Дело № 1-183/2024
УИД 59RS0035-01-2024-001191-17
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Соликамск 23 апреля 2024 года.
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего Чагина А.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием государственных обвинителей: ФИО12, ФИО13,
подсудимого Русанова И.А.,
защитника ФИО4,
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Русанова И. А., обвиняемого в совершении семи преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ,
у с т а н о в и л:
Русанов И.А. обвиняется в совершении семи хищений чужого имущества путем обмана, совершенных с причинением значительного ущерба гражданину, а также в крупном размере, организованной группой.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 237 УПК РФ судья по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного обвинительного заключения.
В соответствии с п. 3, 8 ч.1 ст. 220 УПК РФ в обвинительном заключении следователь указывает существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела, данные о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением.
В соответствии с п. 2, 4 ч.1 ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; характер и размер вреда причиненного преступлением.
При изучении материалов уголовного дела и после оглашения в судебном заседании обвинительного заключения установлено, что по настоящему уголовному делу по обвинению Русанова И.А. в совершении ряда преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ, в обвинительном заключении фактически достоверно не установлены мотивы, цели, последствия совершения преступлений, данные о потерпевших, характере и размере вреда, причиненного им преступлением. Так:
- при описании обвинения Русанова И.А. в хищении денежных средств Потерпевший №2, указано, что «куратор сообщил курьеру Русанову И.А. забрать имеющиеся у Потерпевший №1 денежные средства в сумме 500 000 рублей, а Русанов И.А. путем обмана похитил денежные средства у Потерпевший №2 в сумме 150 000 рублей». (лист 13). При этом Русанов И.А. обвиняется в хищении денежных средств с причинением ущерба Потерпевший №1 в крупном размере, а Потерпевший №2 с причинением значительного ущерба, что влияет на квалификацию действий обвиняемого,
- при описании обвинения Русанова И.А. в хищении денежных средств Потерпевший №7 в сумме 110 000 рублей, указано, что, таким образом, Русанов И.А. похитил путем обмана денежные средства Потерпевший №6 в сумме 110 000 рублей. (лист 39),
- при описании обвинения Русанова И.А. в хищении денежных средств Потерпевший №5 указано, что руководитель организованной группы передал куратору информацию о стационарном абонентском номере телефона Потерпевший №4, с целью дальнейшего совершения в отношении Потерпевший №4 преступления совместно с членами преступной группы, а также куратор в момент передачи Потерпевший №4 денежных средств Русанову И.А. контролировал действия Русанова И.А. (лист 26, 28).
Данные обстоятельства суд не признает технической ошибкой, поскольку они носят разный характер, а также по обвинению Русанова И.А. в совершении разных преступлений.
Обвинительное заключение следует считать соответствующим требованиям уголовно-процессуального закона, если в нем изложены все предусмотренные законом обстоятельства, в том числе существо обвинения с указанием в полном объеме данных, подлежащих доказыванию и имеющих значение для дела.
Обвинительное заключение по настоящему уголовному делу как итоговый документ органов предварительного следствия составлено с нарушением требований уголовно процессуального закона, поскольку по эпизодам обвинения в совершении ряда преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ, имеющих материальные последствия, фактически достоверно не установлены мотивы, цели, последствия совершения преступлений, данные о потерпевших, характере и размере вреда, причиненного им преступлением.
Отсутствие в обвинительном заключении сведений об обстоятельствах, подлежащих обязательному установлению при обвинении лица в совершении преступлений, и имеющих значение для дела – в данном случае мотива, цели, последствий совершения преступлений, данных о потерпевших, характере и размере вреда, причиненного им преступлением, исключает возможность рассмотрения уголовного дела на основании данного обвинительного заключения, поскольку ущемляет право обвиняемого знать, в чем конкретно он обвиняется и нарушает его право на защиту, а также нарушает право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Данное нарушение уголовно-процессуального закона является существенным и неустранимым в судебном заседании.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 08 декабря 2003 года № 18-П именно в досудебном производстве происходит формирование обвинения, которое впоследствии становится предметом судебного разбирательства и определяет его пределы (ч.1 ст. 252 УПК РФ). С учетом содержания и значимости досудебного производства уголовно-процессуальный закон гарантирует обвиняемому на стадии предварительного расследования право знать, в чем он обвиняется, пользоваться помощью защитника, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться по окончании дознания или предварительного следствия со всеми материалами уголовного дела и ряд других прав (ст. 47 УПК РФ); потерпевший, в свою очередь, вправе знать о предъявленном обвиняемому обвинении, иметь своего представителя, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться с материалами уголовного дела и т.д. (ст. 42 УПК РФ). Нарушение процессуальных прав потерпевшего и обвиняемого в стадии предварительного расследования может лишить их эффективной судебной защиты. В случае выявления допущенных органами дознания или предварительного следствия процессуальных нарушений суд вправе, самостоятельно и независимо осуществляя правосудие, принимать в соответствии с уголовно-процессуальным законом меры по их устранению с целью восстановления нарушенных прав участников уголовного судопроизводства и создания условий для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу, в том числе возвратить уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
В судебном заседании государственный обвинитель заявил ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом. Подсудимый Русанов И.А. и защитник поддержали ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы уголовного дела, приходит к выводу о том, что обвинительное заключение составлено с нарушением положений п. 3, 8 ч. 1 ст. 220 УПК РФ, что препятствует суду рассмотреть уголовное дело по существу и постановить приговор или вынести иное решение, предусмотренное нормами УПК РФ и уголовное дело в отношении Русанова И.А. подлежит возвращению прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом. При этом устранение указанных нарушений не является восполнением неполноты предварительного следствия.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 4 марта 2003 года № 2-П возвращение уголовного дела прокурору имеет целью приведение процедуры предварительного расследования в соответствие с требованиями, установленными в уголовно-процессуальном законе, что дает возможность после устранения выявленных существенных процессуальных нарушений вновь направить дело в суд для рассмотрения по существу и принятия решения. Тем самым обеспечиваются гарантированные статьями 46,52 Конституцией Российской Федерации право обвиняемого на судебную защиту и право потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Меру пресечения Русанову И.А. следует оставить прежней - в виде заключения под стражу на срок, установленный постановлением <данные изъяты> от 04 апреля 2024 года - до 29 июня 2024 года.
Руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 236, п. 1 ч.1, ч. 3 ст. 237 УПК РФ,
п о с т а н о в и л :
░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 159 ░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ 29 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░, ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░