Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-192/2024 ~ М-121/2024 от 25.03.2024

УИД 11RS0017-01-2024-000275-69 дело № 2-192/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Визинга Республики Коми

24 апреля 2024 года

Сысольский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,

при секретаре Касевой Л.Н.,

с участием помощника прокурора Сысольского района Чернышевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сысольского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 8 общеразвивающего вида» с. Визинга об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, доступности маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сысольского района Республики Коми, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МДОУ «Детский сад № 8 общеразвивающего вида» с. Визинга с требованиями обеспечить учреждение в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу беспрепятственным доступом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения путем оснащения пандусом в соответствии с подп. «г» п. 11 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», п.п. 3.15, 5.1.11, 5.1.14, 5.1.16, 5.1.17, 6.1.2., 6.2.8, 6.2.9, 6.2.10, 6.2.11 Свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; обеспечить учреждение в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа к объекту (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения путем оснащения доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте, вывесками с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оснастить в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу проступи краевых ступеней лестничного марша полосами, контрастными с поверхностью ступеней в соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020.

В обоснование требований указывает, что прокуратурой Сысольского района проведена проверка соблюдения МДОУ «Детский сад № 8 общеразвивающего вида» с. Визинга требований законодательства о социальной защите инвалидов, доступности маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры на основании анализа состояния законности в анализируемой сфере.

При проведении проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм в МДОУ «Детский сад № 8 общеразвивающего вида» с. Визинга беспрепятственный доступ инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения не обеспечен, пандус, обеспечивающий безопасный вход для граждан с ограниченными возможностями, отсутствует. Таким образом, условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения не созданы. Отсутствуют носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения. Вход на земельные участки вышеуказанных образовательных организаций не оборудован доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте, вывесками с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненными рельефно­точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом в учреждении отсутствуют. Кроме того, проступи краевых ступеней лестничного марша не имеют полос, контрастных с поверхностью ступени, что является нарушением п. 6.2.8 СП 59.13330.2020. Выявленные нарушения являются недопустимыми и нарушают гарантированные законодательством права инвалидов, маломобильных групп населения, свидетельствуют о неисполнении учреждением норм действующего законодательства в части обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, тем самым ограничивая права граждан на достойную жизнь и свободное развитие человека. Указанные вопросы являлись предметом проведенной прокуратурой района в 2023 году проверки, по результатам которой выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования. 30.06.2023 прокуратурой Сысольского района внесено представление об устранении выявленных нарушений в адрес директора МДОУ «Детский сад № 8 общеразвивающего вида» с. Визинга. Указанное представление рассмотрено, однако, по результатам рассмотрения представления установлено, что выявленные нарушения не устранены, что послужило основанием для проведения повторной проверки 14.03.2024. В ходе проведения повторной выездной проверки также установлено, что все указанные ранее нарушения до настоящего времени не устраняются.

Помощник прокурора Сысольского района Республики Коми Чернышева А.Ю. в судебном заседании поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении исковые требования.

Представитель ответчика МДОУ «Детский сад № 8 общеразвивающего вида» с. Визинга по доверенности Носкова И.Н. в судебном заседании с требованиями прокурора Сысольского района Республики Коми согласилась. Считает достаточным срок 2 года для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов, доступности маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.

Третьи лица Администрация МР «Сысольский», Управление образования АМР «Сысольский», уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, мнения по заявленным требованиям не выразили.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ при установленной явке.

Заслушав помощника прокурора Сысольского района Республики Коми, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст.ст. 2, 7, 72 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях обеспечения которых деятельность государства (государственных органов) направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее-Федеральный закона № 273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно ст. ст. 7, 43 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

На территории Российской Федерации, согласно положениям Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом», гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

Часть 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 22Э-ФЗ гласит, что каждый ребенок имеет права на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Пунктами 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) установлено, что организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона № 181- ФЗ).

В соответствии п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится, в том числе, создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

В соответствии с п. п. 1, 5, 6 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-­правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов зрительной информации, надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно - точечным шрифтом Брайля, а также условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно разделу 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» среди основных приоритетов и целей государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения является создание условий доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

В соответствии с п. п. 3 и 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее-Приказ № 1309) установлена обязанность организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечить наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема (п. 6.5.9. «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» утв. и введен в действие Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр).

Согласно подп. «г» п. 11 приказа № 1309 на объектах, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по объекту, от общего количества объектов, имеются: выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов; сменные кресла-коляски; адаптированные лифты; поручни; пандусы; подъемные платформы (аппарели); раздвижные двери; доступные входные группы; доступные санитарно-гигиенические помещения. Технические требования к оснащению пандусов, предусмотрены п.п. 3.15, 5.1.11, 5.1.14, 5.1.16, 5.1.17, 6.1.2., 6.2.8, 6.2.9, 6.2.10, 6.2.11 Сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения предусмотрены Сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2020), утвержденных и введенных в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020: Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения).

Исходя из п. п. 5.1.З., 5.1.1. СП 59.13330.2020: Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание.

Вход на земельный участок приспосабливаемого объекта следует оборудовать доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте.

Система средств информационной поддержки и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на часы работы организации (учреждения или предприятия).

Пунктами 5.1.7., 6.2.2. СП 59.13330.2020: Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения предусмотрено, что ширину прохожей части пешеходного пути для маломобильных групп населения следует принимать не менее 2 м.

Также, в соответствии с п. 6.1.1. СП 59.13330.2020: Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей. Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом п. 8.1.7.

Согласно п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.

Суд считает установленным, что ответчиком МДОУ «Детский сад № 8 общеразвивающего вида» с. Визинга не представлено доказательств подтверждающих выполнения требований прокурора по устранению допущенных нарушений законодательства по социальной защите инвалидов, доступности маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.

Исследовав и оценив представленные в деле доказательства, принимая во внимание, что ответчиком не представлены в полном объеме доказательства принятия им мер, направленных на социальную защиту инвалидов, доступность маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры, поскольку влечет за собой ограничение доступности маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры, в том числе несовершеннолетних, посещающих учреждение в образовательных целях.

Непринятие мер по своевременному устранению выявленных нарушений в значительной мере способствует складыванию негативной ситуации в сфере соблюдения прав инвалидов, маломобильных групп населения, а так же, с учетом того, что ответчик МДОУ «Детский сад № 8 общеразвивающего вида» с. Визинга признал исковые требования прокурора, суд полагает, что заявленные требования прокурора Сысольского района РК подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Сысольского района Республики Коми удовлетворить.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 общеразвивающего вида» с. Визинга обеспечить учреждение в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда:

- беспрепятственным доступом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения путем оснащения пандусом в соответствии с подп. «г» п. 11 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», п.п. 3.15, 5.1.11, 5.1.14, 5.1.16, 5.1.17, 6.1.2., 6.2.8, 6.2.9, 6.2.10, 6.2.11 Свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;

- носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа к объекту (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения путем оснащения доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте, вывесками с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- оснастить проступи краевых ступеней лестничного марша полосами, контрастными с поверхностью ступеней в соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020.

На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.

Председательствующий – подпись

Копия верна. судья Г.Д. Фомина

2-192/2024 ~ М-121/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сысольского района Республики Коми Муравьев Е.Г.
Ответчики
МДОУ " Детский сад № 8 общеразвивающего вида" с.Визинга
Другие
Управление образования АМР "Сысольский"
Администрация муниципального района "Сысольский"
Суд
Сысольский районный суд Республики Коми
Судья
Фомина Галина Дмитриевна
Дело на странице суда
sysola--komi.sudrf.ru
25.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2024Передача материалов судье
28.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее