18RS0№-27
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес>, Удмуртская Республика 17 января 2023 года
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Бубякина А.В., при секретаре Шаймуратовой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности обеспечить проведение паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения,
у с т а н о в и л:
<адрес> УР в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности обеспечить проведение паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения протяженностью 300 метров по пер. Октябрьский в <адрес> УР в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки прокуратурой района установлено, что в нарушение требований статей п.7 ст.3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», ч.4, ст.6 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.п. 4.2.1, п.4.2.2 ГОСТ 33388-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, не выполнена паспортизация автомобильной дороги общего пользования местного значения протяженностью 300 метров по пер. Октябрьский в <адрес> УР, кадастровый паспорт не оформлен, технический учет не произведен, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, картографии по УР сведений о правах на указанную дорогу не имеется.
Исследовав позицию участников процесса, прокурора, письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу положений ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Исходя из взаимосвязанных положений ч.3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, ч.2 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ, вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ст. 7 Устава муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в силу пп. 4 п. 9, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно п.4.2.1 ГОСТ 33388-2015. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
В силу п.4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизация дороги проводится по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения.
Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, затрагивает интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования.
Согласно информации Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ, указанная автомобильная дорога значится в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «<адрес> Удмуртской Республики».
В настоящее время в отношении автомобильной дороги, расположенной по адресу: УР, <адрес>, пер. Октябрьский, паспортизация не выполнена. На момент рассмотрения настоящего дела таких доказательств ответчиком также не представлено.
В связи с чем, на основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что имеются основания для возложения обязанности на Администрацию МО «<адрес> Удмуртской Республики» выполнить паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, пер. Октябрьский, протяженностью 300,00 пог.м.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом того, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности – 1 год со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности обеспечить проведение паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» обеспечить проведение паспортизации автомобильной дороги общего пользования протяженностью 300 метров по пер. Октябрьский в <адрес> УР в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд УР через районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Бубякин