Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-135/2024 ~ М-92/2024 от 14.03.2024

УИД 02RS0011-01-2024-000230-68 Дело № 2-135/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2024 года село Шебалино

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Унутова Э.Д., при секретаре Кохоевой С.В..,

рассмотрев исковое заявление прокурора Шебалинского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шебалинский район» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шебалинского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шебалинский район» об обязании ответчика в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести работы по обустройству контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес> Республики Алтай, а именно обеспечить наличие у контейнерной площадки водонепроницаемого покрытия. ограниченного бордюром и установку ограждения с 4-х сторон (одна сторона ворота).

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки 14.03.2017 установлено, что контейнерная площадка по <адрес> Республики Алтай не соответствует требованиям законодательства, регламентирующего вопросы накопления твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Шебалинского района РА Самалова А.А. поддержала заявленные требования, представитель ответчика Тайтаков А.П. признал исковые требования в части установки в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ограждения с 4-х сторон (одна сторона ворота).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворения исковых требований в связи со следующим.

Согласно ст.42 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона от от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (ст. 42).

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).

Согласно п.1 ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Согласно ст.1 Закона № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами

Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу п. 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п. 5.5 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённого приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 № 301-Д (далее также Порядок) для предотвращения проникновения животных (свободного доступа бродячих животных) контейнерные площадки должны быть ограждены с четырёх сторон (одна сторона ворота) либо предусматривать установку контейнеров с крышками с ограждением с трёх сторон.

В силу п. 5.12 Порядка контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков и животных, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, огорожена с четырех сторон (одна сторона ворота).

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в МО «Шыргайтинское сельское поселение» осуществляется контейнерный сбор ТКО. Собственником контейнерных площадок и контейнеров является администрация МО «Шебалинский район».

10.08.2024 прокурором Шебалинского района Республики Алтай главе МО «Шебалинский район» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления, в ответе от 15.09.2024 на которое администрация МО «Шебалинский район» указала, что мероприятия по изготовлению и установке крышек для контейнеров ТКО, в том числе установка ограждения контейнеров по <адрес> будут запланированы на 2024 год.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из материалов дела следует, что по <адрес> установлены 2 контейнера, при этом в нарушение Порядка контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов не имеют крышек или ограждений с четырех сторон, из которых одна сторона ворота.

По причине отсутствия крышек контейнеров или ограждений, под воздействием порывов ветра, бродячих животных и птиц, отходы из контейнеров распространяются на прилегающую территорию, что ухудшает санитарную обстановку, ставит под угрозу здоровье людей.

В силу того, что создание и содержание площадок накопления твердых коммунальных отходов осуществляется администрацией МО «Шебалинский район», которая является собственником данного имущества, именно данный орган обязан обеспечить обустройство контейнерных площадок в соответствие с установленными законодательством требованиями и нормами.

Полномочия прокурора на обращение в суд с данным иском предусмотрены ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе подать заявление в защиту интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что неисполнение требований закона в области обращения с твердыми коммунальными отходами ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.

Поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд в соответствии с ч.2 ст.39, ч.3 ст.173, п.4 ст. 198 ГПК РФ принимает признание иска ответчиком и решение об удовлетворении иска в части ограждения с 4-х сторон (одна сторона ворота) в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения суда с учетом принципа разумности, объема, характера работ, и считает возможным установить запрошенный прокурором срок для исполнения решения суда, который находит разумным.

При этом в части искового требования обеспечить наличие у контейнерной площадки водонепроницаемого покрытия, ограниченного бордюром, суд приходит к выводу об отказе в его удовлетворении в связи со следующим.

В соответствии с п. 5.4 Порядка (в редакции Приказа Минрегионразвития Республики Алтай от 27.05.2021 № 172-Д) контейнерные площадки должны иметь твердое водонепроницаемое бетонное покрытие или асфальтовое покрытие с уклоном в сторону проезжей части, удобным для выкатывания контейнеров к мусоровозам, а также для удобства подъезда к контейнерам маломобильных групп населения и для отведения талых и сточных вод.

В судебном заседании представитель ответчика Тайтаков А.П. пояснил, что контейнерная площадка по <адрес> имеет твердое водонепроницаемое бетонное покрытие.

Указанное также усматривается из имеющихся в материалах дела фотографий. В связи с указанным, а также тем, что Порядок (в редакции Приказа Минрегионразвития Республики Алтай от 27.05.2021 № 172-Д) не предусматривает ограничение водонепроницаемого покрытия контейнерной площадки бордюром, суд не усматривает основания для удовлетворения иска в части искового требования обеспечить наличие у контейнерной площадки водонепроницаемого покрытия, ограниченного бордюром.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ.

РЕШИЛ:

Иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Шебалинский район» удовлетворить частично.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Шебалинский район» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оградить контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, с 4-х сторон (одна сторона ворота).

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

На решение может быть подана апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 18.04.2024.

Председательствующий Э.Д. Унутов

2-135/2024 ~ М-92/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай
Ответчики
Администрация муниципального образования "Шебалинский район"
Суд
Шебалинский районный суд Республики Алтай
Судья
Унутов Э.Д.
Дело на странице суда
shebalinsky--ralt.sudrf.ru
14.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2024Передача материалов судье
15.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее