Дело № 2-444/20№ 24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2024 г. г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.П.
при секретаре Бурлуке О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сущенко Виктории Валериевны к Администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица Сущенко Ангелина Романовна, Сущенко Виталия Романовна о сохранении жилого помещения в перепланированном виде
УСТАНОВИЛ:
Истец Сущенко В.В. обратилась в горсуд с исковыми требованиями о сохранении жилого помещения в перепланированном виде. Исковые требования мотивировал тем, что согласно договору социального найма жилого помещения № Ж 1828 от ДД.ММ.ГГГГ истцу для проживания с членами семьи передана квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В целях улучшения жилищных условий истцом были выполнены работы по благоустройству квартиры, а именно: в помещении № с назначением кухня площадью 12,3 кв.м. осуществлена замена внутренних сетей канализационных и водопроводных труб с врезкой и устройством канализационного стояка, выведенного в люк центральных сетей канализации. Стояк установлен в нишу и зашит влагостойким гипсокартонном. Рол в помещении № в совмещенном санузле поднят на 20 см с целью создания уклона для внутренних канализационных сетей. Под помещением № с назначением совмещенный санузел квартиры №№, производится капитальный ремонт и планируется устройство кладовой (подсобного помещения). Помещение № площадью 20 кв.м, с назначением жилая комната: вход в помещение № осуществляется через коридор общего пользования. Вход в помещение №, площадью 19,8 кв.м, с назначением жилая комната осуществляется через помещение № с назначением жилая комната через пробитый дверной проем, произведена установка дверного блока. В помещении № заложен дверной проем в общий коридор. После выполнения строительно-монтажных работ <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> состоит из четырех помещений: помещения № площадью 12,3 кв.м с назначением кухня; помещения № площадью 4,0 кв.м с назначением совмещённый санузел; помещения № площадью 20 кв.м с назначением жилая комната; помещения № площадью 19,6 кв.м с назначением жилая комната. После проведенных строительных работ конфигурация помещений <адрес> расположенной по адресу: <адрес> изменилась в границах квартиры, без присоединения помещений общего пользования, находящихся в общей долевой собственности жителей многоквартирного жилого дома. Таким образом, произведено устройство нового дверного проема в жилую комнату помещение № площадью 19,6 кв.м путем выполнения строительных работ, а именно монтажа перемычки до выпиливания проема, перемычку выполнили из металлического уголка L90x6, путем обрамления с двух сторон; вырезка дверного проема 2100x900; обрамлен металлическим уголком L40x5; -закладка дверного проема в жилую комнату (помещение №) площадью 19,6 кв.м, из помещения коридора общего пользования путем выполнения следующих строительных работ: возведена кирпичная кладка на сложном растворе, выполнены штукатурные и отделочные работы; выполнено устройство помещения кухни помещение № площадью 12.3 кв.м и совмещенного санузла помещение № площадью 4 кв.м в границах помещения 1, путем выполнения следующих строительных работ: монтажа перегородок из оцинкованного профиля и влагостойкого гипсокартона, монтажа внутренних сетей водоснабжения, канализации и электроснабжения, установки сантехнических приборов (унитаза, умывальника, душевой кабины), выполнения отделочных работ. В <адрес> по адресу: <адрес> размеры жилых и вспомогательных помещений соответствуют нормам и имеют функциональную взаимосвязь, согласно проведенному истцом экспертному исследованию на дату его проведения в жилых комнатах площади комнат составляют 19,6 кв.м и 20,0 кв.м., что соответствует требованиям СП 54.13330.2022. Фактическая общая площадь <адрес>,9 кв.м., в том числе жилая площадь 39,6 кв.м., полученная в результате перепланировки и переоборудования в квартире по адресу: <адрес> соответствует требованиям к площади жилых комнат, строительным нормам и правилам п.п. СП 54.13330.2022 «Здания жилые многоквартирные». Указав о том, что выполненные строительно-монтажные работы по перепланировке и переоборудованию <адрес> по адресу: <адрес> не создают угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушают интересы третьих лиц, которые проживают в двухэтажном многоквартирном жилом доме, истец Сущенко В.В. просит суд сохранить <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, нанимателем которой является Сущенко Виктория Валерьевна ДД.ММ.ГГГГ г.р., в перепланированном и переустроенном состоянии, поскольку это не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозы их жизни и здоровью; обязать ответчика внести изменения в технический паспорт жилого помещения в соответствии с перепланировкой.
В судебное заседание истец Сущенко В.В., являющаяся законным представителем третьих лиц Сущенко А.Р. и Сущенко В.Р. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, представитель истца ФИО6, направила в суд заявление, в котором просит исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил.
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела, отсутствие возражений против рассмотрения дела в отсутствие, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив исковое заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть 4 ст.17 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переоборудование и переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В силу ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения обращается в орган, осуществляющий согласование с предоставлением предусмотренного п. 2 ст. 26 ЖК РФ пакета документов. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит в силу ч. 3 ст. 26 ЖК РФ.
Если собственник жилого помещения совершил переустройство или перепланировку без получения разрешения, предусмотренного п. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. самовольно, жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и перепланированном состоянии на основании решения суда в силу ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Как следует из положений главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей переустройство и перепланировку жилых помещений, самовольно перепланированное и переустроенное помещение может быть сохранено в перепланированном и переустроенном виде только по решению суда, и в судебном порядке устанавливается факт отсутствия (наличия) нарушения прав и законных интересов граждан либо угрозы их жизни или здоровью такой перепланировкой.
Таким образом, законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно перепланированного жилого помещения в переустроенном виде в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозу их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания.
При этом бремя доказывания наличия оснований для сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии в силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возложено на лицо, обращающегося с такими требованиями.
Вопросы перепланировки помещений так же регулируются специальными положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170.
Дданные Правила указывают на недопущение переоборудования и перепланировки жилых домов и квартир (комнат), ведущих к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ухудшению условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.
Таким образом, для признания права на сохранение жилого помещения в перепланированном виде, истцам необходимо доказать, что произведенная перепланировка и переустройство соответствуют вышеперечисленным требованиям, в том числе требованиям градостроительного законодательства, СНиПов, Правил и норм пожарной безопасности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно договору социального найма жилого помещения № Ж 1828, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между собственником жилого помещения Муниципальным образованием городской округ Керчь в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым и нанимателем Сущенко В.В., последней для проживания с членами семьи: несовершеннолетними детьми Сущенко В.Р. и Сущенко А.Р. <адрес> (л.д. 11-12).
Истец и члены его семьи, в числе которых также несовершеннолетние дети Сущенко В.Р. и Сущенко А.Р., зарегистрированы по адресу <адрес> в <адрес>, используют указанную квартиру для постоянного проживания.
Согласно данным инвентарного дела БТИ, указанным в договоре социального найма, квартира имела жилую площадь 39,0 кв.м., общую площадь 57,1 кв.м.
Согласно техническому паспорту на <адрес> в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после заключения договора социального найма, площадь квартиры составляет 55,9 кв.м., состоит помещения 1 кухня площадью 12,3 кв.м., помещения 2 санузел площадью 4,0 кв.м., помещения 3 жилая комната площадью 20,0 кв.м., помещения 4 жилая комната площадью 19,6 кв.м. (л.д. 15-17)
Сведения об основных характеристиках указанного объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости, присвоен кадастровый №, указана площадь <адрес>,9 кв.м (л.д. 13).
В ходе рассмотрения дела судом бесспорно установлены обстоятельства того, что в <адрес> в <адрес> истцом с целью улучшения жилищно-бытовых условий произведена перепланировка: осуществлен демонтаж дверного блока между жилой комнатой № и общим коридором, выполнена закладка дверного проема между жилой комнатой № и общим коридором; обустроен дверной проем и установлен дверной блок в перегородке между жилыми комнатами № и №, возведены новые перегородки из оцинкованного профиля и влагостойкого гипсокартона с установкой дверных блоков; осуществлена прокладка новых и замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов с подключением к существующим инженерными коммуникациям холодного водоснабжения и канализации; выполнена прокладка новых и замена существующих электрических сетей, установка электрического оборудования (водонагревательного прибора); установлено новое сантехническое оборудование (унитаз, умывальник, душевая кабина, мойка) в санузле и на кухне; выполнена отделка внутренних помещений в спорной квартире в соответствии с их функциональным назначением, вследствие чего площадь квартиры уменьшилась на 1,2 кв.м. и составляет 55,9 кв.м.
Для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ФБУ «Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».
На разрешение эксперта были поставлены следующее вопросы: Являются ли строительные работы, произведенные в <адрес> в <адрес> реконструкцией, переустройством или перепланировкой? <адрес> в <адрес> после проведения ремонтно-строительных работ? Если произошло изменение площади квартиры в сравнении с правоустанавливающими документами установить причины? Были ли допущены нарушения действующих строительных норм и правил, санитарно-эпидемиологических норм, правил пожарной безопасности, имеются ли нарушения прав и законных интересов иных лиц, создается ли угроза их жизни и здоровью в результате проведенных ремонтно-строительных работ в <адрес> в <адрес>?
На основании определения суда экспертом ФБУ «Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» была проведена судебная строительно-техническая экспертиза, по результатам которой составлено заключение № (л.д. 102-125 ).
Согласно указанному заключению, установлено, что в <адрес> в <адрес> проведены строительные работы по переносу и устройству дверных проемов, а также по устройству кухни и совмещенного санузла относятся к перепланировке жилых помещений. Площадь <адрес> в <адрес> после проведенных ремонтно-строительных работ составляет 55,9 кв. м. Причиной изменения площади квартиры, а именно ее уменьшение на 1,2 кв.. являются проведенные истицей строительные работы по устройству кухни и совмещенного санузла, а именно возведение новых перегородок. При выполнении истицей строительно-монтажных работ по перепланировке и переустройству в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, в целом не допущены нарушения действующих строительных норм и правил, санитарно-эпидемиологических требований, правил пожарной безопасности, предъявляемых к жилым помещениям. С учетом соответствия результатов выполненных строительномонтажных работ по перепланировке и переустройству жилого помещения в многоквартирном жилом доме строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и правилам пожарной безопасности, предъявляемым к жилым помещениям, эксплуатация спорной квартиры в перепланированном и переустроенном виде возможна.
Суд оценивает указанное заключение экспертизы и не находит оснований для его критической оценки, принимает во внимание его полноту, отсутствие в нем противоречий, а также то, что заключение выполнено с учетом обследования экспертом спорного объекта недвижимого имущества и изучения материалов гражданского дела, подписано экспертом, имеющим необходимые сертификаты соответствия, заверено печатью и имеет иные необходимые реквизиты, находит заключение соответствующим требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества, в том числе, включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании изложенных выше правовых норм, также принимая во внимание выводы судебного эксперта, суд приходит к выводу о доказанности фактических обстоятельств проведения истцом перепланировки <адрес> в <адрес>, в ходе которой истцом общее имущество многоквартирного дома использовано не было, с учетом характеристик проведенных строительных работ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме не состоялось. Права и законные интересы третьих лиц при проведении перепланировки и переустройства квартиры не нарушены.
На основании изложенного, с учетом наличия объективных и бесспорных доказательств того, что выполненные работы по перепланировке квартиры не ведут к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем, не представляют угрозы для жизни и безопасности людей, связанных с эксплуатацией здания, соответствуют требованиям СНиП, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозы жизни и здоровью граждан, при этом выполнены с целью улучшения условий проживания истца, суд считает возможным сохранить указанное жилое помещение в реконструированном, перепланированном и переустроенном состоянии площадью 55,9 кв.м., в составе помещение 1 кухня площадью 12,3 кв.м., помещение 2 санузел площадью 4,0 кв.м., помещение 3 жилая комната площадью 20,0 кв.м., помещение 4 жилая комната площадью 19,6 кв.м., исковые требования удовлетворить.
В отношении исковых требований о возложении на ответчика Администрацию города Керчи Республики Крым обязанности внести изменения в технический паспорт помещения в соответствии с произведенной перепланировкой, суд указывает следующее.
В соответствии с п.п. 3, 4 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро. БТИ осуществляет технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности.
Учет жилищного фонда производится предприятиями БТИ на основании Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 3.45 данной Инструкции БТИ предписано взаимодействовать со всеми учреждениями, предприятиями и организациями, которые располагают сведениями об изменениях в правовом режиме, составе, состоянии и стоимости жилищного фонда.
Из содержания п.п. 3.33, 3.44, 3.46, 3.47 следует, что сведения об изменениях в зданиях и помещениях вносятся в абрисы, поэтажные планы и технические паспорта и отражают действительное состояние объектов при обследовании последних на месте инвентаризаторами. Подсчет площадей помещений производится в экспликации. При подсчетах следует пользоваться величинами, взятыми непосредственно при измерениях. Подсчеты производятся с точностью до одного десятичного знака.
Таким образом, составление технического паспорта объекта недвижимого имущества нормами действующего законодательства не отнесено к обязанностями органа местного самоуправления, определенного истцом в качестве ответчика по настоящему делу. С учетом изложенного, также, отсутствия сведений об обращении истца за составлением технического паспорта квартиры с отражением объективно существующих величин помещений квартиры, указанные требования заявлены преждевременно, к ненадлежащему ответчику, и не подлежат удовлетворению судом.
Решая вопрос о возмещении судебных расходов, суд руководствуется ст.ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», согласно которому не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, и приходит к выводу о том, что понесенные истцом по делу судебные издержки не подлежат возмещению ответчиком по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 50, 55-60,67, 98, 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Сущенко Виктории Валериевны к Администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица Сущенко Ангелина Романовна, Сущенко Виталия Романовна о сохранении жилого помещения в перепланированном виде - удовлетворить частично.
Сохранить квартиру, расположенную по адресу <адрес>, кадастровый №, в перепланированном виде, с техническими характеристиками: общая площадь 55,9 кв.м., состоит из помещения 1 кухня площадью 12,3 кв.м., помещения 2 санузел площадью 4,0 кв.м., помещения 3 жилая комната площадью 20,0 кв.м., помещения 4 жилая комната площадью 19,6 кв.м.
В удовлетворении исковых требований Сущенко Виктории Валериевны в остальной части – отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца с дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Захарова Е.П.
Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2024 г.
Судья Захарова Е.П.