Судья Егорова М.П.
УИД 76RS0009-01-2023-000342-09
Дело № 30-2-5\2024
Р Е Ш Е Н И Е
26 января 2024г. гор. Ярославль
Судья Ярославского областного суда Преснов В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чистяковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Заломаева Александра Борисовича на постановление административной комиссии Первомайского муниципального района Ярославской области от 19 сентября 2023г. № 42 и решение судьи Первомайского районного суда Ярославской области от 21 ноября 2023г., принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 25 <3> Закона Ярославской области от 03.12.2007г. № 100-з «Об административных правонарушениях», в отношении Заломаева Александра Борисовича,
Установил:
Постановлением административной комиссии Первомайского муниципального района Ярославской области от 19 сентября 2023г. № 42, оставленном без изменения решением судьи Первомайского районного суда Ярославской области от 21 ноября 2023г., Заломаев А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 25 <3> Закона Ярославской области от 03.12.2007г. № 100-з «Об административных правонарушениях», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
В жалобе, поданной в областной суд, Заломаев А.Б. просит отменить указанные постановление о назначении административного наказания и решение судьи Первомайского районного суда Ярославской области, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приводя доводы о незаконности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании областного суда Заломаев А.Б. жалобу поддержал.
Представитель административной комиссии Первомайского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО1, являющаяся ответственным секретарем комиссии, возражала против удовлетворения жалобы.
Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении в числе прочего указываются фамилия и инициалы лица, составившего протокол, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ)
В протоколе об административном правонарушении от 06 сентября 2023г. № 43, составленном в отношении Заломаева А.Б., указано, что он составлен заведующим правовым отделом администрации Первомайского муниципального района Ярославской области – ответственным секретарем административной комиссии Первомайского муниципального района Ярославской области ФИО1.
В соответствующей части протокола содержится информация о том, что протокол подписан заведующей правовым отделом ФИО2, являющейся членом административной комиссии, которая принимала участие в рассмотрении дела в отношении Заломаева А.Б.
При этом визуальное восприятие подписи ФИО1, содержащейся в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Заломаева А.Б. от 19 сентября 2023г., свидетельствует о различии исполнения подписей в протоколе об административном правонарушении и в протоколе заседания комиссии.
Из постановления администрации Первомайского муниципального района Ярославской области от 30 мая 2022г. № 329 (в редакции постановления от 17.07.2023г. № 364) «О составе административной комиссии» следует, что ответственным секретарем административной комиссии является ФИО1, занимающая должность главного специалиста-юриста правового отдела администрации Первомайского муниципального района (такая же должность ФИО1 указана в доверенности от 02 октября 2023г., выданной администрацией муниципального района). ФИО2 – член административной комиссии - занимает должность заведующей правовым отделом администрации Первомайского муниципального района.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении подписан членом административной комиссией ФИО2, несмотря на то, что в этом же протоколе указано о составлении протокола ФИО1.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Ярославской области от 03.12.2007г. № 100-з «Об административных правонарушениях» ответственный секретарь административной комиссии и член комиссии вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по делам, рассмотрение которых отнесено к компетенции административных комиссий. Вместе с тем допущенное нарушение является существенным, так как имеется неопределенность в отношении лица, составившего протокол. Указанное нарушение является существенным также с учетом положений части 4 статьи 13 Закона Ярославской области от 06.12.2012 N 58-з (в ред. от 03.07.2023) «Об административных комиссиях в Ярославской области».
В протоколе об административном правонарушении действия Заломаева А.Б. квалифицированы по части 2 статьи 25 <3> Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях».
По состоянию на 25 июля 2023г. (время совершения вмененного административного правонарушения) Закон Ярославской области «Об административных правонарушениях» действовал в редакции Закона Ярославской области от 03 июля 2023г. № 51-з.
В соответствии с редакцией, действовавшей на день вмененного Заломаеву А.Б. административного правонарушения, часть 2 статьи 25<3> Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» предусматривала административную ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за то же деяние.
Частью 1 статьи 25<3> Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» в редакции Закона Ярославской области от 03.07.2023г. № 51-з предусмотрена административная ответственность за размещение легковых транспортных средств, мотоциклов, в том числе брошенных или разукомплектованных, и прицепов к ним на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями и иных объектах благоустройства на территории муниципального образования в нарушение требований, установленных правилами благоустройства, если указанное деяние не является нарушением правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 25<3> Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» в редакции Закона Ярославской области от 03.07.2023г. № 51-з административная ответственность наступает за размещение грузовых транспортных средств, самоходных машин, в том числе брошенных или разукомплектованных, и прицепов к ним на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями и иных объектах благоустройства на территории муниципального образования в нарушение требований, установленных правилами благоустройства, если указанное деяние не является нарушением правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тем самым, правовая квалификация действий Заломаева А.Б., изложенная в протоколе об административном правонарушении, существенно отличается от изложенных в протоколе обстоятельств. Данное нарушение влияет на реализацию лицом права на защиту, в связи с чем относится к числу существенных процессуальных нарушений.
При таких данных имеются основания для вывода о несоблюдении указанных выше требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола в отношении Заломаева А.Б.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Нарушения процессуальных требований КоАП РФ, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении, являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
Исходя из положений части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным доказательством по делу, в котором фиксируется событие административного правонарушения, и процессуальной основой рассмотрения дела об административном правонарушения. В связи с чем, недопустимость протокола об административном правонарушении является основанием для отмены вынесенного на его основании постановления о назначении административного наказания и прекращения производства по делу, так как возможность устранения допущенных процессуальных нарушений к настоящему времени утрачена.
Кроме того, следует учесть, что член административной комиссии ФИО2, подпись которой содержится в протоколе об административном правонарушении, принимала участие в рассмотрении дела в отношении Заломаева А.Б.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона Ярославской области от 06.12.2012 N 58-з (в ред. от 03.07.2023) «Об административных комиссиях в Ярославской области» член административной комиссии, составивший протокол об административном правонарушении, не вправе принимать участие в рассмотрении данного протокола об административном правонарушении в качестве члена административной комиссии.
Учитывая, что ФИО2 подписала протокола об административном правонарушении, имеются основания для выводов о нарушении требований части 4 статьи 13 Закона Ярославской области от 06.12.2012г. № 58-з и, как следствие этого, рассмотрения дела незаконным составом комиссии.
В силу изложенного обжалуемые Заломаевым А.Б. акты подлежат отмене, производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 25 <2> Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях».
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
Решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░░ 2023░. № 42 ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2023░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 25 <3> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 03.12.2007░. № 100-░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 6 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░ ░░ – ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 30.12-30.14 ░░░░ ░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░