Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-743/2023 ~ М-615/2023 от 21.06.2023

Дело № 2-743/2023                                 <данные изъяты>

УИД: 29RS0021-01-2023-000843-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк                                 16 августа 2023 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Алиева Н.М.,

при секретаре судебного заседания Дурягиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецова С.Е. к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации в связи с увольнением за пятый и шестой месяцы после увольнения, компенсации морального вреда,

установил:

Кузнецова С.Е. обратилась в Плесецкий районный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее по тексту – УФНС по области и НАО) о взыскании компенсации в связи с увольнением за пятый и шестой месяцы после увольнения, компенсации морального вреда.

Требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС № 6 по Архангельской области и НАО (далее по тексту – Инспекция) в должности государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта отдела общего обеспечения. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности гражданской службы по п. 8.2, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что за 4 месяца работу не смогла найти и решениями органами службы занятости населения ей выплачена компенсация за 5 и 6 месяцы после увольнения в размере 75 803 руб. 20 коп. При расчете сумму компенсации денежного содержания за 5 и 6 месяцы УФНС по области и НАО не учтены денежные суммы в виде материального и дополнительного стимулирования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считая свои права нарушенными просит суд взыскать с ответчика в свою пользу компенсации в связи с увольнением за пятый и шестой месяцы после увольнения в размере 74 592 руб. 80 коп., компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Согласно доводам письменных возражений на исковое заявление, с требованиями Кузнецова С.Е. представитель УФНС по области и НАО полностью не согласен, просит в иске отказать.

Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

В силу ч. 5, 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 данной статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее по тексту – Правила № 562).

Пунктом 2 Правил № 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ с УФНС по области и НАО в пользу истца взысканы недоплаченные отпускные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 83 415 руб., компенсацию при сокращении за 4 месяца в сумме 149 186 руб.

Судом установлено, что на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в МРИ ФНС № 6 по Архангельской области и НАО от ДД.ММ.ГГГГ, истец принята на должность специалиста 2 разряда отдела общего обеспечения МРИ ФНС № 6 по Архангельской области и НАО.

Дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, истец переведена на должность специалиста 1 разряда отдела общего обеспечения МРИ ФНС № 6 по Архангельской области и НАО.

Дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, истец переведена на должность ведущего специалиста-эксперта отдела общего обеспечения МРИ ФНС № 6 по Архангельской области и НАО.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности гражданской службы по п. 8.2, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

При увольнении Кузнецова С.Е. в ноябре 2022 года произведена выплата, в числе прочего, компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме 151 606 руб. 40 коп., компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 16 дней в сумме 2 507 руб. 70 коп.

В силу положений ч. 3.1, ч. 3.2 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему, уволенному из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным п.п. 8.2 и 8.3 ч. 1 данной статьи, помимо выплачиваемой при увольнении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, дополнительно выплачивается соответствующая компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.

Из искового заявления следует, что истец полагает подлежащими взысканию в свою пользу компенсацию за пятый и шестой месяцы после сокращения в размере 75 803 руб. 20 коп., поскольку она не смогла найти работу после сокращения, а выплаченная органом службы занятости выплата произведена без учета выплаченных истцу в период работы материального стимулирования.

К исковым требованиям приложен расчет заявленных сумм, которые представитель ответчика счел арифметически верными, однако не подлежащими взысканию.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Как разъяснено в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.

В письме Минтруда России от 07 июня 2019 года № 18-4/10/В-4438 «О доведении размера денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах, до уровня не ниже минимального размера оплаты труда» разъяснено, что до перехода на новые условия оплаты труда в целях решения задачи по доведению уровня оплаты труда гражданских служащих до конкурентного на рынке труда во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» ежегодно (для центральных аппаратов с 2013 года, а для территориальных органов с 2014 года) в федеральном бюджете предусматриваются средства на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Из приведенных нормативных положений следует, что средства материального стимулирования и дополнительного стимулирования, выплаченные истцу за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда (4 раза в год), относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входят в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу о том, что выплаченные истцу средства материального стимулирования и дополнительного стимулирования в спорный период, должны учитываться при расчете среднего заработка (денежного содержания) для расчета оплаты отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации, выплачиваемой при увольнении.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

Судом принимается представленный истцом расчет суммы исковых требований, который судом признается арифметически правильными.

В этой связи исковые требования Кузнецова С.Е. о взыскании с УФНС по области и НАО в ее пользу компенсации в связи с увольнением за пятый и шестой месяцы после увольнения в размере 74 592 руб. 80 коп., подлежат удовлетворению.

Исковые требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в части седьмой ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В период замещения должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной ИФНС России № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, на истца распространялись положения Закона № 79-ФЗ.

Частью 16 ст. 70 Закона № 79-ФЗ предусмотрено, что суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о взыскании в его пользу денежной компенсации причинённого ему морального вреда в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы.

Рассматриваемый спор к указанным случаям не относится, поэтому правовые основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда отсутствуют.

Истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1 и 19 п. 1 ст. ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

В силу ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кузнецова С.Е. к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации в связи с увольнением за пятый и шестой месяцы после увольнения, компенсации морального вреда – удовлетворить.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) в пользу Кузнецова С.Е. (ИНН <данные изъяты>) компенсации в связи с увольнением за пятый и шестой месяцы после увольнения в размере 74 592 (семьдесят четыре тысячи пятьсот девяносто два) руб. 80 (восемьдесят) коп.

В удовлетворении требований Кузнецова С.Е. о взыскании с Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2023 года.

Председательствующий:        <данные изъяты>         Н.М. Алиев

<данные изъяты>

2-743/2023 ~ М-615/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузнецова Светлана Евгеньевна
Ответчики
УФНС России по Архангельской области и НАО
Суд
Плесецкий районный суд Архангельской области
Судья
Алиев Натиг Микаилович
Дело на странице суда
pleseck--arh.sudrf.ru
21.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2023Передача материалов судье
21.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2023Переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства
14.07.2023Вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства
16.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее