Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6518/2023 ~ М-4248/2023 от 26.07.2023

Дело                                          КОПИЯ

УИД 59RS0-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                              <адрес>

Свердловский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Егошина И.В.,

при секретаре судебного заседания Фотиной Ю.А.,

с участием истца ФИО2, представителя ответчика Управления МВД России по <адрес> ФИО5, ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к полку ДПС УМВД России по <адрес>, к инспектору ДПС 2 взвода 2 роты батальона полка ДПС УМВД России по <адрес> ФИО6 о признании решения и действий незаконными, к ФИО3 о признании нарушившей Правила дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к полку ДПС УМВД России по <адрес>, к инспектору ДПС 2 взвода 2 роты батальона полка ДПС УМВД России по <адрес> ФИО6 о признании решения и действий незаконными, к ФИО3 о признании нарушившей Правила дорожного движения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ инспектор ДПС 2 взвода 2 роты батальона полка ДПС УМВД России по <адрес> ФИО6 рассмотрев факт ДТП, в нарушение правил 7.3, 9, 37, 66 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утверждённого Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Административный регламент ), не зафиксировал надлежащим образом следы ДТП в соответствующем процессуальном документе, не выявил нарушения Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ПДД РФ), совершённые ФИО3

На основании изложенного, просит признать незаконными решения и действия инспектора ДПС 2 взвода 2 роты батальона полка ДПС УМВД России по <адрес> ФИО6, выразившиеся в отказе в выявлении и фиксации в соответствующем процессуальном документе нарушений ФИО3 требований абзаца 8 пункта 12.4 и пункта 12.5 Правил дорожного движения Российской Федерации. Также просит признать нарушившей ФИО3 требований абзаца 8 пункта 12.4 и пункта 12.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекшее за собой причинение повреждений автомобилю марки KIA QLE SPORTAGE (гос.номер

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьёй 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществлён переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Истец ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Ответчик ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, заинтересованного лица, извещённых о дате и времени судебного заседания в предусмотренном порядке.

Истец ФИО7 на исковых требованиях настаивал.

Ответчики против удовлетворения исковых требований возражали.

Суд, исследовав и оценив материалы дела, пришёл к следующим выводам.

На момент совершения ДТП (ДД.ММ.ГГГГ) сроки и последовательность осуществления административных процедур (действий) Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами и уполномоченными должностными лицами при осуществлении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения были установлены Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с пунктом 7.3 Административного регламента должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора обязаны прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место ДТП, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, ДТП.

Согласно пункту 9 Административного регламента участники дорожного движения имеют право:

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов внутренних дел, приведшие к нарушению их прав и свобод, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации или в суд;

на возмещение в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, вреда, причиненного противоправными действиями или бездействием должностных лиц органов внутренних дел;

не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

давать показания на родном языке или на языке, которым владеет, а также пользоваться услугами переводчика;

пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Пунктом 37 Административного регламента установлено, что действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 143, 175, 180, 229, 288 Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения либо на месте остановки (задержания) транспортного средства (пешехода). При этом допускается их оформление в служебном помещении органа внутренних дел, стационарного поста органа внутренних дел, транспортном средстве органов внутренних дел (автомобиль, автобус, мотоцикл).

Пунктом 66 Административного регламента установлено, что при осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:

предупреждению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

предупреждению водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить;

выявлению затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов, осуществлению необходимых мер реагирования;

оказанию, при необходимости и соответствующих обращениях, содействия участникам дорожного движения в передвижении по маршруту следования;

выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

выявлению и задержанию транспортных средств, находящихся в розыске;

пресечению преступлений и нарушений общественного порядка и безопасности;

оказанию содействия в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

контролю за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах, а также принятию мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

В случае одновременного возникновения обстоятельств, требующих реагирования сотрудника, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, объектов государственной охраны, предупреждение ДТП.

Истец полагает, что инспектором ДПС при оформлении ДТП ДД.ММ.ГГГГ нарушены вышеуказанные требования Административного регламента . Суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции»).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности:

1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения об административных правонарушениях, о происшествиях;

2) прибывать незамедлительно на место совершения административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения, происшествия;

4) выявлять причины административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;

11) выявлять и пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесённых законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;

19) регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

19.1) осуществлять надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» иные обязанности могут быть возложены на полицию только путём внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Действия должностных лиц полиции при поступлении сообщения о ДТП (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) регламентировались пунктами 266-290 Административного регламента .

Так, в соответствии с пунктом 283 Административного регламента при поступлении сообщения о ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, дежурный выясняет:

сколько транспортных средств участвовали в ДТП;

застрахована ли гражданская ответственность их владельцев в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

причинён ли вред чему-либо, кроме транспортных средств, участвующих в ДТП;

имеются ли у участников ДТП разногласия по обстоятельствам причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в ДТП.

Согласно пункту 285 Административного регламента в случае отказа одного из водителей-участников ДТП оформить документы о ДТП самостоятельно дежурный:

информирует о возможности оформить документы о ДТП с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем стационарном посту или в подразделении полиции и разъясняет куда и в какое время могут прибыть участники ДТП для оформления документов о нем сотрудниками полиции;

сообщает о необходимости перед оставлением места ДТП предварительно зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы, предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;

предлагает составить схему места совершения административного правонарушения (при наличии возможности);

принимает решение о направлении уполномоченных сотрудников полиции для оформления документов о ДТП на месте его совершения (в зависимости от наличия обстоятельств, влекущих невозможность оформления документов о ДТП с участием сотрудников на стационарном посту или в подразделении полиции, а также удаленности нахождения сотрудников от места происшествия).

Пунктом 287 Административного регламента установлено, что в случае оформления документов о ДТП, выезд сотрудников на место совершение которого не осуществлялся, на ближайшем к месту ДТП стационарном посту или в подразделении полиции сотрудником:

производится опрос участников, очевидцев и свидетелей ДТП, их объяснения и показания приобщаются к материалам дела об административном правонарушении;

приобщаются к материалам дела фотоснимки и (или) видеозапись, сделанные на месте ДТП, а также другие имеющие отношение к ДТП документы, в том числе составленная участниками ДТП схема места совершения административного правонарушения (при наличии).

В силу пункта 289 Административного регламента при оформлении сотрудником материалов по факту ДТП, в результате которого вред причинён только имуществу, если за нарушение Правил дорожного движения его повлекшего административная ответственность не установлена, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Если административная ответственность за нарушение правил дорожного движения установлена, сотрудник, при наличии соответствующих оснований составляет протокол об административном правонарушении либо выносит постановление по делу об административном правонарушении.

В случае, когда на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Из материалов дела следует, что сотрудники полиции на место ДТП не выезжали, участники ДТП самостоятельно зафиксировали положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, а также следы и предметы, относящиеся к ДТП, после чего прибыли в отдел полиции УМВД России по <адрес>.

По результатам рассмотрения материалов ДТП ответчиком ФИО6 во исполнение абзаца второго пункта 289 Административного регламента вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Указанным действием инспектор ДПС 2 взвода 2 роты батальона полка ДПС УМВД России по <адрес> ФИО6 осуществил предусмотренную Административным регламентом государственную функцию по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.

Следовательно, нарушения в действиях инспектора ДПС 2 взвода 2 роты батальона полка ДПС УМВД России по <адрес> ФИО6 требований, установленных Административным регламентом , судом не установлено, довод истца о нарушении пунктом 7.3, 9, 37, 66 Административного регламента основаны на неверном толковании указанных правовых норм.

Доводы истцов о незаконности принятого ответчиком решения рассмотрены Ленинским районным судом <адрес> при рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе истцов на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела им оценка повторно не даётся.

При рассмотрении исковых требований истцов к ФИО3 о признании ответчика нарушившей требования абзаца 8 пункта 12.4 и пункта 12.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекшее за собой причинение повреждений автомобилю марки KIA QLE SPORTAGE(гос.номер К431СТ159), суд исходит из следующего.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным решения собрания;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 22 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в случае, если степень вины участников ДТП судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причинённого в результате такого ДТП, в равных долях.

Таким образом, именно суд устанавливает степень вины участников ДТП. Вместе с тем, законодательство о гражданском судопроизводстве, гражданское законодательство не предоставляют полномочия суду по признанию водителя нарушившем ПДД РФ. Указанный факт может быть установлен в качестве объективной стороны административного правонарушения (статьи 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) либо при рассмотрении гражданского спора о возмещении убытков, компенсации морального вреда. Указанные требования истцом не заявлены, в связи с чем исковые требования о признании нарушившей ФИО3 требования абзаца 8 пункта 12.4 и пункта 12.5 Правил дорожного движения Российской Федерации подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО1, ФИО2 к полку ДПС УМВД России по <адрес>, к инспектору ДПС 2 взвода 2 роты батальона полка ДПС УМВД России по <адрес> ФИО6 о признании незаконными решения и действий, выразившихся в отказе в выявлении и фиксации в соответствующем процессуальном документе нарушений ФИО3 требований абзаца 8 пункта 12.4 и пункта 12.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, а также признании нарушившей ФИО3 требования абзаца 8 пункта 12.4 и пункта 12.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекшее за собой причинение повреждений автомобилю марки KIA QLE SPORTAGE(гос.номер ) отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья                                               И.В. Егошин

2-6518/2023 ~ М-4248/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фурашов Валерий Олегович
Фурашов Олег Владимирович
Ответчики
Полк ДПС ГУ МВД России по г. Перми
ИнспекторДПС 2 взвода 2 роты батальона полка ДПС ГУ МВД России по г. Перми
Другие
Калашникова Елена Леонидовна
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Егошин Илья Владимирович
Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
26.07.2023Регистрация административного искового заявления
26.07.2023Передача материалов судье
31.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
31.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2023Судебное заседание
21.08.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
18.09.2023Судебное заседание
20.10.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее