Дело № 2-613/2020
43RS0018-01-2020-000974-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Котельнич Кировской области 03 декабря 2020 года
Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Перминовой Н.В.,
с участием истцов Артемьевой Т.М., Мухачева П.И., Ложеницына С.А., Береснева Н.М.,
представителя истцов Балдиной С.Н.,
представителей ответчика Низамудиновой А.Н., Зворыгиной Н.В.,
при секретаре Зыкиной Л.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артемьевой Т. М., Артемьева А. Н., Артемьева Н. А., Протасовой Т. Д., Мухачева П. И., Мамаевой Т. Г., Ложеницына С. А., Глушковой И. А., Андриановой Л. П., Селезенева А. С., Селезеневой Н. В., Береснева Н. М., Бересневой Г. В., Шалагиновой И. Н., Игошина А. АлексА.а к АО «Куприт» о защите прав потребителей, освобождению от платы коммунальной услуги за обращение с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Артемьева Т.М., Артемьев А.Н., Артемьев Н.А., Протасова Т.Д., Мухачев П.И., Мамаева Т.Г., Ложеницын С.А., Глушкова И.А., Андрианова Л.П., Селезенев А.С., Селезенева Н.В., Береснев Н.М., Береснева Г.В., Шалагинова И.Н., Игошин А.А. обратились в суд с исковым заявлением к АО «Куприт» о защите прав потребителей, освобождению от платы услуги за обращение с твердыми коммунальными отходами. В обоснование требований указав, что ответчик является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области и оказывает услуги по вывозу и сбору ТКО. Истцы являются собственниками (членами семьи собственника) жилых домов расположенных по <адрес> <адрес>. Ближайшие контейнеры для сбора мусора установлены по <адрес> <дд.мм.гггг>, по <адрес> с <дд.мм.гггг>. Расположение указанных контейнеров не соответствует п.2.2.3 Сан ПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных пунктов», согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м. Однако расстояние до установленных площадок значительно больше, в связи с чем вынуждены сжигать ТКО в печи, органические материалы складировать в компост, а также по дороге на работу вывозить мусор в другие контейнеры. Считают, что услуга по вывозу ТКО ответчиком оказывается ненадлежащим образом.
Просят возложить на ответчика обязанность освободить от оплаты за обращение с ТКО в период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>: Протасову Т.Д. на сумму 1326,86 рублей, Мухачева П.И. на сумму 746,08 рублей, Мамаеву Т.Г. на сумму 908,27 рублей, Ложеницына С.А. на сумму 956,19 рублей, Глушкову И.А. на сумму 93,70 рублей, Андрианову Л.П. на сумму 1747,64 рублей, Селезенева А.С. и Селезеневу Н.В. на сумму 1918,35 рублей, Артемьева Н.А., Артемьеву Т.М. и Артемьеву А.Н. на сумму 2877,52 рублей, Береснева Н.М., Бересневу Г.В., Шалагинову И.Н. на сумму 3377,73 рублей, Игошина А.А. на сумму 2140,67 рублей; взыскать денежные средства, неосновательно взысканные за услугу по обращению с ТКО в пользу Мухачева П.И. за январь, февраль 2019 в размере 163,93 рубля, в пользу Мамаевой Т.Г. за ноябрь 2019 в размере 50,92 рубля, в пользу Глушковой И.А. за период с ноября 2019 по июль 2020 в размере 865,49 рублей, в пользу Береснева Н.М. за февраль 2019 в размере 458,98 рублей, в пользу Игошина А.А. за январь 2019 в размере 229,49 рублей; не начислять плату за обращение с ТКО до начала фактического предоставления указанной услуги истцам.
Определением суда от <дд.мм.гггг> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен АО «ЭнергосбыТ Плюс».
Протокольным определением суда от <дд.мм.гггг> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено ООО «КДУ-3».
В судебном заседании истцы Ложеницын С.А., Береснева Г.В., Мухачев П.И., Артемьева Т.М. и их представитель Балдина С.Н. на заявленных требованиях настаивали, просили их удовлетворить. Представитель Балдина С.Н. дополнительно пояснила, что истцам не оказывается услуга по обращению с ТКО, поскольку контейнерные площадки расположены от домов истцов на расстоянии более 100 метров, и истцы не имеют возможности выносить мусор за 800 – 1300 метров. Прокуратура вынесла предписание в адрес ответчика о недопущении начисления платы за ТКО, в связи с отдаленностью контейнерных площадок от домов истцов, однако ответчик начисляет плату до настоящего времени. Не возражают, что ответчиком добровольно сделан перерасчет платы, но они просят полного освобождения от платы по коммунальной услуге, поскольку она им не оказывается.
Истцы Артемьев Н.А., Глушкова И.А., Андрианова Л.П., Артемьев А.Н., Шалагинова И.Н., Мамаева Т.Г. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства, просили о рассмотрении дела без своего участия.
Истцы Протасова Т.Д., Селезенев А.С., Селезенева Н.В., Береснев Н.М., Игошин А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства, о причинах неявки не сообщили.
Представители ответчика АО «Куприт» в судебном заседании исковые требования не признали, указали, что согласно п.98 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам. Оператором, оказывающим услугу по обращению с ТКО в <адрес> является ООО «КДУ-3». Расположение контейнерной площадки на расстоянии более 100 м. от жилых зданий само по себе не свидетельствует о том, что коммунальная услуга по вывозу ТКО не оказывается. Освобождение от оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО не предусмотрено. Ответственность за организацию мест (площадок) накопления ТКО и определение схемы их расположения, в том числе с учетом требования СанПиН 2.1.2.2645-10, несет <адрес>. В связи с отсутствием мест (площадок) накопления ТКО в <адрес> в период с 01.01.2019 по 03.05.2019 коммунальная услуга истцам не оказывалась, в связи с чем был произведен перерасчет (снятие) платы за январь-февраль 2019 г., с марта 2019 начисление платы не производилось. С 04.05.2019 региональный оператор начал оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО, расположенной по <адрес>, которая создана органом местного самоуправления, внесена в реестр мест площадок накопления ТКО и доступна для неопределенного круга лиц. Также истцам производились перерасчеты платы в связи с нарушением региональным оператором периодичности вывоза ТКО за период с мая по декабрь 2019 г. и за январь-февраль 2020 г. 13.03.2020 Администрацией Котельничского района внесено в реестр и создано еще одно место (площадка) накопления ТКО по <адрес>. В настоящее время также произведен перерасчет коммунальной услуги по обращению с ТКО в связи с некачественным оказанием услуги за период с 01.03.2020 по 31.07.2020. Оснований для освобождения от оплаты по обращению с ТКО не установлено, отдаленность контейнерных площадок от жилых домов истцов на расстоянии более 100 метров не является доказательством непредоставления коммунальной услуги.
Представитель администрации Котельничского района Кировской области в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании представитель Решетников М.А. пояснил, что Администрацией Котельничского района проводится работа по вопросу установки дополнительных контейнерных площадок, так как данный населенный пункт расположен вдоль федеральной трассы, а земельный участок, на котором возможно расположение контейнерных площадок, расположен в полосе отвода федеральной трассы, возникли проблемы с размещением контейнеров вблизи домов. Не решен вопрос о возможности организации помешочного сбора в данном населенном пункте, поскольку невозможно производить остановку транспортного средства для выгрузки и погрузки отходов ТКО, так как проходит федеральная трасса.
Представитель администрации Биртяевского сельского поселения Котельничского района Кировской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель АО «ЭнергосбыТ Плюс» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без своего участия, в письменных возражениях указал, что между АО «Куприт» и АО «ЭнергосбыТ Плюс» в период спорных правоотношений действовал агентский договор <№>, согласно которому АО «ЭнергосбыТ Плюс» от имени и за счет АО «Куприт» оказывает услуги по расчету и начислению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям-физическим лицам на территории Кировской области, приему и учету оплаты, обработке поступивших платежей и платежных документов в разрезе лицевых счетов, перерасчету платежей и т.д. Потребитель в данном агентском договоре стороной не является, договорные отношения по предоставлению услуги между АО «ЭнергосбыТ Плюс» и истцами отсутствуют. Принятие решения о перерасчете коммунальной услуги находится в компетенции АО «Куприт». Нормами Правил оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 не предусмотрен перерасчет платы в связи с отсутствие контейнеров в пределах 100 метров от жилого дома, отсутствие контейнеров в пределах указанной зоны не свидетельствует о незаконности действий ответчика по начислению платы, расположение контейнеров на большем расстоянии само по себе не свидетельствует об отсутствии оказания ответчиком коммунальной услуги.
Представитель третьего лица ООО «КДУ-3» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без своего участия, в возражениях указал, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно п.9 Правил №1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В соответствии с реестром мест накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа города Котельнича Кировской области, ближайшими площадками к жилым домам истцов являются площадки, расположенные по <адрес>. Бесконтейнерный сбор ТКО (в пакеты или другие емкости) не предусмотрен в <адрес>. Указанные места накоплений твердых коммунальных отходов являются контейнерными площадками общего пользования. Расстояние от самого дальнего жилого дома одного из истцов, расположенного по <адрес>, до данных контейнерных площадок составляет 720 м- 840 м (10 минут пешком), а от ближайшего из домов, расположенного по <адрес>, - 320м - 450м. ООО «КДУ-3» осуществляло транспортирование ТКО с вышеуказанных контейнерных площадок, а также с контейнерных площадок, расположенных по <адрес>, с периодичностью, установленной действующим законодательством. Удаленность мест накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии более 100 м. от домов истцов не свидетельствует о не накоплении ими ТКО, и неоказании им услуг по обращению с ТКО. Ответственность за создание мест накопления ТКО и оборудование их в соответствии с требованиями санитарного законодательства несут органы местного самоуправления, а не региональный оператор по обращению с ТКО. В силу подпункта «д» пункта 148(24) Правил № 354, потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО имеет право: требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом X данных Правил №354. . Допустимым доказательством оказания услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества могут являться лишь акты проверки, составленные с участием представителя регионального оператора, а основанием для изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (перерасчета) заявление потребителя с приложением указанного акта. Вместе с тем, таких доказательств материалы дела не содержат. Просят в иске отказать.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесена к коммунальным.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Согласно ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований; органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных по <адрес> протяженностью около 1 км. Данная улица проходит вдоль федеральной трассы, находящаяся в черте города Котельнич Кировской области.
В соответствии с соглашением «Об организации деятельности по обращению с ТКО на территории <адрес>» от 24.04.2018, заключенного между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО «Куприт», региональным оператором Кировской области по обращению с ТКО с 01.01.2019 является АО «Куприт».
На основании п. 4 ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в соответствии с реестром мест накоплений твердых бытовых отходов по территории Котельничского муниципального района Кировской области органом местного самоуправления организовано ближайшее место накопления твердых коммунальных отходов относительно жилых помещений истцов, расположенных по <адрес> - контейнерная площадка по <адрес>; относительно жилых помещений истцов, расположенных по <адрес> - контейнерная площадка по <адрес> (л.д.31 т.2).
Установлено, что начиная с 01.01.2019 ежемесячно в составе платежных документов, Кировским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс», в адрес истцов направлялись квитанции об оплате услуги за обращение ТКО.
В связи с отсутствие мест (площадок) накопления ТКО в д.Наймушины в период с 01.01.2019 по 03.05.2019 коммунальная услуга не оказывалась, поэтому ответчиком был произведен перерасчет (снятие) платы за январь-февраль 2019 г., с марта 2019 начисление платы не производилось. С 04.05.2019 региональный оператор начал оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО, расположенной по <адрес>, которая создана органом местного самоуправления, внесена в реестр мест площадок накопления ТКО и доступна для неопределенного круга лиц. Истцам неоднократно производились перерасчеты платы за коммунальную услугу в связи с некачественным ее оказанием, за период с мая 2019 по июль 2020 г.
Истцы, указывая, что услуга по обращению ТКО им не оказывается, так как, в нарушение санитарных норм и правил, места накопления расположены от их жилых помещении на расстоянии более 100 м (до 1 км), обратились в суд с настоящим иском об освобождении от уплаты за коммунальную услугу.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского Кодекса РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 641).
Согласно пункту 9 Правил N 641, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 10 Правил N 641, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Как было установлено выше и следует из материалов дела, с 01.01.2019 на территории Кировской области услуги по вывозу твердых коммунальных отходов оказывает АО «Куприт» (региональный оператор), в том числе, жителям улицы <адрес> с 03.05.2019 года.
На основании агентского договора <№> от <дд.мм.гггг>, заключенного между АО «Куприт» и Кировским филиалом АО «ЭнергосбыТ плюс», в адрес истцов региональным оператором в составе платежных квитанций, выставляемых Кировским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс», направляются платежные документы по оплате услуги регионального оператора по обращению с ТКО исходя из объема оказанной услуги ежемесячно.
Размер услуги ТКО, выставляемой к оплате истцам рассчитан в соответствии с тарифами, и не оспаривается сторонами.
В силу п. 13 Правил обращения с ТКО <№> оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, включая уборку мест погрузки, под которой понимаются действия по подбору оброненных при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
На основании п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» ответственность по созданию, определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО, ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления, которые определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ, путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, ответственность за создание мест накопления ТКО и оборудование их в соответствии с требованиями санитарного законодательства несут органы местного самоуправления.
Действительно, в соответствии с требованиями п. 8.2.5. «СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», на которые ссылаются истцы, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100м.
Однако данный пункт не устанавливает требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти расстояние от 20 м до 100 м, а содержит требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания.
Вместе с тем, истцы не лишены возможности обращения в органы местного самоуправления для установки дополнительных контейнеров для накопления ТКО в местах их проживания, поскольку создание мест (площадок) накопления ТКО не относится к сфере обязательств исполнителя услуги АО «Куприт».
Доводы истцов о том, что накопления твердых коммунальных отходов ими складируются, хранятся и уничтожаются самостоятельно, путем сжигания в печках, компостирования, сдачи металлолома, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку доказательств самостоятельного вывоза истцами и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, либо заключения соответствующих договоров на вывоз ТКО с третьими лицами, а также не использования установленных мусорных контейнеров, не представлено.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно пунктам 3 и 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Таким образом, собственник (пользователь) жилого помещения, в котором образуются твердые коммунальные отходы вправе осуществлять только накопление ТКО, для их последующего транспортирования операторами по обращению с ТКО до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения, при этом самостоятельная обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО (включая сжигание, закапывание и т.п.) запрещена.
Принимая во внимание фактическое осуществление ответчиком, являющимся единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с ТКО, вывоза бытовых отходов, в том числе с площадок, закрепленных за истцами, учитывая отсутствие достоверных доказательств самостоятельного вывоза и утилизации истцами бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, а также неиспользования установленных контейнеров, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения истцов от обязанности оплаты услуг по вывозу ТКО за спорный период.
Отсутствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии, предусмотренном СанПиН, не является причиной считать услугу по вывозу ТБО не оказанной и основанием для освобождения истцов от оплаты этой коммунальной услуги. Доказательств нарушения прав истцов и незаконности начисления платы за вывоз твердых коммунальных отходов, а также доказательств того обстоятельства, что существующие размещенные контейнерные площадки нарушают какие-либо права истцов, не представлено.
Более того, согласно п.14845 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты от такой услуги при предоставлении коммунальной услуги по обращению ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Иных оснований для уменьшения платы либо освобождения от нее Правилами не предусмотрено.
Вместе с тем, ответчик неоднократно в одностороннем порядке производил истцам перерасчет коммунальной услуги за ненадлежащее качество и перерывы предоставления указанной услуги (периодичность вывоза ТБО), в том числе за спорный период, что сторонами не оспаривается.
Доводы истца Мухачева П.И. о том, что он проживает по другому адресу, где оплачивает данную коммунальную услугу, а в жилом доме в д.Наймушины не проживает постоянно, не является основанием для освобождения собственника от обязанности оплачивать коммунальные услуги, поскольку в соответствии с пунктом 148 (36) Правил N 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Положениями ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Артемьевой Т. М., Артемьева А. Н., Артемьева Н. А., Протасовой Т. Д., Мухачева П. И., Мамаевой Т. Г., Ложеницына С. А., Глушковой И. А., Андриановой Л. П., Селезенева А. С., Селезеневой Н. В., Береснева Н. М., Бересневой Г. В., Шалагиновой И. Н., Игошина А. АлексА.а к АО «Куприт» о защите прав потребителей, освобождению от платы услуги за обращение с твердыми коммунальными отходами, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2020года.
Судья Перминова Н.В.