РЕШЕНИЕ
а. Кошехабль 16 марта 2022 года
Судья Кошехабльского районного суда Республики ФИО1 ФИО7,
с участием:
представителя открытого акционерного общества «Адыгеянеруд» ФИО3,
действующей на основании доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «Адыгеянеруд» на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по Республике ФИО1 Южного межрегионального ФИО1 Росприроднадзора №-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Адыгеянеруд» обратилось в Кошехабльский районный суд Республики ФИО1 с жалобой на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по Республике ФИО1 Южного межрегионального ФИО1 Росприроднадзора №-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ, которым общество подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.
При этом указали, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального ФИО1 Росприроднадзора ФИО1 О.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ОАО «Адыгеянеруд» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 60000 рублей.
Обществу вменяется, что в нарушение Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля ОАО «Адыгеянеруд» за 2020 в срок до ДД.ММ.ГГГГ в ФИО1 не представлен, что подтверждается отсутствием указанной информации на сайте Программно-технологический комплекс «Госконтроль».
А так же предоставление недостоверной информации о состоянии окружающей среды в части количества накопленных и образованных отходов за 2020 в Декларации о плате за HBOC за 2020г. И в форме статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2020г.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.
При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
ОАО «Адыгеянеруд» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, как считает административный орган, за непредставление за 2020 год отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК и предоставление недостоверной информации о состоянии окружающей среды в части количества накопленных и образованных отходов за 2020 в Декларации о плате за HBOC за 2020 год. И в форме статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2020 год.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 16 данного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за указанные выше виды вредного воздействия на окружающую природную среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления (действовавшие на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктами 1-3 указанного Порядка установлено, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации перечисленные выше виды вредного воздействия, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, в уполномоченные органы, перечисленные в пункте 2 данного Порядка.
Признавая ОАО «Адыгеянеруд» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, должностное лицо сделало вывод о том, что, не представив расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанные выше период, общество допустило несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы
Исходя из содержания расчета, форма и порядок заполнения и представления которого утверждены названным выше Приказом, он составляется с целью определения размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате деятельности соответствующего субъекта происходит такое воздействие на окружающую среду, которое является негативным.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем, его непредставление не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ.
Таким образом, вывод должностного лица о совершении обществом данного административного правонарушения является необоснованным.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Изложенное, не противоречит правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-АД 14-288.
Кроме того, предоставлять полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а равно сведения о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды должны лица, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
Должностное лицо пришло к выводу о том, что общество оказывало негативное воздействие на окружающую среду путем размещения отходов производства и потребления, которые образуются в процессе осуществления его деятельности, и является лицом, обязанным сообщать вышеуказанную информацию, однако; ее не сообщало.
Обязанность по предоставлению информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы возникает у физических и Юридических лиц только в том случае, когда в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое признается негативным.
Видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году, общество не вело, размещение отходов не осуществляло, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» ОАО «Адыгеянеруд» не осуществляла производственную деятельность.
Более того, отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК за 2020 год, ОАО «Адыгеянеруд» был направлен в ФИО1 заказным письмом (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ и доставлено адресату ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 05 минут, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления полученного с официального сайта Почты России.
Согласно письма Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №-/11 613-ОГ «О предоставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», последним днем срока для предоставления Отчета является 25 марта до двадцати четырех часов.
Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту - 1 Порядка Отчет представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Положения относительно конкретизации представления сроков в зависимости от способа представления Отчета в соответствующий орган в Порядке отсутствуют.
При этом отмечаем, что представление Отчета в соответствующий орган носит гражданско-правовой характер.
Так, согласно части 3 статьи 108 ГПК РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
На основании изложенного просили суд признать постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по Республике ФИО1 Южного межрегионального ФИО1 Росприроднадзора №-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ незаконным и отменить.
Представитель ОАО «Адыгеянеруд» ФИО3 в судебном заседании заявила ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, при этом указала, что в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, составляет один год.
Согласно акту проверки Росприроднадзора №-П, страница №, проведена проверка ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 40 минут до 12 часов, а именно территории Площадки № ОАО «Адыгеянеруд» ДСУ.
Таким образом, как усматривается из материалов дела, а именно акта проверки, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ОАО «Адыгеянеруд» дела об административном правонарушении, были выявлены ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Таким образом, по данному делу об административном правонарушении предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ и истек ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Заинтересованное лицо государственный инспектор отдела государственного экологического надзора по Республике ФИО1 Южного межрегионального ФИО1 Росприроднадзора ФИО1 О.В. извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явилась, в своем письменном заявлении просила оставить постановление 08-01-47-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 8.5 КоАП РФ без изменения.
Заслушав представителя ОАО «Адыгеянеруд» – ФИО4, с учетом письменного заявления заинтересованного лица – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по Республике ФИО1 Южного межрегионального ФИО1 Росприроднадзора ФИО1 О.В., исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, удовлетворить жалобу ОАО «Адыгеянеруд» на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по Республике ФИО1 Южного межрегионального ФИО1 Росприроднадзора №-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ Южного межрегионального ФИО1 Федеральной службы по надзору, в сфере природопользования составленному в ходе проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела государственного экологического надзора по Республике ФИО1 О.В. совместно с руководителем испытательной лаборатории отдела по Республике ФИО1 ФИО2 «ФИО2 по ЮФО» ФИО2 по <адрес> ФИО5, ведущим инженером испытательной лаборатории ФИО2 в присутствии исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Адыгеянеруд» ФИО6, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного экологического надзора по Республике ФИО1 Южного межрегионального ФИО1 Росприроднадзора ФИО1 О.В. составлен протокол об административном правонарушении №-П в отношении ОАО «Адыгеянеруд» по факту выявления вышеуказанных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного экологического надзора по Республике ФИО1 Южного межрегионального ФИО1 Росприроднадзора ФИО1 О.В. вынесено постановление №-П-1 в отношении ОАО «Адыгеянеруд» по ст. 8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.
Согласно ст. ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, составляет один год.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Таким образом, по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Адыгеянеруд» предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ и истек ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На момент вынесения постановления ДД.ММ.ГГГГ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Адыгеянеруд» обратилась в Арбитражный суд Республики ФИО1 с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 08-01-47-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ определением Арбитражного суда Республики ФИО1 арбитражное дело по заявлению ОАО «Адыгеянеруд» о признании незаконным и отмене постановления 08-01-47-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ передано по подсудности в Верховный суд Республики ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ арбитражное дело № А01-1742/2021 по заявлению ОАО «Адыгеянеруд» о признании незаконным и отмене постановления 08-01-47-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ поступило в Верховный суд Республики ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ определением Верховного суда Республики ФИО1 дело по заявлению ОАО «Адыгеянеруд» о признании незаконным и отмене постановления 08-01-47-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ направлено в Кошехабльский районный суд Республики ФИО1 для решения вопроса о принятии к производству.
ДД.ММ.ГГГГ дело по заявлению ОАО «Адыгеянеруд» о признании незаконным и отмене постановления 08-01-47-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ поступило в Кошехабльский районный суд Республики ФИО1.
Согласно ч. 1.1. ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.
Срок производства в Кошехабльском районном суде Республики ФИО1 составил 1 месяц 9 дней.
Согласно Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Таким образом, учитывая тот факт, что пересылка дела не была связана ходатайством лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ОАО «Адыгеянеруд» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ подлежит отмене.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по Республике ФИО1 Южного межрегионального ФИО1 Росприроднадзора №-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.5 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Адыгеянеруд» отменить, производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики ФИО1 в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья /подпись/