Судья: Викторова О.А. адм. дело N 33А-9903/2022
(дело № 2а-1033/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 сентября 2022 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.
судей Ромадановой И.А., Лёшиной Т.Е.
при секретаре Олейник Н.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело апелляционной жалобе Администрации городского округа Чапаевск на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 27 июня 2022 г. по административному исковому заявлению и.о. прокурора г.о. Чапаевск к Администрации г.о. Чапаевск о признании бездействия незаконным и обязании оборудовать специальную площадку для установки контейнера для сбора твердых коммунальных отходов
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия,
установила:
Прокурор г.о. Чапаевск Самарской области обратился в суд с административным иском в защиту прав неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и обязании оборудовать специальную площадку для установки контейнера для сбора твердых коммунальных отходов
В обоснование заявления указано, что входе проведения проверки исполнения администрацией г.о. Чапаевск требований законодательства об отходах производства и потребления, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства выявлено, что органом местного самоуправления мероприятия по обустройству контейнерных площадок, указанные в муниципальной программе «Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории г.о. Чапаевск на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением главы г.о. Чапаевск от 15,09.2020 № № не выполнены, программа не реализуется. Прокуратурой в адрес главы г.о. Чапаевск внесено представление, по результатам рассмотрения которого, согласно ответа администрации г.о. Чапаевск от 23.06.2021 № № разработан план по устранению выявленных нарушений, установлена соответствующие сроки, определены ответственные должностные лица. Вместе с тем, до настоящего времени места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в количестве 10 штук, в том числе в районе дома <адрес> не созданы, мероприятия по выделению земельного участка, проведение строительных работ по обустройству контейнерной площадки и включение ее в муниципальную собственность не проведены. Ненадлежащее организация работы по сбору и накоплению твердых коммунальных отходов, содержанию территории негативно сказывается на экологической безопасности, состоянии здоровья граждан и окружающей среды. Бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В связи с вышеизложенным, административный истец просил суд с учетом уточнений признать бездействие администрации городского округа Чапаевск Самарской области, выразившееся в непринятии мер по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе дома <адрес>, незаконным; обязать администрацию г.о. Чапаевск Самарской области создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в районе <адрес> в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 № №, СанПиН 2.1.3684-21, путем выделения земельного участка, проведения строительных работ по обустройству новой контейнерной площадки и включение ее в муниципальную собственность.
Решением Чапаевского городского суда Самарской области от 27 июня 2022 г. административные требования удовлетворены (л.д. 62-66).
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Чапаевск просит решение суда отменить (л.д. 69-70)
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации г.о. Чапаевск по доверенности доводы апелляционной жалобы поддержала по указанным в жалобе доводам.
Представитель административного истца прокуратуры г.о. Чапаевск Борисова М.А. в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 № № утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области (далее - Порядок).
Постановлением главы г.о. Чапаевск от 15.09.2020 № № на основании решения думы г.о. Чапаевск «О бюджете г.о. Чапаевск на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 26.11.2020 № № утверждена муниципальная программа «Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории г.о. Чапаевск на 2021-2025 годы» ( далее по тексту – Программа).
Согласно Программе, в настоящее время система регулярного сбора и вывоза ТКО городского округа нуждается в модернизации. Её важнейшим индикатором и показателем является создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в количестве 50 шт.
На основании Программы разработан перечень программных мероприятий, направленных на организацию эффективного обращения с твердыми муниципальными отходами на территории городского округа Чапаевск (далее - Перечень), в котором содержатся 5 мероприятий со сроками исполнения - 2021 год.
Согласно п. 1 Приложения № 1 Программы в 2021 году на территории г.о. Чапаевск запланировано создание 10 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Прокуратурой г.о. Чапаевск в мае 2021 года проверено исполнение администрацией г.о. Чапаевск требований законодательства об отходах производства и потребления, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Установлено, что фактически на реализацию программных мероприятий денежные средства из средств местного бюджета не выделены. В настоящее время на территории г.о. Чапаевск используется децентрализованный способ накопления и вывоза отходов, имеется недостаточное оснащение контейнерными площадками, бункерами и специальными контейнерами, повсеместно выявляются природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, что приводит к обоснованному обращению граждан.
В этой связи в адрес главы г.о. Чапаевск внесено представление, по результатам рассмотрения которого, согласно ответа администрации г.о. Чапаевск от 23.06.2021 № №, разработан план по устранению выявленных нарушений, установлены соответствующие сроки, определены ответственные должностные лица (л.д. 11-14).
Представление рассмотрено, но до настоящего времени места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в количестве 10 штук, в частности в районе домов <адрес>, не созданы (л.д. 34-36, 37-40, 54-55).
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, обоснованно пришел к выводу о том, что административным ответчиком допущено бездействие в части исполнения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в непринятии мер по создании контейнерной площадки по указанному адресу, необходимости восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, путем проведения мероприятий по выделению земельного участка, проведения строительных работ по обустройству контейнерной площадки и включение ее в муниципальную собственность.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на требованиях законодательства, фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Аналогичные полномочия определены Уставом городского округа Чапаевск Самарской области, утвержденного решением Думы городского округа Чапаевск Самарской области от 29.05.2015 № 565 (п. 24 ст. 4).
В части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Исходя из статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (часть 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 этой статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4). Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (часть 5).
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 (далее - Правила). В соответствии с п. 3, 16, 17 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за включением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (п. п. 15 - 19 Правил обустройства мест накопления ТКО). Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 № № утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления на территории Самарской области (далее - Порядок). Из содержания раздела 2 Порядка также следует, что создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляются в соответствии с Правилами. Требования к установке (размещению) мест (площадок) накопления ТKO, в том числе количеству, объему, материалу контейнеров и бункеров, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а также иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Разделом 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, дым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...»), на территории городских и сельских поселений контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий а игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 ветров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Постановлением главы г.о. Чапаевск от 15.09.2020 № № на основании решения думы г.о. Чапаевск «О бюджете г.о. Чапаевск на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 26.11.2020 № № утверждена муниципальная программа «Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории г.о. Чапаевск на 2021-2025 годы» (далее - Программа) (л.д. 13-31).
Согласно Программе система регулярного сбора и вывоза ТКО городского округа нуждается в модернизации. Её важнейшим индикатором и показателем является создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в количестве 50 шт. На основании Программы разработан перечень программных мероприятий, направленных на организацию эффективного обращения с твердыми муниципальными отходами на территории городского округа Чапаевск (далее - Перечень), в котором содержатся 5 мероприятий со сроками исполнения - 2021 год. Согласно п. 1 Приложения № 1 Программы в 2021 году на территории г.о. Чапаевск запланировано создание 10 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой г. Чапаевск Самарской области проведена проверка исполнения администрацией г.о. Чапаевск требований федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой установлено, что администрацией района меры, направленные на создание специализированных контейнерных площадок и установку контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, не приняты, площадки в количестве, установленной Перечнем указанной выше муниципальной программы отсутствуют.
Несмотря на внесенные прокуратурой г. Чапаевск в мае 2021 года представления в адрес администраций Администрации г.о. Чапаевск до настоящего времени в городском округе места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в количестве, предусмотренной программой мероприятий на 2021 год, не созданы, в том числе в районе <адрес>, не смотря на включение данного объекта в перечень мест, где планируется создать места накопления ТКО, как следует из объяснения руководителя Управления городского хозяйства администрации г.о. Чапаевск.
Данный факт административным ответчиком в ходе судебного разбирательства дела не оспаривался.
Оценив представленные сторонами доказательства, обстоятельства дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что факт допущенного администрацией г.о. Чапаевск Самарской области незаконного бездействия нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела при том, что допущенное административным ответчиком незаконное бездействие нарушает права граждан на благоприятные, безопасные условия и среду проживания.
Доводы заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции, что администрация самостоятельно определяет места нахождения контейнерных площадок, не могут приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов административного дела, в том числе объяснения руководителя Управления городского хозяйства администрации г.о. Чапаевск (л.д.32-33) следует, что место создание контейнерной площадки определено органом местного самоуправления.
Довод апелляционной жалобы, что администрацией создано три контейнерной площадки, выделены средства для создания 3 мест (площадок), органом местного самоуправления были даны указания по обеспечению сбалансированности бюджетов, связанных с финансированием объектов капитального строительства, антикризисных мер, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку создание контейнерных площадок предусмотрено соответствующей муниципальной программой, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения не может быть не отнесено к социально значимым мероприятиям.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
решение Чапаевского городского суда Самарской области от 27 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Чапаевск – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи -