УИД 02RS0011-01-2024-000230-68 Дело № 2-135/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2024 года село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Унутова Э.Д., при секретаре Кохоевой С.В..,
рассмотрев исковое заявление прокурора Шебалинского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шебалинский район» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шебалинского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шебалинский район» об обязании ответчика в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести работы по обустройству контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес> Республики Алтай, а именно обеспечить наличие у контейнерной площадки водонепроницаемого покрытия. ограниченного бордюром и установку ограждения с 4-х сторон (одна сторона ворота).
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки 14.03.2017 установлено, что контейнерная площадка по <адрес> Республики Алтай не соответствует требованиям законодательства, регламентирующего вопросы накопления твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании помощник прокурора Шебалинского района РА Самалова А.А. поддержала заявленные требования, представитель ответчика Тайтаков А.П. признал исковые требования в части установки в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ограждения с 4-х сторон (одна сторона ворота).
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворения исковых требований в связи со следующим.
Согласно ст.42 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона от от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (ст. 42).
В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Согласно ст.1 Закона № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами
Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 5.5 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённого приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 № 301-Д (далее также Порядок) для предотвращения проникновения животных (свободного доступа бродячих животных) контейнерные площадки должны быть ограждены с четырёх сторон (одна сторона ворота) либо предусматривать установку контейнеров с крышками с ограждением с трёх сторон.
В силу п. 5.12 Порядка контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков и животных, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, огорожена с четырех сторон (одна сторона ворота).
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в МО «Шыргайтинское сельское поселение» осуществляется контейнерный сбор ТКО. Собственником контейнерных площадок и контейнеров является администрация МО «Шебалинский район».
10.08.2024 прокурором Шебалинского района Республики Алтай главе МО «Шебалинский район» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления, в ответе от 15.09.2024 на которое администрация МО «Шебалинский район» указала, что мероприятия по изготовлению и установке крышек для контейнеров ТКО, в том числе установка ограждения контейнеров по <адрес> будут запланированы на 2024 год.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что по <адрес> установлены 2 контейнера, при этом в нарушение Порядка контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов не имеют крышек или ограждений с четырех сторон, из которых одна сторона ворота.
По причине отсутствия крышек контейнеров или ограждений, под воздействием порывов ветра, бродячих животных и птиц, отходы из контейнеров распространяются на прилегающую территорию, что ухудшает санитарную обстановку, ставит под угрозу здоровье людей.
В силу того, что создание и содержание площадок накопления твердых коммунальных отходов осуществляется администрацией МО «Шебалинский район», которая является собственником данного имущества, именно данный орган обязан обеспечить обустройство контейнерных площадок в соответствие с установленными законодательством требованиями и нормами.
Полномочия прокурора на обращение в суд с данным иском предусмотрены ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе подать заявление в защиту интересов неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что неисполнение требований закона в области обращения с твердыми коммунальными отходами ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд в соответствии с ч.2 ст.39, ч.3 ст.173, п.4 ст. 198 ГПК РФ принимает признание иска ответчиком и решение об удовлетворении иска в части ограждения с 4-х сторон (одна сторона ворота) в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения суда с учетом принципа разумности, объема, характера работ, и считает возможным установить запрошенный прокурором срок для исполнения решения суда, который находит разумным.
При этом в части искового требования обеспечить наличие у контейнерной площадки водонепроницаемого покрытия, ограниченного бордюром, суд приходит к выводу об отказе в его удовлетворении в связи со следующим.
В соответствии с п. 5.4 Порядка (в редакции Приказа Минрегионразвития Республики Алтай от 27.05.2021 № 172-Д) контейнерные площадки должны иметь твердое водонепроницаемое бетонное покрытие или асфальтовое покрытие с уклоном в сторону проезжей части, удобным для выкатывания контейнеров к мусоровозам, а также для удобства подъезда к контейнерам маломобильных групп населения и для отведения талых и сточных вод.
В судебном заседании представитель ответчика Тайтаков А.П. пояснил, что контейнерная площадка по <адрес> имеет твердое водонепроницаемое бетонное покрытие.
Указанное также усматривается из имеющихся в материалах дела фотографий. В связи с указанным, а также тем, что Порядок (в редакции Приказа Минрегионразвития Республики Алтай от 27.05.2021 № 172-Д) не предусматривает ограничение водонепроницаемого покрытия контейнерной площадки бордюром, суд не усматривает основания для удовлетворения иска в части искового требования обеспечить наличие у контейнерной площадки водонепроницаемого покрытия, ограниченного бордюром.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ.
РЕШИЛ:
Иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Шебалинский район» удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Шебалинский район» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оградить контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, с 4-х сторон (одна сторона ворота).
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
На решение может быть подана апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 18.04.2024.
Председательствующий Э.Д. Унутов