РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.03.2022 город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Мишиной К.Н.,
при секретаре судебного заседания Г.,
с участием представителя ответчика Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-2264\2022 (УИД №38RS0001-01-2021-000775-52) по иску Косолаповой Натальи Викторовны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в стаж периоды работы, назначить досрочно страховую пенсию по старости с момента обращения,
УСТАНОВИЛ:
Истица Косолапова Н.В. в обоснование иска указала, что ** ею было подано заявление в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в АГО о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика № от ** ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (30 лет). Стаж на соответствующих видах работ составил 29 лет 4 месяца 26 дней при требуемом 30 лет.
Данное решение пенсионного органа считает незаконным, так как не все периоды ее работы были учтены при подсчете:
-с ** по ** в Ангарской больнице скорой медицинской помощи в должности палатной медсестры;
-с ** по ** в Ангарской больнице скорой медицинской помощи в должности старшей медсестры регистратуры;
-с ** по ** период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет во время работы в ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации.
Кроме того, периоды с ** по ** в должности медицинской сестры палатной, с ** по ** в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации должны засчитываться в стаж работы как 1 год и 6 месяцев, что не было учтено при подсчете стажа.
Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, Косолапова Н.В. просит признать незаконным решение № от **, вынесенное ГУ УПФР в АГО в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в льготном исчислении, 1 год как 1 год и 6 месяцев, следующих периодов работы:
-с ** по ** в должности медицинской сестры палатной;
-с ** по ** в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации.
Кроме того, истица просит обязать ответчика включить в стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанные периоды в льготном исчислении, 1 год как 1 год 6 месяцев.
Истица также просит признать незаконным решение ответчика в части не включения в стаж следующих периодов работы, обязав ответчика включить их в стаж ее работы:
-с ** по ** в Ангарской больнице скорой медицинской помощи в должности палатной медсестры;
-с ** по ** в Ангарской больнице скорой медицинской помощи в должности старшей медсестры регистратуры;
-с ** по ** период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет во время работы в ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации.
В уточненном иске Косолаповой Н.В. также заявлены исковые требования о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с **.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области реорганизовано, поэтому определением суда от ** по настоящему делу установлено правопреемство ответчика, на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, который является правопреемником первоначального ответчика.
В судебное заседание истица Косолапова Н.В., ее представитель К. не явились, о его дате и времени извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика - Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области Д., действующий на основании доверенности, иск не признал, возражал против его удовлетворения.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд с учетом всех обстоятельств дела находит исковые требования Косолаповой Н.В. подлежащими удовлетворению частично.
Судом установлено, что ** Косолапова Н.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением ею лечебной деятельности.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области от ** № (далее по тексту – оспариваемое решение) Косолаповой Н.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решение мотивировано тем, что стаж работы Косолаповой Н.В. на соответствующих видах работ составил 29 лет 4 месяца 25 дней при требуемом 30 лет.
В настоящее время правопреемником Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области является Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
В стаж истицы на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» засчитаны следующие периоды работы:
-с ** по ** в профессии (должности) медсестры в Ангарской больнице скорой медицинской помощи;
-с ** по ** в профессии (должности) медсестры в МУЗ Ангарский онкологический диспансер (1 год как 1 год 6 месяцев);
-с ** по ** в МУЗ Ангарский онкологический диспансер (1 год как 1 год 6 месяцев) (по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета);
-** по ** в ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» (по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета);
-с ** по **, с ** по **, с ** по **, с ** по ** в ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» (1 год как 1 год 6 месяцев) (по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета).
Все остальные периоды работы не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных действующим законодательством, регулирующим досрочное пенсионное обеспечение и позволяющим отнести их к стажу на соответствующих видах работ, дающему право на досрочное назначение страховой пенсии.
С решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области в части не включения ряда периодов работы, Косолапова Н.В. не согласилась, считая его незаконным.
Суд, разрешая спор, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от ** №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от ** №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с **, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (60 лет мужчины, 55 лет женщины), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Вопрос о включении той или иной профессии, должности, учреждения в список, дающий право на получение досрочной пенсии по старости ранее общеустановленного возраста, отнесен к компетенции Правительства Российской Федерации и решается им в зависимости от специфики и характера работы, функциональных обязанностей работника, профиля и задач деятельности медицинского учреждения и других факторов, влияющих на интенсивность труда, степень неблагоприятного воздействия, психофизиологические нагрузки, которым подвергаются отдельные категории работников.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ранее действовавшего Федерального Закона от ** №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Пункт 2 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности), и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от ** № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от ** № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от ** № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ** по ** включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ** № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ** по ** включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от ** № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до **.
Оценка пенсионных прав производится по нормам пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения работ, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ** №-П, которым установлено, что в целях реализации пенсионных прав при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, а также по нормам действующего пенсионного законодательства.
Абзацем 3 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до ** могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Судом установлено, что Косолапова Н.В. в период с ** по ** работала в МУЗ «Больница скорой медицинской помощи»
** истица принята в терапевтическое отделение медицинской сестрой палатной, ** переведена на должность старшей медицинской сестры регистратуры поликлиники №, ** уволена по статье 31 КЗоТ РФ по уходу за ребенком до 14 лет.
Согласно справке от ** №, уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость в особых условиях труда, выданной ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи», Косолапова Н.В. работала в указанном учреждении с ** по **.
Обращаясь с иском в суд, Косолапова Н.В. просит зачесть в специальный стаж ее работы периоды в должности медицинской сестры палатной, в должности старшей медсестры регистратуры ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи».
В указанные спорные периоды работы Косолапова Н.В. осуществляла медицинскую деятельность в учреждении здравоохранения и отсутствие в индивидуальном лицевом счете системы обязательного пенсионного страхования застрахованного лица Косолаповой Н.В. кода «выслуга лет или особые условия труда» само по себе не может ограничивать право истицы на получение льготной пенсии.
Однако, зачету в льготный стаж истицы для досрочного назначения страховой пенсии подлежит лишь период с ** по ** (1 год 2 месяца 6 дней) медицинской сестры палатной ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи», поскольку в период с ** по ** истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, а период с ** по ** был зачтен пенсионным органом при вынесении оспариваемого решения.
Действительно, в силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ** №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Федеральный закон от ** №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» возлагает на страхователя обязанность представлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ.
Статья 14 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не предусматривает обязанности застрахованного лица, работающего по трудовому договору, осуществлять контроль за представлением работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный фонд.
Истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ, не имел реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.
Поскольку истица является добросовестным участником гражданских правоотношений, то его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения или невыполнения работодателем обязанностей, возложенных на него законом.
Таким образом, отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд РФ кода особых условий труда относительно периода с ** по ** не должно влечь для истицы неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда лежит на работодателе.
Учитывая, что льготный характер работы истицы в указанный период подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, вины Косолаповой Н.В. не имеется в том, что работодатель ненадлежащим образом исполнил свои обязанности, то у суда имеются основания для включения спорного периода с ** по ** (1 год 2 месяца 6 дней) в специальный трудовой стаж истицы для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Указанный период лечебной деятельности истицы подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от ** № возможность льготного исчисления стажа истицы (как 1 год и 6 месяцев) не предусмотрена.
Судом также установлено, что Косолапова Н.В. в период с ** по настоящее время работает в ГБУЗ «Областной онкологический диспансер», с ** в должности палатной медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации, с ** в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации, с ** в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологиии и реанимации № (г.Ангарск), в которой работает по настоящее время.
Согласно справке от ** №А, уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость в особых условиях труда, выданной ГБУЗ «Областной онкологический диспансер», Косолапова Н.В. работает в указанном учреждении с **, осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения в течение полного рабочего дня при полной рабочей неделе на 1 ставку.
Спорными периодами работы в ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» являются:
-с ** по ** в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации, который, по мнению истицы, должен быть зачтен в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев;
-с ** по ** – отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет.
Из пояснений истицы, а также письменных материалов дела судом установлено, что в спорный период с ** по ** истица занималась лечебной деятельностью в учреждении здравоохранения.
Однако, указанный период зачтен ответчиком в стаж работы в календарном исчислении, что не соответствует действующему законодательству.
Утвержденным Постановлением Правительства РФ от ** № Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотрена возможность включения в такой стаж периодов работы в должности медицинской сестры, в том числе медицинской сестры палатной и медицинской сестры-анестезиста, больниц всех наименований.
На основании пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы. В частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев (подпункт «б» пункта 5 Правил).
