РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
04.02.2021.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Казанджян А.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску МУП г.Сочи "Водоканал" к Татулян Г. А. о признании договора недействительной (ничтожной) сделкой,
установил:
Истец МУП г.Сочи "Водоканал" обратилось в Центральный районный суд г.Сочи с иском к Татулян Г.А. о признании договора недействительной (ничтожной) сделкой и обязании обратиться в МУП г.Сочи "Водоканал" с заявлением о заключении договора.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 27.12.2017 между истцом и ответчиком был заключён договор № о подключении жилого дома, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>, с кадастровым номером земельного участка № и площадью земельного участка 700 кв.м к сетям водоснабжения и водоотведения с потребляемой нагрузкой 4,0 куб.м/сутки.
По условиям заключенного договора истец обязывался осуществить технологическое присоединение принадлежащего ответчику на праве собственности жилого дома к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
Однако в нарушение требований действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения указанный договор был заключен в произвольной форме, не соответствующей императивно установленной Постановлением Правительства РФ типовой форме для договоров технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, и не содержащей условия о взимании платы (компенсационных платежей) за технологическое присоединение, то есть на безвозмездной основе.
Договор технологического присоединения отнесен к публичным договорам.
Возможности бесплатного (безвозмездного) подключения, а также рассрочки платежей типовые договоры не предусматривают.
Установление Правительством РФ типовых договоров исключает возможность изменения условий таких договоров по соглашению сторон, поскольку иное бы нарушило принцип равенства условий участников публичного договора.
Постановлением администрации г.Сочи от 08.12.2017 № 2107 были утверждены тарифы МУП г.Сочи "Водоканал" для технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, которые согласно п.8 названного постановления вступали в силу с 01.01.2018.
На момент заключения договора № ТУ/765 тарифы на технологическое присоединение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения утверждены не были.
По правилам п.101 Постановления Правительства РФ от 23.07.2013 № 644 в случае отсутствия на дату обращения заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
В нарушение указанных правил между истцом и ответчиком был заключен договор на безвозмездной основе, что противоречит как вышеуказанным нормам, регулирующим отношения в области водоснабжения и водоотведения, так и не соответствует требованиям установленным Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", согласно пунктам 81, 82 которого плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, как условие спорного договора, освобождающее ответчика от платы за подключение (технологическое присоединение), равно как и заключение договора по форме, не соответствующей Типовой форме для договоров данной категории, не соответствует (противоречит) императивным нормам Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", Постановления Правительства РФ от 13.0.52013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Позиция истца, связанная с установлением обязательного условия платности договора технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, также находит свое подтверждение в письмах Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края (РЭК) от 06.05.2019 (вх. № 7601), и Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 19.08.2019 (вх. № 14705).
Оспариваемый договор также содержит и иные нарушения обязательных требований к подобного рода договорам, что явилось следствием заключением договора в произвольной форме, в то время как при наличии утвержденного типового договора, являющегося обязательным к использованию, стороны не вправе формулировать условия договора о подключении (технологическом присоединении) иным образом.
Поскольку договор заключен с существенным нарушением норм действующего законодательства РФ, регламентирующих порядок заключения договоров технологического присоединения к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, а именно на безвозмездной основе, и по форме не соответствующей Типовому договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, то договор № ТУ/765 от 27.12.2017 является недействительной (ничтожной) сделкой, не влекущей юридических последствий.
Несмотря на то, что по категории споров о признании сделок недействительными (ничтожными) соблюдение претензионного порядка не требуется, поскольку предметом иска является требование, не связанное с исполнением договора, в адрес ответчика истцом было направлено письмо претензионного характера с обоснованием незаконности заключенного договора и требованием обратиться в МУП г.Сочи "Водоканал" для заключения нового договора технического присоединения по правилам действующего законодательства.
Каких-либо действий, указанных в претензии ответчик не произвел, ответ на претензию в адрес истца не направил.
На основании изложенного истец просит суд признать договор № ТУ/765 от 27.12.2017 заключённым между истцом и ответчиком о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения недействительной (ничтожной) сделкой., взыскать с ответчика государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления в размере 6000 рублей.
Сторона истца просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, что допускается правилами ст.167 ГПК РФ.
Ответчик в судебное заседание не явился.
Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий (ч.2 ст.113 ГПК РФ).
Судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки (ч.1 ст.116 ГПК РФ).
В силу ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как следует из материалов дела, судом своевременно ответчику направлялось извещение о времени и месте рассмотрения дела. В место вручения извещение поступило 27.01.2021, однако по вине ответчика не было своевременно получено. При указанных обстоятельствах риск неполучения извещения лежит на ответчике, а суд был вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
Кроме того, о дне судебного заседания ответчик извещался, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Центрального районного суда г.Сочи на основании ч.2.1 ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки не представил, в связи с чем, в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 27.12.2017 между истцом и ответчиком был заключён договор № ТУ/765 о подключении жилого дома, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>, с кадастровым номером земельного участка № и площадью земельного участка 700 кв.м к сетям водоснабжения и водоотведения с потребляемой нагрузкой 4,0 куб.м/сутки.
Согласно п.1 ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 указанной статьи, ничтожны.
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также – подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
В соответствии с ч.3 ст.18 указанного Федерального закона договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с ч.15 ст.18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, а также п.5 Раздела 2 Постановления Правительства РФ от 23.07.2013 № 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с ч.13 ст.18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что договор ТУ/765 от 27.12.2017 не содержит условия о его платности, то есть является безвозмездным.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 изменена редакция п.11 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, ранее допускавшая подключение без взимания платы. Из указанной нормы о возможности бесплатного подключения исключены отношения по подключению к системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, п.11 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, в новой редакции, действовавшей на момент заключения сторонами договора, исключал возможность бесплатного подключения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения при наличии у исполнителя инвестиционной программы.
В момент заключения спорного договора отсутствовали подзаконные нормативные акты, регулирующие заключение и исполнение публичных договоров о подключении к системам холодного водоснабжения, предусматривающие возможность освобождения заказчика от платы за технологическое присоединение к сетям холодного водоснабжения.
Нормы ст.18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, регулирующие вопросы водоснабжения и водоотведения, не предусматривают возможность освобождения заказчика от оплаты за подключение к централизованным системам водоснабжения и канализации.
Разделом V типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения / водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", предусмотрено установление платы и порядок внесения таковой за технологическое присоединение.
Возможности бесплатного (безвозмездного) подключения указанные типовые договоры не предусматривают.
Обязательное условие о внесении платы за подключение (технологическое присоединение) предусмотрено пп.13 ст.18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ. Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается (пп.14 ст.18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Согласно п.101 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", в случае отсутствия на дату обращения заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
Постановление администрации г.Сочи от 27.02.2017 № 1523 утверждены схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2015 - 2032 гг., целью которой является развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения города-курорта Сочи.
Постановлением администрации г.Сочи от 08.12.2017 № 2107 были утверждены тарифы МУП г.Сочи "Водоканал" для технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, которые согласно п.8 названного постановления вступали в силу с 01.01.2018.
Таким образом, сторонами был заключен договор, нарушавший требования действовавшего на момент его заключения законодательства.
Кроме того, судом установлено, что договор ТУ/765 от 27.12.2017 заключён в форме, не соответствующей установленной Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" типовой форме.
В соответствии с п.3 ст.166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ст.3, пункты 4 и 5 ст.426 ГК РФ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности доводов истца и находит возможным удовлетворить требования истца о признании договора ТУ/765 от 27.12.2017 недействительной (ничтожной) сделкой.
Вместе с тем, принимая во внимание то, что договор подключения является публичным, ответчик не лишен возможности заключить указанный договор вновь в полном соответствии с требованиями закона.
Положениями п.1 ст.98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса.
В силу того, что истцом понесены расходы по уплате государственной пошлины, то согласно пп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в пользу истца МУП г.Сочи "Водоканал" подлежат взысканию судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать договор ТУ/765 от 27.12.2017, заключенный между МУП г.Сочи "Водоканал" и Татулян Г. А. о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения недействительной (ничтожной) сделкой.
Взыскать с Татулян Г. А. в пользу МУП г.Сочи "Водоканал" судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Отказать в удовлетворении остальной части иска.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 10.02.2021.
Председательствующий