Судья Вяткина С.А. Дело № 12-207/2022
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь 14 марта 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием защитника Наталуха А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ТРАССА» ФИО1 на постановление судьи Сакского районного суда Республики Крым от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТРАССА» (далее - ООО «ТРАССА» либо Общество),
установил:
постановлением судьи Сакского районного суда Республики Крым от 17 декабря 2021 года ООО «ТРАССА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, защитник ООО «ТРАССА» Наталуха А.С. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил вышеназванное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указано, что оспариваемое постановление вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права, и что судья районного суда дал неправильную оценку установленным по делу обстоятельствам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав защитника Наталуха А.С., поддержавшего жалобу, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ в 05 час. 35 мин. Сакской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения ООО «ТРАССА» законодательства в сфере лицензирования.
В ходе проверки установлено, что ООО «ТРАССА» осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Министерством транспорта Республики Крым, по адресу местонахождения: <адрес>
В ходе проведения проверки, проведенной сотрудниками прокуратуры совместно со специалистами ОГИБДД МО МВД России «Сакский» по адресу: <адрес>, в 05 час. 35 мин. ДД.ММ.ГГГГ остановлено транспортное средство <данные изъяты>» (автобус) с государственным регистрационным знаком №», владельцем которого, согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, является ООО «ТРАССА», под управлением гражданина ФИО3 В результате проверки указанного транспортного средства было выявлено, что ООО «ТРАССА» в нарушение требований подп. «д», «н» п.8 Положения о лицензировании № 1616 допущен к лицензируемому виду деятельности автобус лицензиата, не прошедший в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль технического состояния и не оснащенный в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографом (контрольным устройством регистрации режима труда и отдыха водителя транспортного средства), а также автобус не оборудован аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; в Обществе не обеспечено проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и непосредственно выполняет обязанности водителя, - проходить медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые), в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (далее - Порядок № 835н).
П.4 Порядка № 835н предусмотрено, что предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в щелях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Согласно п.10 Порядка № 835н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме: сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса; выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе; определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
Вместе с тем, медицинским работником ООО «ТРАССА», проводившим предрейсовый медицинский осмотр водителя ФИО4, определение наличие алкоголя или остаточных явлений специально предназначенным для этого алкотестором не проводилось.
При этом, п.39 Положения о лицензировании № 1616 установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подп. «а», «д», «з» - «к», «н» п.8 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Закона №99-ФЗ, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
При указанных выше обстоятельствах в отношении ООО «ТРАССА» исполняющим обязанности заместителя Сакского межрайонного прокурора Гусевым Д.М. ДД.ММ.ГГГГ составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ (л.д.1-7).
Ч.1 ст.28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст.28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст.28.5 настоящего Кодекса (ч.2 ст.28.4 КоАП РФ).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ содержит все сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, и необходимые для правильного разрешения дела. На рассмотрение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ Общество было извещено (л.д. 69).
Диспозицией ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяются правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств; оснащать транспортные средства тахографами.
Порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами установлен Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года №1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».
В соответствии с п.8 указанного Положения о лицензировании №1616, лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:
а) использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем),
б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником, назначенным приказом лицензиата ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и прошел указанную аттестацию, посредством исполнения соответствующих обязанностей;
в) заключить в отношении коммерческих перевозок договор (договоры) обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном";
г) заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
е) осуществлять техническое обслуживание автобусов лицензита в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств;
ж) обеспечивать стоянку автобусов лицензиата на территории городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
з) передавать сведения о пассажирах и персонале (об экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона "О транспортной безопасности";
и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей, состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, которые имеют российское национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" или иностранное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" - для водителей, являющихся гражданами Киргизской Республики, а также гражданами государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка, а в случае организованной перевозки группы детей - водителей, которые соответствуют также требованиям правил организованной перевозки группы детей автобусами, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
к) соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
л) осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", инструктаж водителя автобуса лицензиата, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов лицензиата и правонарушений, совершенных водителями при управлении ими;
м) проводить стажировки водителей автобусов лицензиата, предусмотренные утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 328 Трудового кодекса Российской Федерации порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта;
н) обеспечивать проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и непосредственно выполняет обязанности водителя, - проходить медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые), в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.
Виновность ООО «ТРАССА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, полностью подтверждается совокупностью доказательств по делу, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1-7); решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, данное решение направлено Обществу, что подтверждается описью вложением и кассовым чеком (л.д. 9); актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (л.д. 10-27); копией свидетельства о регистрации транспортного средства серии № (л.д. 28); копией объяснения водителя ФИО3 (л.д. 30-31); копией путевого листа автобуса от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32); диагностической картой (л.д. 33); страховым полисом №л.д. 34); копиями лицензий ООО «ТРАССА» с приложениями (л.д. 55-59); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 72-81) и другими материалами дела.
Доводы жалобы ООО «ТРАССА» о том, что судом первой инстанции не разрешено ходатайство об отложении судебного заседания, являются несостоятельными, так согласно ответа председателя Сакского районного суда, по данным регистрационного учета входящей корреспонденции ПС «Судебная корреспонденции» Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», обеспечивающей ведение автоматизированного судебного делопроизводства, ДД.ММ.ГГГГ за входящим номером <данные изъяты> зарегистрировано поступление курьерской доставкой ходатайства ООО «ТРАССА» об отложении слушаний по делу №, время передачи документа помощнику судьи 16:40. Из материалов дела следует, что судебное заседание назначено на ДД.ММ.ГГГГ на 15 час. 20 мин.
Кроме того, согласно сведений предоставленных ОСП по г. Саки и Сакскому району, по данным журнала учета посетителей Сакского районного суда Республики Крым запись о посещении ДД.ММ.ГГГГ защитника Общества Наталуха А.С. отсутствует.
Из материалов дела следует, что Общество о дате времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, судебная повестка направлена Обществу заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации юридического лица (л.д.72, 86-88), что согласуется с положениями ст.25.15 КоАП РФ.
Таким образом, требования, предусмотренные ч.2 ст.25.1, ст.25.15 КоАП РФ, при рассмотрении дела в отсутствие ООО «ТРАССА» судьей районного суда не нарушены, необходимые условия для реализации права на судебную защиту и на непосредственное участие в рассмотрении дела созданы.
Доводы жалобы о том, что Общество о дате и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не было извещено надлежащим образом, опровергаются материалами дела об административном правонарушении, так на листе дела № содержится требование о явке и предоставлении документов, согласно которому необходимо явится в межрайонную прокуратуру в 17 час. ДД.ММ.ГГГГ для дачи объяснений по материалам проверки, а также рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, в отношении директора и юридического лица. Данное требование законный представитель – Свижевский В.М. получил лично, о чем свидетельствует подпись последнего (л.д. 70).
В силу ст.26.2 КоАП РФ акт проверки, обследование автобуса, принадлежащего ООО «ТРАССА», с приложением фототаблицы, путевого листа автобуса, служат доказательством по делу, и подлежат оценке судом наравне с иными документами, содержащими сведения о фактах совершения ООО «ТРАССА» административных правонарушений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования.
Доводы настоящей жалобы, имеющие правовое значение для дела, установленные обстоятельства и выводы о виновности ООО «ТРАССА» в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного прихожу к выводу, что судья районного суда обоснованно установил наличие виновности ООО «ТРАССА» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, и привлек его к административной ответственности за данное правонарушение.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы дать основания для отмены постановления судьи, при производстве по делу в отношении ООО «ТРАССА» допущено не было.
Таким образом, прихожу к выводу, что ООО «ТРАССА» обоснованно и на законных основаниях привлечено к административной ответственности.
Назначенное юридическому лицу наказание в виде административного штрафа отвечает требованиям закона, при этом размер штрафа определен с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, он является справедливым.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ТРАССА» ФИО1 оставить без удовлетворения,
постановление судьи постановление судьи Сакского районного суда Республики Крым от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТРАССА» - без изменения.
Судья В.В. Агин