Приложением к названным Правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. В данном перечне в числе наименований структурных подразделений указаны отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии; в числе наименований должностей указаны должности «медицинские сестры палатные», «медицинские сестры-анестезисты».
При таких обстоятельствах, иск в указанной части подлежит удовлетворению, а период с ** по ** должен быть зачтен ответчиком в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев.
Отказывая в удовлетворении иска о зачете в льготный стаж периода с ** по ** отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет в период работы в ГБУЗ «Областной онкологический диспансер», суд руководствовался следующим.
Установлено, что в период с ** по ** Косолапова Н.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет на основании приказа от ** №-ок, что указано в справке ГБУЗ «Областной онкологический диспансер».
До введения в действие Закона РФ от ** № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», статьи 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу **, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ** № «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до ** (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ** № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, поскольку отпуск по уходу за ребенком у истца начался после **, в связи с чем, такой отпуск не подлежит включению в специальный стажа Косолаповой Н.В.
Аналогичным образом судом разрешен спор в части периода с ** по **, в который истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в период работы в ОГБУЗ «Ангарская больница скорой медицинской помощи», который также не подлежит включению в льготный стаж работы.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ** № «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» предусматривает что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом №173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона №173-ФЗ).
Истица Косолапова Н.В. просит суд обязать ответчика назначить ей льготную пенсию по старости с **, то есть с момента ее первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Правовых оснований согласиться с указанной позиции истицы у суда оснований не имеется.
Из материалов дела следует, что Косолапова Н.В., действительно, обратилась в пенсионный орган **. На указанную дату стаж работы истицы составлял более 30 лет.
Однако, страховая пенсия по старости не подлежала назначению с момента обращения истицы за назначением в силу изменения пенсионного законодательства.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона РФ от ** №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Данная норма права была внесена Федеральным законом от ** N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который вступил в действие с **.
Статьей 10 Федерального закона от ** №350-ФЗ, предусмотрено, что лицам, указанным в п.п. 19-21, которые приобретут соответствующий стаж с ** по **, указанным в п. 21, достигшим в этот период 50-55 лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7.
Приложением № к Федеральному закону от ** №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в новой редакции) предусмотрено, что если право на страховую пенсию по старости возникает в 2020 году, то срок назначения пенсии наступит не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. С учетом статьи 10 Закона, пенсия у Косолаповой Н.В. наступит не ранее чем через 1 год 6 месяцев (2 года – 6 месяцев) со дня приобретения в 2020 году требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, а именно с ** (** + 1 год 6 месяцев).
Таким образом, страховая пенсия по старости подлежит назначению Косолаповой Н.В. только с **, а потому на пенсионный орган суд возлагает обязанность назначить истице пенсию по старости с указанной даты.
В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат, как не основанные на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Косолаповой Натальи Викторовны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в стаж периоды работы, назначить досрочно страховую пенсию по старости с момента обращения, - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области № от ** в части отказа включить Косолаповой Наталье Викторовне в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях», следующие периоды работы:
- с ** по ** (1 год 2 месяца 6 дней) медицинской сестры палатной ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи»;
- с ** по ** в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» (в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев).
Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обязанность включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях», Косолаповой Наталье Викторовне следующие периоды работы:
- с ** по ** (1 год 2 месяца 6 дней) медицинской сестры палатной ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи» (в календарном исчислении);
- с ** по ** в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев.
Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обязанность назначить Косолаповой Наталье Викторовне страховую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, то есть с **.
В удовлетворении исковых требований Косолаповой Натальи Викторовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным в части решения невключения в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев периодов работы с ** по **, с ** по ** в должности медицинской сестры палатной, с ** по ** в должности старшей медицинской сестры регистратуры ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи», возложении обязанности включить в стаж периоды в льготном исчислении, - отказать.
В удовлетворении исковых требований Косолаповой Натальи Викторовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в стаж периоды с ** по ** отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет в период работы в ОГБУЗ «Ангарская больница скорой медицинской помощи», с ** по ** отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет в период работы в ГБУЗ «Областной онкологический диспансер», возложении обязанности включить в стаж периоды в льготном исчислении, - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд черед Ангарский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.Н.Мишина
Мотивированное решение принято судом в окончательной форме 14.03.2022.