственность администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области принята квартира, расположенная по адресу: <...>.
Постановлением администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области от 02.11.2016 г. №105 «О заключении договора социального найма» постановлено: заключить с Ширшаковым В.М. в срок до 10.11.2016 г. договор социального найма на жилую квартиру, расположенную по адресу: <...>, общей площадью – 31,2 кв.м., в т.ч. жилой – 19,4 кв.м., с учетом регистрации и проживания в указанной квартире с 2001 года.
07.11.2016 между администрацией Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области и Ширшаковым В.М. заключен договор социального найма жилого помещения №3, согласно которому Ширшакову В.М. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование, передано жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: Пензенская область, Пензенский район, Н.П. Второе Отделение, ул. Хуторская, д. 13 кв. 3. Совместно с Нанимателем в квартиру вселяются члены семьи: жена – Ширшакова Т.Ю..
Разрешая настоящие исковые требования о признании договора социального найма жилого помещения № 3 от 07.11.2016 г. заключенного между администрацией Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области и Ширшаковым В.М. недействительным, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ч. 4 ст. 57 ЖК РФ договор социального найма подлежит заключению в отношении реально занимаемого гражданами жилого помещения, предоставленного в соответствии с требованиями ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ч.1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (п.2 ст. 166).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (п.3 ст. 166).
Частью 1 ст. 167 ГК РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п.2 ст. 167).
В соответствии с пунктом 5 статьи 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Администрация Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области в обоснование исковых требований ссылается на то, что правовых оснований для заключения договора социального найма жилого помещения № 3 от 07.11.2016 г. не имелось, поскольку Ширшаков В.М. на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит, малоимущим не признан.
Каких-либо документов подтверждающих данные обстоятельства суду не предоставлено.
Учитывая, что после вселения Ширшакова В.М. в спорную квартиру в 2001 году, заключения с ним договора социального найма жилого помещения № 3 от 07.11.2016 г., истец в течение длительного времени каких - либо требований к ответчику о неправомерности занятия им и членом его семьи спорного жилого помещения не предъявлял, оснований полагать, что договор социального найма жилого помещения является недействительным у Ширшакова В.М. не имелось, в связи с чем, с учетом положений ч. 5 ст. 166 ГК РФ суд не может принять доводы истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Оленевского сельсовета Пензенского района Пензенской области к Ширшакову В.М. о признании договора социального найма недействительным, оставить без удовлетворения.
Ответчик вправе подать в Пензенский районный суд Пензенской области заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий