Дело №2-1293/2022
31RS0016-01-2022-000382-45
Решение
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 года г.Белгород
Октябрьский районный суд г.Белгорода в составе:
председательствующего судьи Ковригиной М.В.,
при секретаре Сапелкиной Н.А.,
с участием представителей сторон,
в отсутствие истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бубнова Евгения Владимировича к ООО УО «Молодежная», МБУ «Управление БЕЛГОРБЛАГОУСТРОЙСТВО», администрации города Белгорода о возмещении ущерба,
установил:
Бубнов Е.В. обратился в суд с иском к ООО УО «Молодежная», МБУ «Управление БЕЛГОРБЛАГОУСТРОЙСТВО», администрации города Белгорода, в котором просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке 141394 рублей- сумму материального ущерба.
В обоснование указано, ДД.ММ.ГГГГ Бубнов Е.И. купил автомобиль Шкода Рапид VIN № 2021 года выпуска. ДД.ММ.ГГГГ автомобиль припарковал по месту жительства в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в 23.30 минут истцу стало известно, что на автомобиль упала ветвь дерева причинив повреждения, вмятины на багажнике и крыше автомобиля, разбито заднее стекло, оторвало задний стоп сигнал. Согласно заключению ИП Цой Л.Г. № стоимость восстановительного ремонта ТС с учетом износа составляет 112519 рублей, величина утраты товарной стоимости составляет 28875 рублей, всего 141394 рублей.
Извещенный о дате, времени и месте судебного заседания истец в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, обеспечил явку представителя.
Представитель истца иск поддержал.
Представитель ответчика ООО Управляющая организация «Молодежная» возражала против удовлетворения иска, указывая, <адрес> находится на обслуживании ООО УО «Молодежная», автомобиль истца был припаркован через дорогу- малая <адрес> напротив торгового центра. Данная территория не относится к обслуживанию ООО ОУ «Молодежная», что одтверждается снимком публичной кадастровой карты <адрес>. ООО УО «Молодежная» является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика администрации города Белгорода возражал против удовлетворения иска, указывая, в силу положений п.5, п.25 ч.1 ст.16, п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решения Совета депутатов города Белгорода от 04.10.2016 №429 «Об учреждении департамента городского хозяйства администрации города Белгорода в форме муниципального казенного учреждения» департамент городского хозяйства администрации города Белгорода является уполномоченным органом исполнительной власти городского округа «Город Белгород» на осуществление дорожной деятельности, в том числе на организацию работ по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа «Город Белгород». Распоряжением администрации города Белгорода от 24.01.2021 №130 путем изменения типа муниципального учреждения создано муниципальное бюджетное учреждение «Управление Белгорблагоустройство». Функции и полномочия учредителя МБУ «УБГБ» осуществляет Департамент городского хозяйство администрации города Белгорода. Согласно п.2.1 Устава Учреждения основной целью его деятельности является выполнение работ, оказание услуг в рамках муниципального задания учредителя (ДГХ) в целях обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Белгород» в сфере коммунального хозяйства эксплуатации и содержанию территорий и объектов внешнего благоустройства города. В п.2.2. Устава МБУ «УБГБ» указано, что для достижения поставленный целей Учреждение осуществляет уход за зелеными насаждениями городского округа, посадку деревьев и кустарников, обрезку и снос сухих и аварийных деревьев. В соответствии с Соглашением о техническом обслуживании и эксплуатации объектов внешнего благоустройства города Белгорода от 05.04.2021 и акта муниципального имущества, переданного в муниципальное бюджетное учреждение «Управление Белгороблагоустройство» на содержание и техническое обслуживание по состоянию на 01.04.2021 года улично-дорожная сеть по <адрес> переданы МБУ «УБГБ». Администрация г.Белгорода является ненадлежащим ответчиком.
Представитель МБУ «Управление БЕЛГОРБЛАГОУСТРОЙСТВО» возражал против удовлетворения иска, указывая, по состоянию на 29.11.2021 действовало трехстороннее Соглашение о техническом обслуживании и эксплуатации объектов внешнего благоустройства города Белгорода, заключенное 05.04.2021 между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода уполномоченный орган, осуществляющий управление и распоряжение муниципальной собственностью городского округа «Город Белгород», департаментом городского хозяйства администрации города Белгорода (осуществляет функции и полномочия учредителя) и МБУ «УБГБ». В разделе «Улично-дорожные сети города» Акта приема-передачи имеются объекты: «улично-дорожные сети с асфальто-бетонным покрытием по <адрес>» (№ в акте, далее-<адрес>), и «улично-дорожные сети с асфальто-бетонным покрытием по <адрес>)» (№ в акте, далее- <адрес>). Указанным актом выделается два объекта, переданных для обслуживания учреждению-непосредственно <адрес> и <адрес>-малая. Местом происшествия является участок улично-дорожной сети <адрес>. Дерево, с которого упала ветка произрастало на участке газона между Губкина-малая и <адрес>, произрастающие на газоне между <адрес> и <адрес> учреждению на содержание и техническое обслуживание не передавались, денежные средства на их содержание не выделялись, следовательно, учреждение не может нести ответственность за вред, причиненный имуществу Бубнова Е.В. в результате их ненадлежащего содержания и обслуживания.
Исследовав доказательства, представленные в судебное заседание, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1064 ГК Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии со ст. 1082 ГК Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2 ст. 15 ГК РФ).
. В п.1, п.2, п.4, п.5,п.12, п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" даны разъяснения о том, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 ГК РФ).
Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Согласно статьям 15, 393 ГК РФ в состав убытков входят реальный ущерб и упущенная выгода.
Под реальным ущербом понимаются расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества.
Согласно пункту 5 статьи 393 ГК РФ суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков, включая упущенную выгоду, определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
По смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.
Бубнову Е.В. на праве собственности принадлежит <адрес>.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на праве собственности принадлежал автомобиль Шкода Рапид VIN № 2021 года выпуска.
ДД.ММ.ГГГГ автомобиль находился припаркованным в районе <адрес>, около ТЦ Торговый дом. ДД.ММ.ГГГГ в 23 час. 28 мин. Бубнову Е.В. стало известно о том, что на автомобиль упало дерево.
Протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ст. дознавателем отдела №1 ОД УМВД России по г.Белгороду Ушаковым И.Ю. 29.11.2021 в 23 час. 30 минут установлено, что на участке местности напротив <адрес> в <адрес> находится автомобиль Шкода Рапид без государственного регистрационного знака. Возле заднего левого колеса находится фрагмент дерева, левая сторона багажника имеет повреждения в виде вмятин, стекло отсутствует, на багажнике и в салоне автомобиля находятся фрагменты стекла, на крыше автомобиля имеются вмятины, задний стоп сигнал оторван.
Заключением кадастрового инженера ИП ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что дерево расположено на муниципальных землях г.Белгорода неразграниченной собственности в границах кадастрового квартала 31:16:0129007.
Согласно информации Белгородского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды-филиал ФГБУ «Центрально-черноземное УГМС» максимальная скорость ветра 29 ноября 2021 года составляла 14 м\с.
В соответствии с п.п. 2.3.1 «Опасные метеорологические явления», пунктом 2 «Природные чрезвычайные ситуации» приложения к Приказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России от 08 июля 2004 года №329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях», источником чрезвычайной ситуации природного характера является сильный ветер, скорость которого превышает 25 м/с и более.
Заключением №048/11-2021 ИП Цой Л.Г. об определении величины причиненного ущерба транспортному средству Шкода Рапид подтверждено, что стоимость восстановительного ремонта составляет 112519 рублей, величина утраты товарной стоимости автомобиля равна 28875 рублей.
Выводы ИП Цой Л.Г. не оспаривались в судебном заседании.
п.5, п.25 ч.1 ст.16, п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решения Совета депутатов города Белгорода от 04.10.2016 №429 «Об учреждении департамента городского хозяйства администрации города Белгорода в форме муниципального казенного учреждения» департамент городского хозяйства администрации города Белгорода является уполномоченным органом исполнительной власти городского округа «Город Белгород» на осуществление дорожной деятельности, в том числе на организацию работ по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа «Город Белгород». Распоряжением администрации города Белгорода от 24.01.2021 №130 путем изменения типа муниципального учреждения создано муниципальное бюджетное учреждение «Управление Белгорблагоустройство». Функции и полномочия учредителя МБУ «УБГБ» осуществляет Департамент городского хозяйство администрации города Белгорода. Согласно п.2.1 Устава Учреждения основной целью его деятельности является выполнение работ, оказание услуг в рамках муниципального задания учредителя (ДГХ) в целях обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Белгород» в сфере коммунального хозяйства эксплуатации и содержанию территорий и объектов внешнего благоустройства города. В п.2.2. Устава МБУ «УБГБ» указано, что для достижения поставленный целей Учреждение осуществляет уход за зелеными насаждениями городского округа, посадку деревьев и кустарников, обрезку и снос сухих и аварийных деревьев. В соответствии с Соглашением о техническом обслуживании и эксплуатации объектов внешнего благоустройства города Белгорода от 05.04.2021 и акта муниципального имущества, переданного в муниципальное бюджетное учреждение «Управление Белгороблагоустройство» на содержание и техническое обслуживание по состоянию на 01.04.2021 года улично-дорожная сеть по <адрес>, межквартальные проезды, <адрес>, газоны по <адрес> переданы МБУ «УБГБ».
В соответствии с п.5, п.25 ч.1 ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с решением Совета депутатов города Белгорода от 04.10.2016 №429 «Об учреждении департамента городского хозяйства администрации города Белгорода в форме муниципального казенного учреждения» департамент городского хозяйства администрации города Белгорода является уполномоченным органом исполнительной власти городского округа «Город Белгород» на осуществление дорожной деятельности, в том числе на организацию работ по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа «Город Белгород».
Распоряжением администрации города Белгорода от 24.01.2012 №130 путем изменения типа муниципального учреждения создано муниципальное бюджетное учреждение «Управление Белгорблагоустройство». Функции и полномочия учреждения МБУ «УБГБ» осуществляет Департамент городского хозяйства администрации города Белгорода.
В п.2.2 Устава МБУ «УБГБ» указано, что для достижения поставленных целей учреждение осуществляет уход за зелеными насаждениями городского округа, посадку деревьев и кустарников, обрезку и снос сухих и аварийных деревьев.
В соответствии с Соглашением о техническом обслуживании и эксплуатации объектов внешнего благоустройства города Белгорода от 05 апреля 2021 года и актом муниципального имущества, переданного в муниципальное бюджетное учреждение «Управление Белгорблагоустройство» на содержание и техническое обслуживание по состоянию на 01.04.2021 года, улично-дорожная сеть по <адрес>, межквартальные проезды, <адрес>, газоны по <адрес> переданы МБУ «УБГБ».
Согласно п.6 Правил благоустройства территории городского округа «Город Белгород» утвержденных решением Белгородского городского Совета от 29.01.2019: газон- элемент озеленения, представляющий собой искусственно созданный участок поверхности, в том числе с травяным покрытием и возможным размещением зеленых насаждений и парковых сооружений; зеленые насаждения- древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения.
Исходя из изложенного уход за деревьями (кустарниками), произрастающими на газонах города, их обрезка и снос сухих и аварийных деревьев-является сферой деятельности МБУ «Управление Белгорблагоустройство».
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Бубнова Евгения Владимировича к ООО УО «Молодежная», администрации города Белгорода о взыскании 141394 рублей- суммы материального ущерба оставить без удовлетворения.
Иск Бубнова Евгения Владимировича к МБУ «Управление БЕЛГОРБЛАГОУСТРОЙСТВО» удовлетворить.
Взыскать с МБУ «Управление БЕЛГОРБЛАГОУСТРОЙСТВО» в пользу Бубнова Евгения Владимировича 141394 рублей- сумму материального ущерба, 4027,88 рублей- в возврат уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Судья