УИД: 91RS0№-24
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2024 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Ермаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Республики Крым ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад «Ромашка» <адрес>" <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Ленинская центральная районная больнца", <адрес> Республики Крым, Управление образования <адрес> Республики Крым, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>, о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в котором, уточнив исковые требования, просил возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» <адрес>» <адрес> Республики Крым обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать медицинский кабинет, находящийся в образовательном учреждении, в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, предусмотренным Приложения № к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, а именно: секундомер 2 шт., оториноскоп с набором воронок 1 шт., холодильник 1 шт., пипетки 10 шт., травматологическая укладка 1 комплект, зонды желудочные разных размеров 4 шт., посиндромная укладка медикаментов 1 комплект, ведро с педальной крышкой 2 шт., стол рабочий 1 шт., ширма медицинская 1 шт., стол медицинский 1 шт., столик инструментальный 1 шт., лампа настольная 2 шт., бикс большой 1 шт., бикс малый 1 шт., пинцет 4 шт., корцанг 4 шт., калькулятор 1 шт., коврик 1 м х на 1,5 м 1 шт., комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни по числу учебных классов 1 шт.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране здоровья граждан в МБДОУ «Детский сад «Ромашка» <адрес>» <адрес> Республики Крым установлено, что медицинский кабинет учреждения не укомплектован медицинскими изделиями, предусмотренными стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. В целях устранения нарушений требований законодательства, а также защиты прав неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, пребывающих в образовательных учреждениях, прокурор обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования <адрес> Республики Крым.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ годв к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Ленинская ЦРБ".
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО2 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик -МБДОУ «Детский сад «Ромашка» <адрес>» <адрес> Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечило, надлежаще извещено. В суд поступило ходатайство заведующей МБДОУ «Детский сад «Ромашка» <адрес>» ФИО4 о рассмотрении дела без их участия (л.д. 22).
Третье лицо – <адрес> Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще извещена. В суд поступило ходатайство представителя ФИО3 о рассмотрении дела без участия представителя.
Третье лицо –Управление образования <адрес> Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третьи лица –Управление образования <адрес> Республики Крым и Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес> явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Ленинская ЦРБ», явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще извещены.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992г. № «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
На основании ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее –Закон №323-ФЗ) государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно п. 11.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
На основании п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Закона №273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41 Закона №273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-н утвержден порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее – Порядок).
В соответствии с п. 4 Порядка организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно п. п. 7, 9 указанного Порядка в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с п. 11 указанного Порядка установлено, что помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № к Порядку).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского Республики Крым проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на охрану здоровья граждан, в МБДОУ «Детский сад «Ромашка» <адрес>» <адрес> Республики Крым, в ходе которой установлено, что медицинский кабинет учреждения не укомплектован медицинскими изделиями, предусмотренными стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, на момент проверки отсутствовали: секундомер 2 шт., оториноскоп с набором воронок 1 шт., холодильник 1 шт., пипетки 10 шт., травматологическая укладка 1 комплект, зонды желудочные разных размеров 4 шт., посиндромная укладка медикаментов 1 комплект, ведро с педальной крышкой 2 шт., стол рабочий 1 шт., ширма медицинская 1 шт., стол медицинский 1 шт., столик инструментальный 1 шт., лампа настольная 2 шт., бикс большой 1 шт., бикс малый 1 шт., пинцет 4 шт., корцанг 4 шт., калькулятор 1 шт., коврик 1 м х на 1,5 м 1 шт., комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни по числу учебных классов 1 шт.
Опрошенная ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки заведующая МБДОУ «Детский сад «Ромашка» <адрес>» ФИО4 поясняла, что указанные нарушения устранить возможно лишь при поступлении финансирования, поскольку у образовательной организации отсутствуют денежные средства на данные цели (л.д. 7-9).
Вместе с тем, до настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения не устранены, что не оспаривается ответчиком по делу.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что медицинский кабинет МБДОУ «Детский сад «Ромашка» <адрес>» <адрес> Республики Крым не укомплектован медицинскими изделиями, предусмотренными стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, в результате чего нарушаются права на медицинское обслуживание несовершеннолетних.
МБДОУ «Детский сад «Ромашка» <адрес>» <адрес> Республики Крым является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование <адрес> Республики Крым в лице <адрес> Республики Крым (л.д. 46).
Согласно Уставу МБДОУ «Детский сад «Ромашка» <адрес>» <адрес> Республики Крым утвержденного постановлением администрации <адрес> Республики Крым учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование <адрес> Республики Крым в лице <адрес> Республики Крым. От имени муниципального образования функции и полномочия учредителя осуществляет <адрес> Республики Крым в лице Управления образования администрации <адрес> Республики Крым (л.д. 23-43).
Согласно Положению об Управлении образования <адрес> Республики Крым Управление имеет статус юридического лица, обладает полномочиями муниципального заказчика, осуществляющего закупки для муниципальных нужд; является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к муниципальным организациям в сфере образования; формирует и утверждает муниципальные задачи, имеет право в установленном порядке осуществлять финансовое обеспечение выполнения муниципальными организациями сферы образования муниципальных заданий, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений, осуществлять контроль их деятельности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Статьями 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Вместе с тем Ответчиком не представлено доказательств об обращении к учредителю о выделении денежных средств на указанные нужды, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей по обеспечению необходимых условий по приведению медицинского кабинета в МБДОУ «Детский сад «Ромашка» <адрес>» <адрес> Республики Крым в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-н.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Крым к МБДОУ «Детский сад «Ромашка» <адрес>» <адрес> Республики Крым подлежат удовлетворению.
В соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Каких-либо издержек, связанных с рассмотрением дела, сторонами не понесено, а потому они не распределяются и относятся на счет бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ромашка» <адрес>» <адрес> Республики Крым удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» <адрес>» <адрес> Республики Крым обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать медицинский кабинет, находящийся в учреждении, в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, предусмотренным Приложения № к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, а именно: секундомер 2 шт., оториноскоп с набором воронок 1 шт., холодильник 1 шт., пипетки 10 шт., травматологическая укладка 1 комплект, зонды желудочные разных размеров 4 шт., посиндромная укладка медикаментов 1 комплект, ведро с педальной крышкой 2 шт., стол рабочий 1 шт., ширма медицинская 1 шт., стол медицинский 1 шт., столик инструментальный 1 шт., лампа настольная 2 шт., бикс большой 1 шт., бикс малый 1 шт., пинцет 4 шт., корцанг 4 шт., калькулятор 1 шт., коврик 1 м х на 1,5 м 1 шт., комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни по числу учебных классов 1 шт.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А. Ермакова